logo search
уч

6.9. Особенности организации коррекционной работы в доу для детей с нарушенным слухом

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха ре­шаются задачи развития, воспитания и обучения глухих и сла­бослышащих дошкольников. На современном этапе развития педа­гогики совокупность и единство этих процессов рассматриваются как целостный процесс дошкольного образования, основным усло­вием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору содержания (А. Г. Асмолов, Р. Б. Стеркина и др.).

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушени­ями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоле­ние социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания в цивили­зацию». Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего, должна обес­печиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ре­бенка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечело­веческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, форми­рование речи как средства общения и познания, личностное разви­тие дошкольников. Реализация этих направлений работы возможна только в процессе длительной систематической работы, ориентиро­ванной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии до­школьников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представле­на в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознаком­ление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементар­ных математических представлений, музыкальное воспитание. Каж­дый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в со­вокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Проведение работы по этим разделам не только обогащает общее развитие ребенка, приближая его к развитию нормально слышащих детей, но и создает базу для коррекционной работы, так как каждый из разделов содержит специальные задачи.

Преодоление специфических недостатков, обусловленных сни­жением слуха, делает особо важными коррекционные задачи. В со­ответствии с положением Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка рано возникшая глухота или туго­ухость обуславливает отклонения вторичного порядка, которые свя­заны с нарушением в речевом развитии. Отклонения в речевом раз­витии и связанные с этим нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие в развитии познавательной деятельности, а также в личностном развитии. Преодоление отклонений в разви­тии детей связано со всей системой работы дошкольного учрежде­ния и направлено в первую очередь на коррекцию вторичных от­клонений — развитие речи и общения. Важными компонентами этой работы являются специфические разделы: развитие слухового вос­приятия и обучение произношению. Работа по развитию речи про­водится на специальных занятиях. Задачи формирования речи так­же включены во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению и развития слухового восприятия в дошкольных учреждениях решаются и другие проблемы, связан­ные с наличием особенностей в развитии познавательной деятель­ности, со своеобразием формирования игровой, изобразительной деятельности и т. д.

Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со снижен­ным слухом и стать основой его подготовки к школьному обучению.