1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
Образование является важнейшим конструктом цивилизации, определяющим фактором социально-экономического прогресса общества. Каждая страна в соответствии со своего исторического развития, национальных традиций, условий, перспектив формирует свою систему образования. Система образования - это совокупность учебно-воспитательных и культурно-образовательных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования, которые в соответствии с Конституцией и другими законами Украины осуществляют образование и воспитание граждан. Функционирование системы образования обеспечивается государством. В статье 53 Конституции Украины определено: "Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего Купаж кофе , внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам". Структура и целесообразность созданной в стране системы образования характеризуют ее эффективность и перспективность развития. В начале XXI в. структура образования в Украине такая. 1. Дошкольное образование. ее осуществляют дошкольные учебные заведения: ясли, ясли-сады, детские сады, ясли-сады компенсирующего типа, дома ребенка, детские дома интернатного типа, ясли-сады семейного типа, ясли-сады комбинированного типа, центры развития ребенка, детские дома семейного типа. 2. Общее среднее образование. Основным видом заведений, в которых добывается общее среднее образование, является средняя общеобразовательная школа трех степеней: первый - начальная школа, что обеспечивает начальное общее образование, второй - основная школа, которая обеспечивает базовое общее среднее образование, третий - старшая школа, что обеспечивает полное общее среднее образование. Для развития способностей, дарований и талантов детей создаются профильные классы, специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений. Для получения общего среднего образования могут создаваться вечерние (сменные) школы, а также классы, группы по очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах. 3. Внешкольное образование. К внешкольных учреждений образования относятся дворцы, дома, центры, станции детского и юношеского творчества, школы искусств, студии, начальные специализированные художественные учреждения образования, библиотеки, детские театры, парки, оздоровительные центры и другие учреждения. 4. Профессионально-техническое образование. Профессионально-техническими учебными заведениями являются: профессионально-техническое училище, профессионально-художественное училище, профессиональное училище социальной реабилитации, училище-агрофирма, училище-завод, высшее профессиональное училище, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовой комбинат, другие типы учреждений, предоставляющих рабочую профессию. 5. Высшее образование. Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет. Последипломное образование. К заведений последипломного образования относятся: академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования; учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших заведений образования (филиалы, факультеты, отделения и др.); профессионально-технические учреждения образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях. 7. Аспирантура. 8.Докторантура. 9.Самообразование. Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле -, радіонавчальні программы и т.д. Исходя из структуры образования, в Украине установлены соответствующие образовательные уровни:
Законом Украины "Об образовании" установлено также образовательно-квалификационные уровни: 1) квалифицированный рабочий; 2) младший специалист; 3) бакалавр; 4) специалист, магистр. |
В современной Украине система образования непрерывно развивается, и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие Особенно мощный инновационный процесс охватил украинскую систему образования в 1980 -
1990-е гг Вместо прежней единой и одинаковой школы появились гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений Открыто международные школы и университеты, частные школы и высшие учебные зак клади Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основные высшие учебные заведения теперь основном университеты и академиимії.
Среднее образование в Украине на протяжении разных исторических эпох и в XX в частности не имела постоянного срока и колебалась от 9-летней (1940 ~ \"1950) 10-летней (1950 - 1967, 1997 ~ И991) и 11-летней на 12 ичной за границей и меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они неодинаковы Среднее образование является обязательным для того, чтобы продолжить получать образование в высшем учеб льное учреждениеому закладі.
Начальный уровень высшего образования в Украине, как и во многих других странах, можно получить в специализированном колледже Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания высшего учебного в заведения По закону \"Об образовании\", в высшие учебные заведения в Украине относят институт, академию и университетыет.
Для реформирования системы высшего образования в Украине характерен поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями в украинской школе и новыми веяниями, связанными со вступлением в мировой в образовательное пространство На этом пути наблюдаем несколько тенденциий.
Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах Украины Преимущества этой системы в том, что многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность относительно того емпив обучения и выбора будущей специальности Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученной университетского образования новой специальноститі.
Вторая тенденция - значительное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое подключение к сети \"Интернет\" и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студенту и.
Третья тенденция - университизация высшего образования в Украине и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что обусловливает появление университетских комплексе и.
Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы Украины на самофинансирование Пятая тенденция восстановления высшего профессионального образования с учетом мировых стандартов Поэтому наблюдается переход украи ских вузов в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управленияня.
Образование - это наука и искусство вооружить людей разного возраста знаниями о трудности и проблемы, с которыми им, возможно, придется столкнуться, и средствами преодоления трудностей и решения проблем Высшего ре ивня профессионального образования - творческого мастерства - невозможно достичь без общей гуманитарного образования и без инновационных подходов к решению любых проблем (социально-экономических, производственно-технических ологичних, экономических и др.) Ориентация на эти стратегические направления приемлема, но консерватизм, свойственный высшей школе, препятствует движению впереред.
Главная цель инновационного образования - сохранение и развитие творческого потенциала человека Однако сегодня недостаточно творчества и проектирования Образование нужно принять общечеловеческую ценность Для этого в первую очередь необходимо сделать так, чтобы она развивала гармоническое мышление, построенное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомислен нння.
- Билет № 1
- 1.Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.
- 2.Определите основные задачи и пути развития речи младших школьников на уроках русского языка в начальных классах.
- 3.Разработайте конспект предметного урока по природоведению (класс, тема по выбору студента).
- 8. Узагальнення матеріалу із використанням наочності.
- Билет № 2
- 1.Общее представление о деятельности.
- 2.Раскройте особенности методической работы по формированию у учащихся начальных классов умений решать задачи определенных видов.
- 3. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (способ прямого и обратного приведения к единице, способ отношений)
- 3.Подберите подвижные игры на развитие ловкости и скорости (класс по выбору студента).
- Билет № 3
- 1.Технология коллективного творческого воспитания по и. П. Иванову.
- 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
- 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
- Билет № 4
- 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
- 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
- 3.Разработайте конспект урока в первом классе по теме: «Числа1 - 10 и число 0» по действующим учебникам.
- 1.Усна лічба
- 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
- Билет № 5
- 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
- 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
- 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
- Билет № 6
- 1.Понятие о мышлении.
- 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
- 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
- Билет № 8
- 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
- 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
- Билет № 9
- 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
- 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
- Методика работы над словосочетанием
- Методика работы над предложением
- Ознакомление с пунктуацией
- 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
- Vі. Усний рахунок.
- V. Розвиток математичних знань.
- Vі. Розв’язування задач.
- Vіі. Розвиток математичних знань.
- Vііі. Підсумки уроку.
- Билет № 10
- 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
- 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
- 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
- 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
- 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
- Билет № 12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 13
- 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
- 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
- 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
- 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
- 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
- 1.6. Организация коллективной деятельности
- 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
- «Однорідні члени речення»
- 1.Організаційний момент.
- 2.Повідомлення теми, мети уроку.
- 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
- 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
- 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
- 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
- Билет № 15
- 1.Технология проблемного обучения.
- 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 17
- 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
- 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
- 3.Составьте математический диктант с целью проверки знаний учащихся по теме «Нумерация чисел второго десятка» на основах дифференцированного подхода.
- Билет № 18
- 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Петриковская роспись».
- Билет № 19
- 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
- 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
- Билет № 20
- 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
- 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
- 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
- Билет № 21
- 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
- 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия после наблюдения над словосочетаниями:
- 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
- Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
- Итог урока. Беседа.
- Билет № 22
- 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
- 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
- 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
- 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
- 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
- Билет № 24
- 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
- 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
- Билет № 25
- 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
- 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
- 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
- Билет № 26
- 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
- 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
- 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
- Билет № 27
- 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
- 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Портретный жанр в живописи».
- V. Практическая работа.
- VI . Завершение урока
- Билет № 28
- 1.Основные направления работы классного руководителя.
- 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
- 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
- Билет № 29
- 1.Основные проблемы психологии мотивации.
- 2.Виды переводов и методика работы над ними.
- 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Билет № 30
- 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
- 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
- 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина