14. Управление государственным долгом рф. Назначение Стабилизационного фонда
Управлением госдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых гос цб. Политика управления внутренним госдолгом состоит из частей: организация эффективного функционирования первичных и вторичных рынков цб; минимизация издержек заимствования; координация политики управления госдолгом с эк политикой гос-ва в целом; меры по организации первичного рынка поддерживают новые выпуски государственных ценных бумаг. К ним относятся диверсификация инструментов госдолга, расширение круга держателей гос цб, регулирование операций по продаже, организация службы управления госдолгом, обеспечение доступа на финансовые рынки и поддержание рыночной конъюнктуры. Успешно функционирующие и ликвидные вторичные рынки способствуют расширению круга держателей гос-ных цб. Это позволяет стабилизировать рынок. Расширение рынков государственных облигаций шло по пути создания новых инструментов на основе использования гибких процентных ставок, сроков погашения и особенностей погашения отдельных выпусков, особенностей налогообложения процентных доходов. Гибкость процентных ставок достигается разными способами: за счет эмиссии облигаций с плавающими процентными ставками; применением заранее установленных различных фиксированных ставок на разных образованиях данного выпуска. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но нередко правительство выпускает новые займы, чтобы рассчитаться содержателями облигаций старого займа. Такой способ погашения государственных займов, как уже известно, называется рефинансированием. Основные мероприятия государства: (1) конверсия (изменение первоначальных условий займа, касающееся доходности. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, обычно уменьшая его, ставя целью снизить государственные расходы, связанные с выплатой процентов по долгу. Существует несколько методов проведения конверсии, главными из которых являются принудительные, добровольные и факультативные конверсии. При принудительной конверсии кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой. При добровольной конверсии кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную в долг сумму обратно, при факультативной — согласиться или отказаться от изменений условий займа.); (2) унификация займов (это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно цб, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита); (3) консолидация (4) обмен облигаций по регрессивному соотношению (т.е. несколько ранее выпущенных облигаций, приравниваются к одной новой облигации. F.e., такой обмен был проведен в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавил гос-во от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лег); (5) аннулирование госдолга (государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование ценных 6умаг может осуществляться па двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может являться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным» причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей); (6) новация (соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством). В Ru, чтобы управлять госдолгом надо: (1) включить все внешние займы в структуру госбюджета; (2) разработать долгосрочную программу предельных объемов госдолга по отношению к ВВП; (3) создать спецструктуру, которая бы следила за платежеспособностью страны; (4) увеличить долбю накоплений в ВВП; (5) поддерживать высокую котировку и ликвидность рос гос цб; (6) правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформления задолженности (в виде взаимозачетов, освобождений); (7) повысить надо использование зарубежных активов РФ, продолжать более активно работать с западными кредиторами (Парижским и Лондонским клубами)
Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд, создаваемый в целях сглаживания возможных проблем экономики (например, для смягчения проблем, связанных с возможным падением цен на нефть и пиками долговых платежей). В случае возникновения неблагоприятной конъюнктуры, накопленные в стабилизационном фонде средства разрешается использовать для исполнения обязательств, санкционированных законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в качестве источника покрытия дефицита федерального бюджета.
По расчетам Минфина, рост цены на нефть на $1 за баррель (сейчас 38$, а базовая – 20$) повышает доходы федерального бюджета на сумму около 45-50 миллиардов рублей. Стабфонд превысит 500 миллиардов рублей уже в этом году, и допдоходы пойдут в 2005 году на погашение госдолга, в том числе досрочное, за исключением 74,7 миллиарда рублей единоразового, по уверению правительства, платежа на покрытие дефицита Пенсионного фонда, образующегося из-за снижения ставки единого социального налога.
В 2005 году на погашение внешнего долга и замещение внешних займов из стабфонда будет потрачено 167 миллиардов рублей.
- 1. Содержание финансов как специфической экономической категории
- Сейчас в России можно выделить 5 звеньев финансовой системы:
- 2. Роль финансов в перераспределении ввп
- 3. Финансовая система России: структура, политика, тенденции развития
- 4.Западные теории о роли общественных финансов в макроэкономическом регулировании
- 6. Экономическое содержание и классификация налогов. Их роль в системе государственного регулирования экономики
- 8. Общая характеристика и развитие налоговой системы рф
- 9. С физических лиц в рф, их экономическая и социальная значимость
- 10. Налоги, уплачиваемые юр лицами в рф. Их структура, значение в формировании доходов бюджетной системы.
- 11. Бюджетная система рф и принципы ее построения
- . Принципы построения бюджетной системы рф
- 12. Основные направления бюджетной политики на 2005 г.
- 13. Состав, принципы построения и назначение бюджетной классификации рф
- 14. Управление государственным долгом рф. Назначение Стабилизационного фонда
- 15. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
- 16. Доходы организаций, формирование и использование выручки от продаж. Планирование объема продаж
- 17. Расходы организации, состав, классификация, регулирование
- 18. Формирование показателей финансового результата (прибыли) организаций. Методы планирования прибыли от продаж
- 19. Собственные источники формирования инвестиций на предприятии. Амортизационная политика.
- 20. Методы планирования потребности в оборотном капитале. Нормирование оборотных средств
- 21. Управление структурой капитала. Теория Модильяни-Миллера и ее развитие
- 22. Доходность и риск. Модель оценки капитальных активов у. Шарпа
- 23. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф
- 24 Проиводственный и Финансовый рычаг и его оценка
- 25. Виды и способы долгосроч финансирования. Сравнительная харака и критерии выбора
- 26. Функции денег в системе экономических отношений
- Вопрос 27. Денежная система и ее элементы.
- Вопрос 28. Кредит, его формы и роль в рыночной экономике.
- Вопрос 29. Коммерческий кредит в условиях рыночной экономики.
- 5. Стоимость кк значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).
- Вопрос 30. Основные теории денежно-кредитного регулирия эк-ки.
- Вопрос 31. Валютная система России.
- Вопрос 32. Валютный рынок и валютные операции.
- Вопрос 33. Валютный курс. Методы его регулирования.
- Вопрос 34. Конвертируемость валют. Условия, обеспечивающие конвертируемость.
- Вопрос 35. Платежный баланс России и его структура.
- I. Баланс текущих операций
- II. Баланс движения капиталов и кредитов
- Вопрос 36. Финансовый рынок, его структура.
- Вопрос 37. Экономическая природа и классификация ц/б.
- Вопрос 38. Корпоративные ц/б.
- 39. Современные проблемы и тенденции развития российского фондового рынка
- 40. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- 41. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- 42. Фондовые биржи являются непременным институтом рыночной экономики.
- Вопрос 43. Основные понятия срочного рцб.
- 44. Виды рисков
- Вопрос 45. Инвестиционные качества ц/б.
- 47. Снижение процентного риска портфеля гарантированных финансовых инструментов путем иммунизации
- 48. Финансовые критерии оценки инвестиционных проектов
- 49. Возможные подходы к выбору ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов. Роль показателя средневзвешенной стоимости капитала
- 50. Оценка рисков инвестиционных проектов. Подходы на основе анализа чувствительности и сценариев (надо дополнить!!!)
- 51. Современная банковская система России и перспективы ей развития
- 52. Цели, задачи, функции и операции Центрального Банка рф
- 53. Ресурсы коммерческих банков: характеристика и организация привлечения
- 56. Структура платежной системы России
- 57. Принципы построения платежных систем (принципы Ламфалусси). Задачи цб по их применению
- 58. Организация межбанковских корреспондентских отношений. Понятие корреспондентского счета, порядок ведения счета.
- 59. Организация межбанковских расчетов через расчетную сеть Банка России
- 60. Клиринговая система расчетов. Понятие клиринга, цели и задачи. Порядок организации банковского клиринга
- 61. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 62. Договор страхования как соглашение между страхователем и страховщиком
- 63. Организационно-правовые формы страховых организаций
- 64. Личное страхование: его сущность и значение
- 65. Понятие и классификация имущественного страхования
- 69. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.