Работа педагога с группой
Совместная деятельность педагога и детей протекает, в основном, в виде групповой совместной работы. Вряд ли такую работу следует именовать сотрудничеством. Ведь «сотрудничество» – многозначный термин. Если мы хотим подчеркнуть субъектность ребенка в совместной работе с педагогом, то не лучше ли характеризовать их работу как «сотворчество»?!
Существуют очень сильные доводы в пользу групповой работы с детьми. Они настолько известны, что мы позволим себе лишь легкое абрисное напоминание:
группа рождает поле интеллектуального напряжения для каждого ребенка;
группа обладает полем эмоционального заражения, и в него попадает, как правило, каждый ребенок;
группа как социальная единица вовлекает каждого в общественные связи и обогащает социальным опытом;
группа предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности;
группа вырабатывает образ достойной жизни и оснащает ребенка этим групповым представлением, стимулирует воспроизводство данного образа в реальной жизни ребенка.
Жизнедеятельность ребенка протекает в разных группах, и влияние одной группы накладывается на влияние другой. Они могут сливаться и усиливать взаимно одно другое, иногда они находятся в противоборстве, но могут подвергаться взаимному уничтожению, как в процессе интерференции, взаимно погашать друг друга. Решающее слово оказывается за так называемой референтной группой, эталонной группой для ребенка.
Для малыша такой референтной группой является семья; для младшего школьника это место постепенно занимает школьная группа (класс); старший подросток целиком зависим от группы свободного общения; старшеклассник чаще всего избирает творческую группу...
Одной из важнейших задач первоначального этапа работы с группой детей является налаживание в ней педагогически целесообразного социально-психологического климата. Благоприятный климат, сложившийся в группе, существенно облегчит в дальнейшем работу педагога, позволит каждому члену группы ощутить доброжелательность окружающих, уверенность в своей защищенности, принятии группой, а, следовательно, поможет ученикам безбоязненно вступать в деятельность, браться за трудные, ответственные, разнообразные дела, что обеспечит их полноценное развитие.
Неблагоприятный климат, напротив, осложнит работу педагога, заставит прилагать огромные усилия при организации деятельности учащихся, преодолевать их сопротивление... Неблагоприятный климат в группе порождает у ее членов неуверенность в себе, ощущение недоброжелательности и агрессивности окружающих, боязнь насмешек, непринятия, тревожность, безынициативность и пессимизм. Климат в педагогическом и психологическом понимании – устойчивая характеристика группы.
Психологическую атмосферу можно определить как преобладающее эмоциональное состояние в группе людей в процессе подготовки или проведения какого-либо дела (А. Н. Лутошкин). Создавая изо дня в день определенную атмосферу, педагог тем самым вносит существенный вклад в формирование социально-психологического климата группы.
Разумеется, ученики сами во многом ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя в этом процессе остается весомой и определяющей. Если педагог заботится о том, чтобы ученики погружались в атмосферу уважения личности другого человека, атмосферу радости от успешного труда, атмосферу преклонения перед красотой (будь то красота природы, человека или красота мысли), то подобная атмосфера не замедлит отразиться и на климате в классе.
Механизм формирования климата подсказывает, что педагогу необходимо заботиться об атмосфере каждого акта общения с учениками, ежедневно и ежечасно поддерживать и создавать ту атмосферу, которая соответствует цели воспитания. Наиболее значимым в этом отношении являются первые дни и недели работы с классом. Именно в этот период классный руководитель с наименьшим напряжением может задать образцы тех отношений, которые считает наиболее целесообразными.
Каждое групповое дело требует особой атмосферы: урок – деловой; концерт – праздничной; спортивное состязание – озорной и веселой и т.п. Разновидностей атмосфер множество, как много и нюансов человеческого восприятия мира. Но какой бы многообразной ни была атмосфера, ее можно охарактеризовать как благоприятную или неблагоприятную.
Теоретическое рассмотрение проблемы социально-психо-логического климата позволяет сформулировать основные технологические правила, которые дадут возможность каждому педагогу не только интуитивно, но и осознанно влиять на атмосферу в группе учащихся.
Первое:
На протяжении всего хода совместной деятельности педагог и дети вынуждены решать проблемы жизни, ежеминутно встающие перед ними. Разрешение жизненных проблем производится совместными усилиями педагога и детей. Каждая групповая работа – это «здесь и сейчас» протекающая жизнь, это своеобразный тренинг в умении решать жизненные проблемы. Педагог формулирует проблему, определяет векторы поиска ее решения, апеллируя к сознанию, чувству, опыту детей и тем самым инициируя выбор, достойный человека.
Педагог должен научить детей воспринимать мир, фиксировать влияния мира, предвидеть последствия производимого им в этом мире, осознавать желания и производить планируемые действия. Человек нередко совершает промахи, ошибки, отступления. Педагог поддерживает детей, создает щадящий режим для тех, кто ошибается.
Второе:
Совместная работа педагога и детей – это диалогическое взаимодействие, каждый участник вступает в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и, одновременно, осмысливая отношения других. Диалог – это разговор двух субъектов, обмен мнениями или вопросно-ответная форма разговора, но всегда тему ведут двое, будь это персона и группа, группа и группа, персона и персона.
В диалоге скрыт большой педагогический смысл: ребенок, высказывая свое мнение, суждение, оценку, раскрывает своё «Я» для партнера-педагога, но еще он раскрывает своё «Я» для самого себя. В диалоге растет субъектность, потому что в диалоге ребенок видит отличие своей личности от других, влияние своего мнения на мнение других, значимость своих суждений для окружающих. Он обретает в диалоге то, что сегодня принято называть самостью – способностью иметь и представлять автономность внутреннего мира своего «Я».
Третье:
Каждому участнику совместной деятельности предоставляется право на свободный выбор. Оно проявляется в свободном высказывании своего мнения, собственных суждений и оценок, выдвижении инициатив, в нежелании исполнять что-либо... При этом, категорический запрет должен быть наложен на право посягать на интересы другого человека и на право не работать, не развивать себя как человека, пользоваться безвозмездно плодами физических и духовных усилий других людей.
Во избежание вульгаризированного толкования права на свободный выбор, заметим: производится свободный выбор одного из ряда альтернативных решений.
Педагог должен приучать детей к ответственному отношению, предлагать непременно аргументировать сделанный выбор. Ошибочным является форсирование событий, немедленная реакция на неудачный выбор ребенка. Следует дать время на раздумье и изменение решения. Можно предложить сделать выбор позже, отложить срок окончательного выбора.
Четвертое:
Высокий содержательный уровень работы педагога с детьми обусловливает и высокие профессиональные требования к формам работы. Для ребенка форма играет гораздо более значимую роль, чем для взрослого. Он ещё не скоро научится разделять форму и содержание, через форму он оценивает содержание и благодаря форме может быть увлечен серьезным содержанием. Он идет к ценностям жизни через форму. Проблемы отрочества и юности во многом объясняются увлечением формой, за которое приходится расплачиваться.
Пятое:
Современная методика работы педагога с детьми придает воспитанию «скрытый (неявный) педагогический характер». Для ребенка не очевидна специально осуществляемая система педагогического влияния на его личностное развитие, но существует хорошо организованная жизнь, которая приносит ему счастье.
Понятие «скрытой педагогической позиции» ввел в свое время А. С. Макаренко, говоря, что ребенок уже живет в этой жизни, а не воспитывается ради жизни будущей. Педагог организует условия для достойной жизни, в процессе которой происходит развитие личности.
Создание условий для переживания ребенком счастья жизни позволяет говорить о действительной гуманизации воспитательного процесса. Продуманное и разработанное содержание воспитания, обеспеченное гуманистической методикой, при воспитательной цели, предполагающей признание человека высшей ценностью на земле, а также гуманистическая позиция педагога и гуманные взаимные отношения между детьми и педагогом – это может служить основанием для утверждения реальности гуманистической системы воспитания.
С культурологической позиции, не существует водораздела между разными видами и формами групповых занятий, так как в процессе любого группового дела дети «познают» мир, «активно взаимодействуют» с миром, начинают любить мир, оценивать его. Это происходит одновременно. Тайна педагогического искусства заключается в сопряжении трех функций культурологического плана. Детские души, как хороший компас, всегда указывают своими симпатиями в сторону педагога, производящего такое сопряжение90.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии