logo search
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Основные стили семейного воспитания

Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Дети имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания.

  1. Гипопротекция – недостаток опеки и контроля поведения, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, но реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

  2. Доминирующая гиперпротещия – обостренное внимание к ребенку и забота о нем сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

  3. Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребенка, безудержному стремлению к лидерству и превосходству, сочетающемуся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности, что усиливает истероидные акцентуации у детей.

4. Эмоциональное отвержение – отсутствие материнской заботы и внимания, грубое и нередко жестокое обращение с ребенком. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что ребенок не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста…». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

5. Повышенная моральная ответственность – не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

6. Гиперопека – навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей и возможностей ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка».

7. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви – недостатки в учебе или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице – как об отсутствующем. У одних детей подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование; у других – такое отношение родителей порождает чувство ненужности, одиночества.

Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины – ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», доставляющий родителям «одни огорчения», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. Развитие самостоятельности ребенка сковывается отношениями зависимости и постоянным страхом, что он окажется виноватым в неблагополучии родителей.

Содержанием семейного воспитания является формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: физическом, интеллектуальном, моральном.

В семье растут не просто дети, а мальчики и девочки, сыновья и дочери. Прежде всего здесь важно, чтобы семья была полной. При этом наличие обоих родителей одинаково важно и для мальчика, и для девочки. Первым сознательным и бессознательным образцом для девочки служит мама и другие старшие родственники женского пола, это самоочевидно, но девочка, выросшая без отца, не имеет образцов мужского поведения и общения, нередко ей трудно устанавливать контакты с представителями другого пола.

Очень сложные и значимые отношения складываются между мамами и сыновьями, которые не только определяют взаимоотношения выросшего сына в будущем с представительницами другого пола, но и вообще являются во многом определяющими в становлении личности и характера будущего мужчины.

С возрождением в стране деятельности религиозных конфессий важным стал вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то, скорее всего, ребенок, с рождения приобщенный к религии, вырастет верующим человеком. Но может этого и не произойти: по мере взросления ребенок может отказаться от внушаемой ему веры в пользу другой или вообще отказаться от веры. Может в неверующей семье расти верующий ребенок. Во всех случаях родители в этом вопросе во избежание конфликтов, ломки характера и сознания ребенка, могущих привести и к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.

В семейном воспитании используется весь арсенал методов воспитания; плохо, когда в единственными из всего этого многообразия становятся методы наказания и поощрения.