logo search
Общая педагогика-Симоненко

Классификация методов обучения

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на овладение учащимися (студентами) знаниями, навыками, умениями, на их воспитание и развитии.

Существуют различные классификации методов обучения, которые зависят от избираемого принципа.

Имеется классификация, которая строится на основании источников знаний (Е.В. Перовский, Е.А. Голант). В соответствии с источником знаний выделяют словесные методы (лекция, рассказ преподавателя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные методы (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и видеофильмов, демонстрация приемов действий и т.д.); практические методы (выполнение опытов, экспериментов, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, схем, диаграмм, выполнение измерений, изготовление приборов и т.д.).

В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер):

1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), основное назначение которого состоит в организации усвоения обучающимися знаний в готовом виде. Учитель (преподаватель) сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (книги, учебники), наглядных средств и практического показа.

2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям педагога.

3. Проблемное изложение заключается в том, что учитель (преподаватель) ставит проблему и показывает путь ее решения. Используется данный метод в ходе работы с книгой, на лекции, в ходе экспериментирования.

4. Частично поисковый или эвристический метод – состоит в том, что педагог организует участие обучающихся в выполнении отдельных этапов поиска.

5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Кроме того, он способствует развитию интереса и потребности в творческой деятельности.