logo search
уч

8.7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с рда в раннем и дошкольном возрасте

Любой маленький ребенок усваивает общий эмоциональ­ный смысл происходящего, а в непосредственном сопере­живании близкому человеку смысл вызревает как механизм организации поведения. Однако сопереживание невозможно без возникновения особого «настроя» на друго­го человека, устойчивой душевной связи с ним, поэтому первой задачей лечебного воспитания становится установ­ление с аутичным ребенком эмоционального контакта.

Первый шаг в работе с аутичным ребенком — установление с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное разви­тие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоцио­нальном единстве с мамой. Аутичный же ребенок испытывает трудности в разви­тии уже самых ранних форм эмоционального контакта с близкими.

Для того чтобы установить эмоциональный контакт с ре­бенком сейчас, мы должны хорошо представлять себе, что помешало этому произойти естественным образом в ран­нем возрасте. Опыт показывает, что потребность в общении у таких детей существует — они тянутся к людям; пробле­ма же состоит в том, что в психическом отношении они не выносливы — ранимы и тормозимы в контакте. Взгляд, голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями, и человек вообще, особенно же человек, активный в общении, спосо­бен очень быстро вызвать у них чувство дискомфорта. Таким образом, чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной, мы должны постарать­ся организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.

В некоторых случаях для восстановления эмоционального контакта используется специальный метод холдинг-терапии. Этот достаточно трудный путь может использоваться только родителями ребенка, по специальной рекомендации и под наблюдением специалистов.

Специалист способен помочь близким правильно оценить возможности ребенка и выбрать соответствующий уровень взаимодействия. Он может подобрать приемы организации контакта, научить способам привлечь к себе внимание ребенка, найти общие занятия, определить, что вызовет у него сопереживание, как избежать дискомфорта и чем стимулировать его к развитию активного взаимодей­ствия.

Второй шаг - переход к более развернутым формам взаимодействия. Ребенок должен сначала «обжить» саму ситуацию установления контакта, опробовать свою способность вызывать другого человека на общение. Он отходит — и приближается снова, выходит в другую комнату — возвращается и снова взгля­дывает на вас. Иногда он может делать это опосредованно, например бросая взгляд и улыбаясь вашему отражению в зеркале, в стеклянной или полированной дверце шкафа. Его поведение напоминает игру в прятки, точнее, игру совсем маленького ребенка: он с восторгом закрывает и открывает свое лицо и, в общем, показывает, что за стеной; аутизма все еще сохраняется живая, нормальная детская реакция. Постепенно такую игру можно «легализовать», перейдя к ней явным образом, и тут важно, чтобы ребенок, снова пережил от нее удовольствие, привык к ней, почувствовал, что сам контролирует ситуацию: дистанцию контакта, его интенсивность и длительность.

Третий шаг - упорная работа по развитию возможности произвольной организации такого ребенка. В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия (предлагаемого ребенку по показу) большое значе­ние в обучении приобретает непосредственная физическая по­мощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. Постепенно, с усвоением схемы действия физическая по­мощь уменьшается и увеличивается роль вербальной регуляции.