logo search
уч

8.5. Особенности формирования навыков социального поведения при рда

Оказание коррекционной помощи детям с РДА невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружени­ем, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от воз­можного контакта, появление нежелательных протестных реак­ций — негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию нега­тивного опыта общения.

По каким параметрам определить наиболее адекватный в дан­ный момент ребенку уровень контактов с окружающим миром и людьми?

- Как он обследует окружающие предметы: рассматривает; об­нюхивает; тащит в рот; рассеянно берет в руку, не глядя, и тотчас бросает; смотрит издали, боковым зрением? Как использует иг­рушки: обращает внимание лишь на какие-то детали (крутит коле­са машины, бросает крышечку от кастрюли, трясет веревку), манипулирует игрушкой для извлечения какого-либо сенсорного эф­фекта (стучит, грызет, кидает), проигрывает элементы сюжета (кладет куклу в кровать, кормит, нагружает машину, строит из кубиков дома)?

Наблюдения по перечисленным выше основным параметрам, характеризующим поведение ребенка, могут дать информацию о его возможностях как в спонтанном поведении, так и в создавае­мых ситуациях взаимодействия. Обычно эти возможности сущест­венно различаются. Так, в.своей непроизвольной активности ребе­нок может достаточно ловко манипулировать объектами: быстро листать страницы, собирать кусочки мелкой мозаики, соединять детали конструктора, расслаивать веревочку, но когда родители пытаются вложить ему в руку ложку, чтобы приучить его к само­стоятельной еде, или карандаш, чтобы научить его рисовать, он оказывается страшно неловким, несостоятельным. Такой ребе­нок может неожиданно произнести достаточно сложное слово «в пространство», но не может повторить по просьбе даже самое простое сочетание слогов.

Это не упрямство, не нежелание, а реальные трудности произ­вольной организации ребенка с серьезными нарушениями аффективного развития. И оценивая уровень его наличных воз­можностей взаимодействия с окружающим, мы должны, прежде всего определить, насколько он в данный момент вынослив в кон­такте и насколько велики эти трудности.

Вместе с тем, зная, на что способен ребенок в своей аутостимуляционной активности, мы можем рассчитывать на реализацию этих потенциальных возможностей в правильно организованной среде.