logo search
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

6. Нормативно-правовые основы современного образования

Закон РФ «Об образовании» определяет образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Заключительная часть определения принципиально важна: уровень образования является объектом аттестационных процедур, выполняемых государством или уполномоченными органами. При этом образовательные учреждения, реализуемые ими образовательные программы, органы управления образуют целостность, называемую образовательной системой.

В связи с поставленными целями, предъявляемыми требованиями и способом организации, в образовательной системе выделяются следующие структурные компоненты:

Кроме того, в системе общего образования, выделяются уровни начального (1 – 4 классы), основного среднего (5 – 9 классы) и полного среднего (10 – 11 классы) образования. В системе профессионального образования выделяются уровни: начального, среднего, высшего и послевузовского (последипломного) образования.

Обозначим ряд тенденций последних десятилетий, существенно изменяющих представления об образовании:

  1. Стандартизация образования. Начиная с 1992, во всех редакциях Закона РФ «Об образовании» определено, что образование осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, под которыми понимается «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» (Ст. 7). Стандарты воплощают идею государственно-общественного партнерства в определении содержания образования и фиксируют ту его часть, получение которой обязательно для всех граждан (минимальные требования), однако любое образовательное учреждение в пределах имеющегося статуса и ресурсов и, не нарушая законодательства РФ, может предоставлять образовательные услуги более высокого уровня на возмездной основе.

  2. Автономизация образовательных учреждений. Суть этой тенденции в наделении учреждений образования широким спектром прав, прежде принадлежавших органам управления – от разработки собственного учебного плана до финансовой самостоятельности.

  3. Модернизация образования. Уже во второй половине XX века образование, в том числе, высшее, становится массовым, т.е. доступным для большинства граждан. В этой связи, на рубеже столетий актуализируется проблема модернизации, т.е. повышении востребованности и социально-экономического эффекта образования.

  4. Информатизация образования. В связи с распространением компьютеров и ростом доступности ресурсов Интернет, происходит переоценка ценностей: ценность знания-информации стремительно снижается, зато возрастает значимость умений и навыков, связанных с получением и обработкой информации. Одновременно возникают новые формы образования (дистанционное образование, неформальное образование), ориентированные на развитие этих качеств.

  5. Глобализация образования. В той мере, в которой образование становится рыночным товаром, а также в связи с упрощением международных контактов, образовательная деятельность становится предметом экспорта и импорта. Огромным стимулом глобализации образования стала «Болонская декларация» (1999), выразившая волю стран-участниц Европейского Союза к созданию общеевропейской системы высшего образования и утверждению единых принципов деятельности вузов, в числе которых: двухцикловое высшее образование, взаимная аккредитация образовательных программ, единые подходы к управлению качеством образования во всех странах-участницах, включение «европейского измерения», поощрение «академической мобильности».