Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
Исследователи все конфликты делят на реалистические (или предметные) и нереалистические (или беспредметные). Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.
В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы – деструктивной. Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента.
Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:
1) стиль ведения разговора – повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфликтующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи;
2) неречевые характеристики поведения – уход от разговора, прекращение совместной деятельности, ее некачественное выполнение; попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности; напряженный самоконтроль поведения; замешательство и т.д. Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках делового обсуждения, разногласия не приобретают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии.
Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется:
стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет;
необоснованностью критических замечаний;
пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес.
Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорбления, и далее включаются механизмы активной защиты и противодействия с его стороны.
Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется:
повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля;
нарушением обратной связи;
уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления.
На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу. Процесс становится неуправляемым и необратимым.
В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта.
Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:
профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации;
различный социальный статус участников конфликта;
разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности.
Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.
Конечно, не существует общих приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией, поскольку ее участники преследуют, как правило, взаимоисключающие цели. В этом смысле возможно лишь предложить способы поведения, направленные на то, чтобы сделать его максимально рациональным; способы, которые призваны сдержать перерастание конфликтных отношений в глобальную конфронтацию. Набор таких действий и их иерархия, предлагаемые разными исследователями конфликта, могут отличаться друг от друга, но в целом они укладываются в некоторую общую схему:
действия, направленные на предотвращение инцидента;
действия, связанные с подавлением конфликта;
действия, дающие отсрочку;
действия, ведущие к разрешению конфликта.
Последовательно рассмотрим каждое из них.
Предотвращение инцидента.
Во-первых, необходимо устранить реальный объект конфликта.
Во-вторых, полезно привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо.
В-третьих, нужно сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
Подавление конфликта в необратимо деструктивной фазе или беспредметного конфликта.
Во-первых, нужно постараться целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.
Во-вторых, необходимо применить систему правил, норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу учащимися (эти правила и приемы необходимо заранее разработать).
В-третьих, учитель должен создать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют взаимодействию таких учащихся.
Отсрочка конфликта (временные меры, которые помогают ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения): сначала полезно изменить представления конфликтующих школьников об оппоненте, о конфликтной ситуации. Затем полезно снизить значимость объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать объект ненужным и недостижимым.
Разрешение конфликтной ситуации и конфликта. При возникновении ситуации проявить по отношению к школьнику: спокойный тон, терпимость к его слабостям, сочувствие к его положению, участие, постоянно поддерживать обратную связь, быть лаконичным, немногословным, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию с его стороны.
Поведение учителя на первой (дословесной) фазе беседы должно быть таким:
дать ученику выговориться, не пытаться перекричать, перебить;
внимательно выслушать;
держать паузу, если он проявляет излишнюю эмоциональность, мимикой, жестами показывать, что вы понимаете его состояние; уменьшить социальную дистанцию, например, улыбнуться, приблизиться к нему, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться и т.п.
На второй (словесной) фазе оперативные приемы поведения учителя могут быть, например, такими:
сказать о самочувствии, состоянии ученика;
обратиться к фактам;
признать свою вину, если она есть;
показать ему, что вы заинтересованы в разрешении этой проблемы;
подчеркнуть общность интересов, целей и задач с учеником; разделить с ним ответственность за решение проблемы;
подчеркнуть лучшие качества, которые в нем есть и которые помогут ему самостоятельно справиться со своим состоянием;
попросить у ученика совет, как вам поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию;
обещать поддержку;
если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.
Существуют специальные оперативные приемы при общении с трудным учеником:
повторить самые неразумные слова ученика как бы с недоумением;
тактично показать, что он излишне резок (сухое, холодное, формальное обращение, увеличение дистанции, подчеркнутая вежливость);
свести проблему к юмористической или сатирической стороне;
сказать школьнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации для него;
показать, что удовлетворение его стремлений может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.
В конфликтной ситуации учителю часто приходится делать замечания. На уроке хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш. На старшеклассников удачно порой действует замечание, поданное в виде афоризма, высказываний, изречений. Как правило, остроумные замечания ценятся, они запоминаются, да и учитель, меткий на слово, вызывает уважение.
Конечно, учитель должен иметь определенный заранее подобранный запас таких высказываний, и лучше, если при этом они не будут повторяться. Здесь мы остановились на средствах управления конфликтной ситуацией, которая возникает как реальная ситуация в учебном процессе. По своему характеру она является предметной, но не оценивается как существенная. Как правило, вызывается незначительными нарушениями дисциплины (опоздания, отвлекаемость на уроке и т. п.), учебных требований (отсутствие учебных принадлежностей, недостаточная подготовленность домашнего задания и т. п.). Дальнейшее обострение учителем подобной ситуации не имеет смысла. Следовательно, необходимо предпринять предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации. Более серьезные нарушения дисциплины и учебных требований нацеливают педагога на выработку программы воспитательных действий по отношению к учащемуся, который инициирует конфликтные ситуации, провоцирует учителя на инциденты. Коррекционная программа включает диагностику уровня конфликтогенности, выявление «западания» в развитии основных сфер, организацию самовоспитания школьника.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии