Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I-VIII видов
Вид учреждения | Категория детей | Уровень общеобразовательных программ | Специфика образовательного процесса | Педагогические кадры | ||||
I
| Неслышащие | 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7лет (с учётом подготовительного класса); 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6лет); 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 г.) | Преодоление недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определённым образом структурированного содержания обучения. | Педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, музыкальные работники, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи, учителя-дефектологи слухового кабинета и др. специалисты. | ||||
II | Слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи);
Позднооглохшие (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь) | 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении 4-5 лет, во 2 отделении 5-6 лет или 6-7 лет); 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях 6 лет); 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении 2 года). | Слабослышащие дети: Развитие слухового восприятия и работа над формированием устной речи с обеспечением активной речевой практики путём создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию.
Позднооглохшие дети: Организация специальной индивидуальной помощи по обучению восприятию устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе с момента восстановления их устной коммуникации со слышащими. Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. | |||||
Примечание: 1 отделение – для воспитанников с лёгким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
| ||||||||
| Незрячие | 1 ступень-начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет); 3 ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Общий срок обучения – 12 лет. | Обучение и воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования, с учётом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля. Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию осязательного (III) вид и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения. | Педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, старший вожатый, логопед, переводчик слепого учителя, библиотекарь и др. | ||||
IY |
Слабовидящие дети; дети с косоглазием и амблиопией | 1 ступень-начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет); 3 ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). | ||||||
Y | Дети с тяжёлой речевой патологией | 1 отделение: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет); 2 отделение: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);
| Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и оказания специализированной помощи, что обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения. | Педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учитель- логопед, библиотекарь и др. | ||||
Примечание: 1 отделение – дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. 2 отделение – дети с тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи.
| ||||||||
YI | Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | 1 ступень-начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5лет); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 3 года); 3 ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). | Восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. | Педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учитель- логопед, библиотекарь и др.
| ||||
YII | Дети с задержкой психического развития | 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-5 лет ); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); | Обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы; активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. | |||||
YIII | Дети с умственной отсталостью | Сроки обучения 9-11 лет с выдачей свидетельств установленного образца, которые могут быть увеличены на 1 год за счёт открытия подготовительного класса.
| Коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки; социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. | В дополнение к вышеперечисленным педагогическим должностям по учреждениям YI-YII видов: учитель-дефектолог. | ||||
Примечание: В учреждениях данного вида с 10-11 летним образованием трудовое обучение в 10-11 классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки с организацией обучения разным по уровню сложности видам труда с учётом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учётом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования. |
- Введение
- Раздел 1. Специальная психология
- 1.1. Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами.
- Отрасли специальной психологии:
- С пециальная психология
- 1.2. Исторический обзор развития специальной психологии, современное состояние и приоритетные направления
- Дефектология (устаревшее)
- 1.3. Л.С.Выготский и теоретическикие основы специальной психологии
- 1.4. Современные классификации детей с нарушениями в развитии
- 1.5. Причины дизонтогений
- I.Врожденные аномалии
- 1.6. Психологическая служба в системе специального образования. Цель и задачи деятельности педагога-психолога в доу
- Основные направления деятельности педагога-психолога в специальном учреждении, особенности работы с педагогическим коллективом
- 1.8. Пмпк, ее функции, структура, задачи
- 1.9. Современное понятие психодиагностики. Принципы диагностики. Процедура психологического обследования ребенка
- 1.10. Принципы, содержание и методы организации психологической коррекционно-развивающей работы
- Содержание и методы психокоррекционной работы
- Специфика психокоррекционного процесса
- 1.11. Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению
- 1.12. Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
- Раздел 2. Специальная педагогика
- 2.1. Предмет и понятийно-терминологический аппарат специальной педагогики
- 2.2. Цели и задачи специальной педагогики
- 2.3. Краткая характеристика современной системы специального образования
- 2.4. Международные и отечественные правовые документы
- 2.5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования
- 2.6. Принципы специального образования
- 2.7. Методы специального образования
- 2.8. Формы организации специального обучения
- 2.9. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Раздел 3. Олигофренопедагогика и олигофренопсихология
- 3.1. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии
- 3.2. Основные этапы в развитии представлений об умственной отсталости
- 3.3. Понятие умственной отсталости, ее структура
- 3.4. Классификации олигофрений м.С.Певзнер и г.Е.Сухаревой
- 3.5. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
- 3.6. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта
- 3.7. Особенности развития деятельности детей с нарушениями интеллекта
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- 3.9. Особенности организации психолого-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
- 3.10. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта
- 3.11. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта
- 3.12. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта
- 3.13. Дети с синдромом Дауна
- Раздел 4. Психология детей с задержкой психического развития. Обучение и воспитание детей с зпр
- 4.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии
- 4.2. Исторические аспекты отечественного и зарубежного опыта в исследовании задержки психического развития у детей
- 4.3. Причины возникновения задержки психического развития
- 4.4. Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний
- 4.5. Этиопатогенетическая классификация зпр к.С. Лебединской
- 4.6. Психолого-педагогические особенности и задачи коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Концепция коррекционно-развивающего обучения
- Специфика развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития
- Проблема задержки психического развития в контексте трудностей в обучении
- Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
- 4.10. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями: специальные классы в массовых образовательных школах
- Раздел 5. Логопсихология и логопедагогика
- 5.1. Логопедагогика как отрасль специальной педагогики. Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики. Междисциплинарные связи. Актуальные проблемы современной логопедагогики
- 5.2. Этиология речевых нарушений
- 5.3. Клинико-лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений
- 2. Клиническая характеристика речи.
- 5.4. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений
- 5.4. Психологические особенности познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.5. Психологические особенности личностной и эмоционально-личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.6. Понятие о фонетических нарушениях (фн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.7. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии (ффн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.8. Понятие об общем недоразвитии речи (онр). Основные направления логокоррекционной работы
- I уровень речевого развития
- II уровень речевого развития
- III уровень речевого развития
- 5.9. Понятие о заикании. Основные направления логокоррекционной работы
- I. Формирование плавной речи у детей c заиканием:
- III. Психокоррекция личности заикающегося ребенка.
- 5.10. Понятие о дизартрии. Основные направления логокоррекционной работы
- Причины возникновения дизартрии
- Классификация дизартрии
- 5.11. Понятие о ринолалии. Основные направления логокоррекционной работы
- Специфика логопедического обследования при ринолалии
- Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при ринолалии
- 5.12. Понятие об алалии. Основные направления логокоррекционной работы
- 3. Классификация алалии.
- 4. Специфика логопедического обследования детей с алалией.
- 5. Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению алалии.
- 5.13. Нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия), их предупреждение у детей дошкольного возраста
- 4. Обогащение словарного запаса:
- 6. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.
- 5.14. Организация логокоррекционной работы в дошкольном специальном образовательном учреждении (группе)
- Диагностика речевых нарушений
- 2. Организация логопедической службы
- 2. Профилактическая и консультативная работы
- 3. Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса
- 5.15. Основные цели и задачи психокоррекционной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Методы и приемы коррекции психического развития детей с нарушениями речи
- Раздел 6. Сурдопсихология и сурдопедагогика
- 6.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопсихологии и сурдопедагогики. Связь с другими науками
- 6.2. Исторические аспекты отечественных и зарубежных взглядов на воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
- 6.3. Этиология и патогенез нарушений слуха
- 6.5. Специфика развития познавательных процессов детей с нарушениями слуха
- 6.6. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом
- 6.7. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции
- 6.8. Современная система образовательных дошкольных учреждений для детей с нарушенным слухом. Комплектование групп дошкольных учреждений
- 6.9. Особенности организации коррекционной работы в доу для детей с нарушенным слухом
- 6.10. Принципы и методы обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом
- 6.11. Характеристика профессиональной деятельности сурдопедагога доу для детей с нарушениями слуха
- 6.12. Особенности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста в семье
- 6.13. Понятие о сложных и множественных нарушениях. Этиология комплексных нарушений. Характеристики групп комплексных нарушений
- 6.14. Особенности организации воспитания и обучения детей со сложными и множественными нарушениями
- Раздел 7. Тифлопсихология и тифлопедагогика
- 7.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения
- 7.2. Проблема компенсации в тифлопсихологии
- 7.3. Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения
- 7.4. Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения
- 7.5. Тифлопедагогика в системе педагогических наук, ее предмет, объект, задачи и методы. Связь с другими науками
- 7.6. Система дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения
- 7.7. Характеристика нарушений зрения у детей
- 7.8. Содержание специальных коррекционных занятий с дошкольниками с нарушениями зрения
- 7.9. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечебно-восстановительной работой
- 7.10. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения
- Раздел 8. Синдром раннего детского аутизма
- 8.1. Синдром раннего детского аутизма (рда) как специфическое нарушение развития. Этиология рда
- 8.2. Дифференциальная диагностика рда
- 8.3. Клинико-психологическая характеристика детей с рда
- 8.4. Нарушение развития системы аффективной организации сознания и поведения у детей с аутизмом
- 8.5. Особенности формирования навыков социального поведения при рда
- 8.6. Клинико-психологическая классификация детей с рда
- 8.7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с рда в раннем и дошкольном возрасте
- 8.8. Коррекционная помощь детям с разными уровнями рда
- 8.9. Комплексная психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с рда
- 8.10. Психолого-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с рда
- Раздел 9. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их обучение и воспитание
- 9.1. Изучение и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата как научная проблема
- 9.2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
- 9.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с дцп
- 9.4. Детский церебральный паралич как основное нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Этиология дцп
- 9.5. Классификация форм дцп
- 9.6. Особенности познавательной деятельности с дцп
- 9.7. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников с дцп
- 9.8. Значение семейного воспитания в коррекции развития ребенка с дцп
- 9.9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- 9.10. Задачи и средства физического воспитания дошкольников с дцп
- Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I-VIII видов