logo search
экзамен педагогика

15. Типы и структура уроков.

Для того, чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материалом, 3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) урок навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный, 8) смешанный, или комбинированный.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1) комбинированные, или смешанные уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний

Уточненный перечень главных типов уроков следующий:

  1. комбинированные (смешанные);

  2. уроки изучения новых знаний;

  3. уроки формирования новых умений;

  4. уроки обобщения и систематизации изученного;

  5. уроки контроля и коррекции знаний, умения;

  6. уроки практического применения знаний, умений.

Структуры урока – это внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Урок зачастую рассматривается с позиции постановки и достижения целей, эффективности познавательности деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Важным современным положением является и то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса, а не по структурному совершенству и завершенности отдельных уроков.

Элементы (этапы) традиционного комбинированного урока: