logo search
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Вопросы и задания по главе 10

Все задания по материалу данной главы будут связаны с формулированием правил и норм общения.

Как бы мы не уповали на искусство общение, на опыт организации общения, рожденный общением с детьми, мы прекрасно понимаем, что есть – или непременно должен быть – свод правил, руководствуясь которыми можно достичь успехов в общении с воспитанниками.

Должен быть обязательно комплекс категорических запретов, невыполнение которых в общении с детьми абсолютно недопустимо.

Лучший свод правил – это тот, который вы создали сами, в нормы которого бы безоговорочно верите, поскольку все эти правила и установления порождены вашим собственным жизненным опытом. У вас за плечами более десятилетия очень противоречивого общения с учителями, воспитателями, соучениками, более десятилетия скромных радостей от умного общения с умным старшим человеком или сверстником, и обширный, смею предположить, багаж обид, неверных оценок, откровенных оскорблений всесильных взрослых. Которые уверовали, что им можно все?

Начнем работать. Положим себе на стол книги Я. Корчака и В. А. Сухомлинского. Первые три задания будут связаны с анализом этих книг. Напомним, что в каждом случае выполнения заданий мы рекомендуем выбрать шесть самых-самых главных правил позитивного характера и шесть самых-самых главных правил запретительного свойства.

Итак, задания:

1. Выберите их множества в высшей степени мудрых рекомендаций, содержащихся в книги Я. Корчака «Как любить детей» шесть добрых советов и шесть запретов. На занятии обоснуйте свой выбор.

2. Выберите из книг Владимира Леви «Нестандартный ребенок» или «Исповедь гипнотизера. К. 2. Кот в мешке» (М., 1994) шесть добрых советов и шесть табу. На занятии обоснуйте свой выбор.

3. Сформулируйте свод правил, которыми должен руководствоваться подросток (13–14 лет) во взаимоотношениях со сверстниками, мечтающий о том, чтобы эти взаимоотношения были комфортными.

4. Сформулируйте 10 правил для педагога: «Я буду поступать в общении с подростком (юношей, девушкой) только так!»

5. Сформулируйте 10 правил для педагога: «Я никогда не буду так поступать в общении с подростком (юношей, девушкой) только так!».

6. Сформулируйте 6 правил для педагога: «Я категорически исключаю из своих отношений с коллегами…»

7. Сформулируйте 6 правил для педагога: «Стремясь погасить конфликт между подростками, я буду придерживаться следующих 6 правил…»

Правил могло бы быть больше или меньше, но мы рекомендуем ограничиться предлагаемым количеством, в беседе-дискуссии с товарищами по группе сделайте оптимальный выбор… Это тоже учение.