logo search
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Вопросы и задания по главе 11

1. Составьте в форме таблицы историческую справку о развитии института классного руководства в России.

Год, период

Название

должности

Основные функции

1813

1862

1864

1871–1872

1917–1934

1934–1941

1941–1945

1945–1958

1958–1984

1985–1991

1991–2001

2001–2012

Материал для таблицы вы найдете в § 1 главы.

2. Проведите своеобразный рефлексивный анализ работы вашего бывшего (школьного) классного руководителя путем выставления трехбалльных оценок выполнению каждой из функций и задач, отраженных в «Положении о деятельности классного руководителя МОУ СОШ №...» (§ 2). Баллы в вашей оценке будут соответствовать: «1» – не выполнял; «2» – посредственно выполнял; «3» – выполнял активно. На основе этого анализа попытайтесь дать интегрированную оценку качества выполнения функций вашим бывшим классным руководителем.

1) Предложите куратору вашей группы провести с вашим (вашей группы) участием «малый педсовет» (совещание преподавателей, работающих с вашим коллективом), на котором проанализируйте особенности и качество вашей учебной работы и наметьте меры по исправлению недочетов, если таковые имеются. Понятно, что такая форма общения с преподавателями может показаться вам рискованной… Но докажите наличие у вас силы духа и воли. То, что такие встречи (да еще и проведенные по вашей инициативе!) полезны, никто, пожалуй, не усомнится…

2) Составьте характеристику одного из товарищей по группе: постарайтесь учесть все черты и особенности, которые проявляются: а) в учебной работе; б) во взаимодействии с коллективом группы; в) во взаимоотношениях с окружающими людьми. Обсудите эту характеристику в группе (несомненно, с согласия товарища, которого вы характеризуете), оцените объективность, внимательность, деликатность и принципиальность характеризующего.

3) Составьте совместно план работы группы (факультета, класса, в который вы пойдете на практику), соблюдая все рекомендации по планированию и стараясь наполнить план интересными и полезными делами.

Предварите свой план анализом, отражающим особенности развития вашей группы, систему взаимоотношений ее членов.

Сформулируйте задачи, которые по-настоящему актуальны для вашего коллектива.

3. Проведите минидискуссию на практическом занятии по теме: «Допустимо ли (целесообразно ли) посещать семьи учеников». Попробуйте инсценировать приход учителя в дом к ученику и возможные варианты поведения участников этой встречи… Юмор уместен.

4. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Какие факторы должны совпасть, чтобы воспитательный потенциал коллектива оказался максимально эффективным? Может ли учитель «подобрать» и упорядочить эти факторы?

Почему учебная или воспитательная работа в коллективе детей практически всегда эффективнее индивидуальной?

Что способствует проявлению негативных факторов влияния детского сообщества на человека в условиях межличностного, внутригруппового общения? Что дает учителю знание этих факторов?

Насколько реальным представляется вам использование классного часа для решения личных и личностных проблем школьников?