Часть II. Воспитательные технологии
Учебное пособие
Редактор О. В. Романова
Компьютерная верстка С. В. Горбуновой
Подписано в печать 13.07.2012. Формат 60 × 84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. печ. л. 28,19. Уч.-изд. л. 30,31. Тираж 200 экз. Заказ № 107.
Оригинал-макет изготовлен в РИО НТГСПА.
Учебная типография НТГСПА.
Адрес: 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57.
1 Борытко Н. М. Педагогические технологии… С. 6–14.
2 Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина… С. 92–101.
3 Бархатова Е. А. Современные воспитательные технологии… http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/sovremennye-vospitatelnye-tekhnologii
4 Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Электронный ресурс] / И. П. Иванов. Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/ biblioteka/bib.html. Дата обращения: 25.08.2012.
5 Газман О. С. Коллективное творческое // Учительская газета. 1987. 17 декабря
6 Борытко Н. М. Педагогические технологии… С. 34–39.
7 Сидоров С. В. Технологии воспитательных дел [Электронный ресурс]… Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/ organizacija vospitatelnoj_raboty
8 Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания… С. 219–223.
9 Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать... С. 29–35.
10 Смирнова Л. В. Становление и развитие теории и практики педагогического стимулирования… С. 46–79.
11 Богданов И. В. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php.
12 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 134–136.
13 Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях... С. 109–146.
14 Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания… С. 203–213.
15 Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания… С. 219–225.
16 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Кн.2. С. 60–61.
17 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 115–117.
18 Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания... С. 418–421.
19 Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе… [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/library/news_ detail.php
20 Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко... С. 144–146.
21 Коджаспирова Г. М. Педагогика... С. 495–499.
22 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 169–172.
23 Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко... С. 147–152.
24 Коджаспирова Г. М. Педагогика... С. 501.
25 История развития системы внешкольного образования: XVIII–XXI века / Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://club.mon.gov.ru/articles/
26 Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания... С. 424–426.
27Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 117–122.
28 Коджаспирова Г. М. Педагогика... С. 499–501.
29 Новые формы воспитательной работы [Электронный ресурс] / Сайт: Ваш психолог. – Режим доступа: http:// www.vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education/new-forms-of-educational-work
30 Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания... С. 426–438.
31 Григорьев Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я... С. 51–79.
32 Сидоркин А. М. Методы воспитания // Российская педагогическая энциклопедия... Т. 1. С. 569–570.
33 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 99–100.
34 Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского... С. 322–325.
35 Сластенин В. А. и др. Педагогика. С. 330–332.
36 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 100–104.
37 Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского… С. 216–221.
38 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 104–107.
39 Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского… С .221–223.
40 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 107–110.
41 Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского… С. 223–229.
42 Бархатова Е. А. Современные воспитательные технологии… Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/sovremennye-vospitatelnye-tekhnologii
43 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 110–112.
44 Бархатова Е. А. Современные воспитательные технологии… Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/sovremennye-vospitatelnye-tekhnologii
45 Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания... С. 310–325.
46 Автор главы «Методы воспитания» – Н. Ф. Голованова.
47 Голованова Н. Ф. Методы воспитания // Педагогика: теории, системы, технологии… С. 359–382.
48 Лихачев Б. Т. Педагогика… С. 171–191.
49 Гребенюк О. С., Рожков М. И. Методы воспитания… Режим доступа: http://ro.mgou. ru/catalog/category
50 Сидоркин А. М. Методы воспитания // Российская педагогическая энциклопедия… Т. 1. С. 569–570.
51 Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи… С .24–26.
52 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 112–114.
53 Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания... С. 343–345.
54 Коджаспирова Г. М. Педагогика... С. 246–256.
55 Турчанинова Ю. И. Педагогическая техника и мастерство учителя… С. 4–14.
56 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Кн. 2. С. 96–102.
57 Сластенин В. А. и др. Педагогика… С. 346–347.
58 Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского… С. 229–233.
59 Смирнов В. И. Общая педагогика... С. 129–138.
60 Лихачев Б. Т. Педагогика… С. 191–202.
61 Бодалев А. А. Общение и формирование личности... С. 77–84.
62 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 124–129.
63 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания… С. 94–102.
64 Синтонность – (греч. syntonia – созвучность, согласованность) – сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью.
65 Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения… С. 173–178.
66 Сластенин В. А. и др. Педагогика. С. 458–472.
67 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания… С. 140–155.
68 Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике… С. 32–42.
69 Общая психология / Под ред. В. В. Богословского... С. 125–126.
70 Общая психология / Под ред. А. В. Петровского... С. 141–143.
71 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека... С. 146–147.
72 Саногенное мышление – мышление, помогающее принимать решения рассудочно, преодолев обиду.
73 Конфликт в педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/
pedagogika/1.htm.
74 Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения… С. 164–178.
75 Классный наставник. Классный надзиратель / Педагогическая энциклопедия… Т. 2. С. 414.
76 Першуткин Б. В. Классный руководитель // Рос. педагогическая энциклопедия… Т. 1. С. 444–445.
77 Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России… С. 123–127.
78 Минобрнауки России. Приказ от 03.02.2006 N21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».
79 Положение о деятельности классного руководителя МОУ СОШ №... // Цит. по книге: Воронова Е. А. Воспитательная работа в современной школе... С. 136–144.
80 Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе… С. 81–86.
81 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 161–165.
82 Харламов И. Ф. Педагогика... С. 475–477.
83 Крившенко Л. П. и др. Педагогика… С. 177–187.
84 Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского... С. 484–487.
85 Харламов И. Ф. Педагогика... С. 477–480.
86 Диагностическая карта представлена в книге: Крившенко Л. П. и др. Педагогика… С. 178–183.
87 Беликова Е. В. Теория и методика воспитания... С. 53–64.
88 Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского... С. 487–489.
89 Иванов И.П. Два подхода к воспитанию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/
90 Щуркова Н. Е. Новое воспитание... С. 91–112.
91 Коджаспирова Г. М. Педагогика... С. 529–559.
92 Сластенин В. А. и др. Педагогика. С. 226–231.
93 Правила поведения классного руководителя на родительском собрании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist. net/pedagogika /22.htm.
94 Десять секретов успешного проведения родительского собрания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/ pedagogika /22.htm.
95 Как творчески развивать ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika /22.htm.
96 Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского... С. 493–496.
97 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 172–176.
98 Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания... С. 273–279.
99 Борытко Н. М. Педагогические технологии… С. 29–34.
100 Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского... С. 501–505.
101 Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания... С. 165–169.
102 Щуркова Н. Е. Новое воспитание... С. 68–79.
103 Минобрнауки России. Приказ от 03.02.2006 N21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».
104 Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе… С. 14–15.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии