logo search
экзамен педагогика

19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников

Личностно-ориентированное образование рассматривает механизмы формирования личности (системы отношений и качеств личности) как самоцель образования, достижению которой подчинены все содержательные и процессуальные компоненты. Поэтому в условии личностного подхода к воспитанию как части образовательного процесса главной стратегической линией выступает конечная цель – идеальная модель личности, а все остальные компоненты воспитательной системы уже проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. В системе традиционного образования воспитание личности воспринимается не с точки зрения самобытности и целостности ребенка, а через призму «вещественных», функционально заданных параметров – успеваемости, «правильного» поведения, мотивации и др. Личностно ориентированный подход в воспитании характерен для многих прогрессивных воспитательных школ (вальдорфская школа, школа М.Монтессори и др.)

Вальдорфская школа Она получило свое название от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа. Основоположником школы был немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (1861-1925). Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Данная система рассматривает каждого ребенка, как уникальную, неповторимую личность. Ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Все это призывает педагога – воспитателя бережно относиться к каждому ребенку, со всеми его достоинствами и недостатками. Изначально ставится задача создать условия для личностного роста, личностного саморазвития «Я», и прежде всего роста духовно-нравственного. Главное в вальдорфской педагогике – ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста.

Школа М.Монтессори Итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952)исходила из того, что образование не формирует ребенка, а лишь предоставляет возможность развивать свое тело и свою душу посредством собственной деятельности. Оно представляет собой естественный процесс развития детей через накопление практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых ребенок черпает в окружающей среде. Поэтому М. Монтессори главной идеей воспитания личности видит создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития и индивидуально-личностного роста ребенка. Любая жизнь, по утверждению Монтессори, есть существование свободной активности, следовательно, развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовыражении. Воспитание ребенка в соответствии с системой Монтессори заключается в том, чтобы, особым образом организуя среду жизни ребенка, предоставлять ему возможность свободно действовать в соответствии с его естественными наклонностями. Педагогические условия и пути реализации личностно-ориентированного подхода в обучении: