Технологии контроля воспитательного процесса
Контроль воспитательного процесса обладает существенными особенностями по сравнению с контролем процесса обучения:
сложность, многомерность и многофакторность воспитания и человека как субъекта воспитания затрудняют всесторонний контроль процесса и результатов воспитания;
воспитательный процесс и включенные в него субъекты динамичны, изменчивы, а потому контролировать воспитательный процесс с помощью неизменных, раз и навсегда заданных критериев невозможно;
между явлениями воспитательного процесса нет линейной зависимости типа: чем более грамотно организован воспитательный процесс, чем более грамотно осуществляется педагогическая деятельность, тем выше ее результативность – зависимость между педагогическими явлениями имеет значительно более сложный характер и определяется законами функционирования и развития сложных неравновесных систем (законами синергетики);
в воспитании, в отличие от обучения, нет стандарта, поэтому контроль воспитательного процесса может производиться либо по отношению к возможностям (индивидуально-личностного потенциала воспитанника или условий воспитательной работы), либо по динамике результатов педагогической деятельности;
для контроля воспитательного процесса важным показателем являются отношения, эмоциональная атмосфера воспитательного процесса; в связи с этим требуется особая корректность и доверительность в процессе осуществления контроля, забота о достоинстве субъектов воспитания.
Для контроля воспитательного процесса Н. Е. Щуркова предлагает технологию послойного анализа (так называемая методика «луковица»): «Суть протекающего формирования личности спрятана как бы в луковице, многослойные одежки скрывают сердцевину. Снимая один слой за другим, мы можем добраться до ядра и обнаружить соответствие предмета установленному критерию»98.
Целью технологии послойного анализа выступает выявление меры присвоения воспитанником ценностей и социально-ценностных отношений. Данная технология учитывает двудоминантный характер воспитательного процесса – участие в нем как педагогов, так и воспитанников. Поэтому контроль воспитательного процесса также имеет две стороны: с одной стороны, рассматривается профессиональная работа педагога по организации воспитательного процесса, с другой – жизнедеятельность воспитанника и мера его воспитанности как продукт воспитания.
Логика контроля воспитательного результата такова: от поверхностного впечатления о ребенке к анализу его ценностных предпочтений. Общим критерием оценки при этом выступает присвоение воспитанником мира как ценности и обретение личностного смысла в ценностях жизни.
Первый слой – внешний вид воспитанника. Этот показатель, как правило, неразрывно связан с внутренним миром ребенка. Однако необходимо учитывать и возможность противоречивости этой связи, дисгармонии внутреннего и внешнего, что особенно характерно для подросткового возраста.
Второй слой – физическое и психическое здоровье детей. Здесь изучается как поведение детей, так и школьная документация. Состояние детей необходимо прослеживать не в течение одного дня, а на протяжении длительного промежутка времени.
Третий слой – характер деятельности детей, ее качественный результат. Во внимание принимаются все виды деятельности. Их предметный результат очевиден, доступен для восприятия, почти всегда имеет материализованную форму, поэтому легко поддается изучению и оценке.
Четвертый слой – поведение детей, по которому можно судить о мере усвоения ими культуры общества. При этом следует учитывать зависимость поведения от настроения и самочувствия ребенка, от конкретных ситуаций, в которые он оказывается включенным, его стремление к подражанию разным людям. Поэтому поведение должно рассматриваться в разных ситуациях и в разных видах деятельности.
Пятый слой – взаимоотношения детей между собой, с педагогами и другими людьми. При этом особое внимание обращается на ценностные предпочтения воспитанников, наличие смыслов по отношению к наивысшим ценностям жизни. Для определения характера взаимоотношений необходимо использовать широкий диапазон диагностических методик, а также наблюдение, беседу и другие методы.
Шестой слой – отношение воспитанника к самому себе, мера осмысления им своего «Я», что служит основанием для производимого постоянно жизненного выбора.
Таким образом, технология послойного анализа воспитательного процесса отвечает признаку структурности, поскольку предполагает достаточно жесткий алгоритм деятельности педагога, осуществляющего контроль.
Одновременное послойное рассмотрение («встречное движение») характеристик организованного воспитательного процесса позволяет соотносить результаты контроля профессиональной деятельности педагога и результаты контроля воспитательного результата.
Контроль профессиональной деятельности педагога предполагает анализ следующих «слоев»:
Первый слой – материально-техническое оснащение жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, являющееся одним из важных условий воспитания. Основными критериями при этом выступают гигиеничность, красота, удобство, порядок, к также доступность средств обучения, оборудования и т.п. для каждого ребенка.
Второй слой – документы, фиксирующие ход работы и принципиальные позиции педагогов в организуемой ими деятельности (программа воспитания, план работы на определенный период, результаты диагностических исследований, позволяющие проследить тенденции в воспитании). Критерием оценки является информативность, наличие в документации достаточных оснований для выстраивания содержания, методики и технологий воспитательной работы.
Третий слой – содержательный: профессиональному анализу подвергаются функции педагога в педагогическом коллективе. Основной критерий оценки – четкость в определении и выполнении профессиональных функций.
Четвертый слой – разнообразная деятельность детей, ее содержание, методическое оснащение, мера вовлечения детей в разнообразные виды деятельности для развития способностей каждого ребенка. Критериями оценки здесь выступают качество предметного результата деятельности и ценностная ориентация деятельности.
Пятый слой – социально-психологический климат в воспитательном учреждении и отдельных малых группах, в которых каждый ребенок имеет непосредственный контакт с другими. Критерием оценки избирается самочувствие человека в школьном коллективе.
Шестой слой – профессиональное мастерство педагогов: уровень их культуры, образования, педагогическое мышление, осмысленность воспитательной концепции, методическая и технологическая подготовленность. Критерием оценки выступает продуктивность реальной работы с детьми на основании принципов воспитания.
Наконец, ядро «луковицы» – отношение педагога к ребенку. Критерий оценки этого слоя работы – гуманная, толерантная профессиональная позиция педагога. Именно она фокусирует в себе всю систему профессиональных взглядов педагогического коллектива.
Технология послойного анализа предполагает не сравнение детей друг с другом, а определение динамики и тенденций их развития (сравнение «детей вчера» с «детьми сегодня»), что способствует становлению гуманных, диалогических, толерантных отношений между детьми, между педагогами и воспитанниками.
К условиям, обеспечивающим оптимальность применения технологии послойного анализа, можно отнести следующие:
Понимание воспитанности ребенка не как степени соответствия некому стандарту, выраженной исключительно в количественных характеристиках, а как динамики его включения в культуру, формирования ценностных отношений к окружающему миру и самому себе; такое понимание базируется на признании права человека на свободный выбор своего жизненного пути и множественности вариаций образа жизни, достойной человека.
Учет сильного социального влияния микросреды.
Высокая научно-педагогическая квалификация педагога, осуществляющего контроль воспитательного процесса.
В настоящее время в педагогике используется понятие мониторинга. Суть мониторинга заключается в непрерывности слежения за состоянием воспитательной системы или ее элементов. Объектом педагогического мониторинга являются и воспитательные результаты, и процесс их достижения. Мониторинг наряду с контролем предполагает анализ причин выявленных рассогласований, поиск путей их преодоления; внесение соответствующих корректив; в процессе мониторинга обязательно используются количественные данные.
Допустим, педагог постоянно наблюдает агрессию детей друг к другу, настороженность к учителям, готовность высмеять слабого человека... Педагог делает вывод о низкой мере ценностного отношения к Человеку. Теперь, просматривая программу воспитания, он может ввести коррективы для усиления планируемого влияния на формирование у детей отношения к человеку как феноменальному явлению мира и жизни.
По словам Н. Е. Щурковой, «общая удовлетворяющая педагога картина воспитательного результата, вычерченная в мониторинге, – это кривая, устремленная вверх. Обратный вариант свидетельствует о неуспешности воспитательного процесса либо о его полном отсутствии в образовательном заведении»99.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии