logo search
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

5. Сущность образования.

Категория «образования» в современной культуре функционирует в качестве синтетического результата длительного обучения, воспитания, развития, социализации и пр. Между тем, по мнению Х.-Г.Гадамера, современный смысл слова возникает лишь у Гегеля: еще Кант предпочитает говорить о «культуре способностей» и связанных с этим понятиях «образца» (Vorbild), «отображения» (Abbild), «отраженного образа» (Gegenbild) и пр. Начиная с Гегеля, под образованием (Ausbildung), помимо обретения индивидуального образа, понимают «сущность человеческой разумности», проявляющейся в восхождении от частных (эмпирических, практических) знаний о мире – к целостному философско-теоретическому мировоззрению и миропониманию. В этом отношении, философская идея образования наследует древнегреческой пайдейе, имеющей смысл принципа воспитания души, и средневековой идее учености, как способности ума различать истину и ложь, и новоевропейской идее опыта, как переживания причастного миру и действующего сознания. Естественно, что и в педагогических категориях, образование рассматривается как предельное обобщение всех человеческих усилий по утверждению собственного бытия.

Категория образования не допускает одномерного и исчерпывающего определения. В этой связи, значимым является диалектическое понимание образования через противоположные категории. Так, с одной стороны, основу образования составляют гуманитарные ценности Истины, Культуры, Знания. С другой стороны, образование – невозможно без их преобразования. Диалектика образования раскрывается в отношениях:

В отечественной педагогике, представление об образовании нередко рассматривается как ценность и результат, а сам процесс получения образования связывается с обучением и воспитанием. Чаще всего, категория образования используется в одном из трех смыслов: