Законодательная база образования
Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка, в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.
Как видно, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя сейчас подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.
Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 году. В ней говорится:
Каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Как видно, в Российской Федерации обязательным сейчас является основное среднее образование (9 классов), хотя в недавнем прошлом обязательным было полное среднее образование (11 классов), т.е. планка образовательных требований понижена на 2 года.
Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем общедоступность профессионального образования в России снижена. Во многих учреждениях профессионального образования значительная часть контингента переведена на платное обучение.
В 1992 году был принят закон РФ «Об образовании», новая редакция этого закона была утверждена в 1996 году. Закон включает в себя шесть разделов: «Общие положения», «Система образования», «Управление системой образования», «Экономика системы образования», «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование», «Международная деятельность в системе образования».
По сравнению со старым законодательством, в этом законе есть следующие основные новшества:
по-новому трактуется сущность образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
сфера образования провозглашена приоритетной, на него ежегодно должно выделяться финансовые средства в размере не менее 10% национального дохода;
закреплены такие новые принципы государственной политики в области образования, как гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; гражданская направленность; единство федерального культурного и образовательного пространства; учет региональных особенностей; общедоступность и адаптивность системы образования; деполитизация образования; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный харак-тер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
государство гарантирует гражданам РФ получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования, если это образование получается впервые; гарантируется получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в рамках имеющихся возможностей;
установлены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;
уточнена система образования, включающая дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; дополнительное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование;
установлено, что учредителями образовательных учреждений могут быть: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения, их объединения и ассоциации; отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и других государств.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органами местного самоуправления в заявительном порядке;
расширены формы получения образования, включающие обучение в образовательных учреждениях, семейное образование, самообразование, экстернат; предусмотрено развитие альтернативного образования, создание образовательных учреждений элитарного типа;
установлено, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие и совершенствование гражданского, правового государства;
образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
предусмотрено, что освоение образовательных программ (основного и полного общего и всех видов профессионального образования) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, которая должна проводиться государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием; введение аттестации, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений;
разрешены предпринимательская деятельность образовательных учреждений и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность;
образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельности в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения;
установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и дополнительные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в РФ;
образовательным учреждениям разрешена международная и внешнеэкономическая деятельность.
В 1996 году был принят федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который включает в себя семь глав: «Общие положения», «Система высшего и послевузовского профессионального образования», «Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности», «Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования», «Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования», «Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений», «Заключительные положения».
Этот Закон определяет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования. Он основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на таких принципах, как непрерывность и преемственность, интеграция российской высшей школы в мировую систему высшего образования, конкурентность и гласность.
Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет средств федерального бюджета в размере не менее чем 3% его расходов.
Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется также свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Преподавателям и студентам предоставляются определенные академические свободы, в том числе возможность преподавателям излагать учебный предмет по своему усмотрению и свобода студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предусмотрена разработка государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, которые состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Установлены три ступени высшего профессионального образования: «бакалавр» (срок обучения не менее 4 лет), «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет), «магистр» (срок обучения не менее 6 лет).
Законом установлены три вида вузов: университет, академия, институт. Проводится аттестация, лицензирование и аккредитация высших учебных заведений.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях. По каждой учебной дисциплине и специальности устанавливаются Госстандарты.
Управление вузом осуществляют ученый совет, ректорат, деканаты, кафедры. Кафедра является основным структурным подразделением вуза.
Студенты могут обучаться на бесплатной (государственной) и платной (внебюджетной) основе.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования Законы и иные нормативные акты, не противоречащие Конституции РФ федеральным законам.
- Общая и профессиональная педагогика
- Общая и профессиональная педагогика Под редакцией в.Д. Симоненко
- Оглавление
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности Мнемосхема
- Сущность и особенности профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Требования к подготовке специалистов
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Словарь основных понятий
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность Мнемосхема
- Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
- Содержание профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Словарь основных понятий
- § 3. Личность педагога профессионального обучения Мн емосхема Направленность личности
- Профессиональная компетентность
- Профессионально важные качества
- Психофизиологические свойства личности
- Словарь основных понятий
- § 4. Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения Мнемосхема Сущность профессионально-педагогической культуры
- А Аксиология – философское учение о ценностях, их происхождении и сущности ксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- К Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение ритерии сформированности профессионально-педагогической культуры
- Словарь основных понятий
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения Мнемосхема
- Основные тенденции развития и принципы профессионально-педагогического образования
- Система среднего профессионально-педагогического образования
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Словарь основных понятий
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Мнемосхема к ритериальные характеристики профессионализма педагога
- Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель, структура и функции повышения профессионализма
- Структура непрерывного профессионально-педагогического образования
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Общие основы педагогики
- § 1. Педагогика как наука об образовании человека Мнемосхема
- Возникновение педагогики как науки
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогика в системе других наук
- Словарь основных понятий
- § 2. Основные категории педагогики Мнемосхема
- Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие
- Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
- Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
- Развитие, формирование и становление личности
- Факторы развития личности
- Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
- Словарь основных понятий
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований Мнемосхема
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Философский и общенаучный уровни методологии педагогики
- Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- Организация и логика педагогического исследования
- Логика (этапы) исследования
- Методы педагогического исследования
- Апробация и оформление результатов исследования
- Словарь основных понятий
- § 4. Целостный педагогический процесс Мнемосхема с ущность и структура педагогического процесса
- Этапы решения педагогической задачи
- Педагогический процесс как целостная, динамическая система
- М одель педагогического процесса как целостной динамической системы
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- Целостная деятельность обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 5. Педагогические инновации Мнемосхема с ущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Классификация педагогических инноваций
- Технология, барьеры и условия осуществления инновационных процессов
- Инновационные образовательные учреждения
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательного учреждения
- Личность и факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- Словарь основных понятий
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний Мнемосхема
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Структура академического курса профессиональной педагогики
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования Мнемосхема
- Сущность понятия образования
- Функции образования
- Словарь основных понятий
- § 2. Ведущие парадигмы образования Мнемосхема
- Когнитивная парадигма
- Личностно ориентированная парадигма
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно ориентированной педагогике
- Функционалистическая парадигма
- Культурологическая парадигма
- Взаимосвязь культуры и образования
- Словарь основных понятий
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения Мнемосхема
- Словарь основных понятий
- § 4. Модели образования Мнемосхема
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Словарь основных понятий
- § 5. Виды и уровни образования Мнемосхема
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Словарь основных понятий
- § 6. Нормативно-правовые основы образования Мнемосхема
- Законодательная база образования
- Нормативная основа образования
- Словарь основных понятий
- § 7. Компетенции и тенденции развития образования в современном мире Мнемосхема
- Современные компетенции образования
- Основные тенденции развития образования
- Цели и задачи модернизации российского образования
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования
- § 1. Становление и развитие профессионального образования за рубежом Мнемосхема
- Становление профессионального образования за рубежом
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX – первой половине XX вв.
- Словарь основных понятий
- § 2. Становление и развитие отечественного профессионального образования Мнемосхема
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX – первой половине XX в.
- Система народного образования в дореволюционной России
- Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования
- Словарь основных понятий
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом Мнемосхема
- Модели профессионального образования
- Системы профессионального образования
- Система профессионального образования сша
- Германия
- Франция
- Система образования Франции
- Словарь основных понятий
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации Мнемосхема
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Словарь основных понятий
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования Мнемосхема
- Концепция обучения одной профессии Многопрофессиональное обучение
- Многопрофессиональное обучение
- Ступенчатое обучение
- Ступенчатое обучение
- Концепция базового и специального профессионального обучения
- Концепция базового и специального профобучения
- Многоуровневое профессиональное обучение
- М ногоуровневое профессиональное обучение
- Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения
- С истема профессиональной подготовки
- Словарь основных понятий
- § 6. Современные требования к профессионалу Мнемосхема
- Современные требования к подготовке кадров
- Профессионально обусловленная структура личности
- Профессионально обусловленная структура личности специалиста
- Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции
- Профессиональное развитие
- Словарь основных понятий
- § 7. Основные направления развития профессионального образования Мнемосхема
- Профессиональное образование в целом
- Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования Мнемосхема
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Словарь основных понятий
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении Мнемосхема
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- М одель профессионально-образовательного процесса
- Профессиональное образование
- Проектирование модели личности профессионала
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия
- Словарь основных понятий
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования м немосхема Источники формирования содержания профессионального образования
- Структура и содержание профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Словарь основных понятий
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование Мнемосхема
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Словарь основных понятий
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование Мнемосхема
- Классификация форм организации профессионально- образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- Словарь основных понятий
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения Мнемосхема
- Средства обучения: общая характеристика
- Учебник как текстовое средство обучения
- Визуальные средства обучения
- Классификация раздаточных материалов
- Технические средства обучения
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения Мнемосхема
- Сущность профессионального обучения
- П роцесс профессионального учения
- Функции профессионального обучения»
- Принципы профессионального обучения
- Словарь основных понятий
- § 2. Понятие технологии обучения Мнемосхема
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий
- Словарь основных понятий
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе Мнемосхема
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к проектированию модульной программы
- Этапы проектирования модульных программ
- Словарь основных понятий
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании Интерактивные технологии обучения
- Технологии интерактивного обучения
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология проектного обучения
- Этапы выполнения проекта
- Компьютерные технологии обучения
- Словарь основных понятий
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения Мнемосхема
- Стадии профессионального обучения
- Задачи стадийного обучения
- Словарь основных понятий
- § 6. Системы и периоды производственного обучения м немосхема Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения
- Словарь основных понятий
- Периоды производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения Мнемосхема
- Сущность и модели дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Основные характеристики дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Программные продукты и технологии дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- Словарь основных понятий
- § 8. Выбор технологии обучения Мнемосхема
- Алгоритм выбора технологии обучения
- Алгоритм выбора технологии обучения
- Условия выбора технологии обучения
- Критерии оценки технологии обучения
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания Мнемосхема
- Процесс воспитания
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Словарь основных понятий
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию Мнемосхема
- Системное построение процесса воспитания
- Системно-ролевая теория формирования личности
- Воспитание как педагогический компонент социализации личности
- Воспитание как формирование образа жизни
- Воспитание на основе потребностей человека
- Современные подходы к воспитанию
- Системный подход
- Деятельностный подход
- Личностно-ориентированный подход
- Философско-антропологический подход к воспитанию личности
- Синергетический подход
- Словарь основных понятий
- § 3. Закономерности и принципы воспитания Мнемосхема
- Закономерности воспитания
- Принципы воспитания
- Словарь основных понятий
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания Мнемосхема
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Словарь основных понятий
- § 5. Формирование и развитие коллектива обучающихся Мнемосхема
- Понятие коллектива
- Виды коллективов
- Этапы формирования коллектива
- Управление развитием коллектива
- М одель развития самоуправления в коллективе обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Мнемосхема
- Воспитательная система профессионального учебного заведения
- Организационная система воспитания в профессиональном учебном заведении
- Планирование воспитательной работы
- Словарь основных понятий
- § 7. Воспитательная работа в общежитии Мнемосхема
- Особенности воспитания в общежитии
- Организация воспитательной работы в общежитии
- Планирование воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 8. Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления Мнемосхема
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы выявления воспитанности личности обучающегося
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами Мнемосхема
- Сущность управления
- Функции управления
- Функции управления
- Принципы управления
- Сущность и особенности инновационного управления
- Словарь основных понятий
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями м немосхема Управление учебными заведениями как целостная система
- Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
- Управление негосударственными образовательными учреждениями
- Управление учреждениями начального профессионального образования
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- Словарь основных понятий
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения Мнемосхема
- Общие требования к планированию
- Содержание плана работы профессионального учебного заведения
- Планирование методической работы
- Словарь основных понятий
- § 4. Управление качеством подготовки специалистов Мнемосхема
- Состояние, основные принципы и подходы к управлению качеством подготовки специалистов
- Параметры качества профессионального образования
- С хема оценки степени усвоения учебной информации будущим специалистом Управление качеством подготовки профессионально-педагогических работников
- Словарь основных понятий
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности Мнемосхема
- Понятие мониторинга
- Способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Словарь основных понятий
- § 6. Контроль как функция управления Мнемосхема
- С Педагогический анализ как основа эффективности контроля ущность контроля как функции управления
- Цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля
- Педагогический анализ – основа эффективности контроля
- Анализ ситуации по проблеме и необходимости обоснования конкретных действий
- Словарь основных понятий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие м немосхема Понятие о коллективе
- Функции межличностных отношений в педагогическом коллективе
- Сплочение педагогического коллектива
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Общая и профессиональная педагогика Учебное пособие