«Современные подходы к реализации принципа преемственности в условиях образовательного учреждения инновационного типа»
Заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ «Прогимназия» Ковтун Е.В.
МОУ «Прогимназия» г. Королёва — это образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 3 до 10 лет с приоритетным осуществлением художественно-эстетического воспитания.
Прогимназия представляет собой принципиально новый тип учебного заведения, позволяющий, на наш взгляд, правильно организовать фундаментальное образование детей с младшего возраста, обеспечивая целостность и непрерывность дошкольного и начального образования.
В связи с этим, стратегическим направлением образовательной политики прогимназии является преемственность учебно-воспитательного процесса.
В рамках реализации Программы развития (2004-2009) педагоги прогимназии работают над проблемой: «Формирование единого образовательного пространства в системе преемственности».
На основании анализа нормативно-правовой базы, а именно:
Концепции модернизации российского образования
Национальной доктрины образования в РФ до 2025 года и др. были обозначены приоритетные подходы к реализации принципа преемственности.
Актуальность рассмотрения данной проблемы на современном этапе объясняется включением к 2008 году в систему общего образования предшкольной ступени, рассчитанной на детей 5-6 лет. Согласно статистике около 45% детей старшего дошкольного возраста не посещают ДОУ. Педагогическая практика прогимназии показывает, что именно эта часть неорганизованных детей с трудом адаптируется к новым условиям школьной жизни.
В связи с этим, на наш профессиональный взгляд особую значимость приобретают новые требования к современному образованию детей предшкольного возраста, выражающийся в адаптивности образовательного процесса, его содержания и технологиях.
Научно-творческой группой педагогов прогимназии была разработана и апробирована модель предшкольного образования детей 5-6 лет.
Но прежде чем рассматривать данную модель, определимся с понятиями. Так что же такое предшкола.
В массе публикаций присутствуют разные словосочетания «предшкольное образование», «предшкольное обучение», «предшкольная подготовка». Это – разные сюжеты и по содержанию и по научно-методическому обеспечению. Но все они оказываются за пределами традиционно понимаемой системы дошкольного образования.
Имеется огромный опыт по подготовке детей к систематическому обучению и у школ, и у детских садов. Однако отсутствует единая система требований к этой подготовке.
В связи с этим, главным позитивным смыслом введения предшколы является гарантия доступного качественного образования всех детей старшего дошкольного возраста, обеспечение им единого старта в преддверии школы.
Итак, целью построения нами модели предшкольного образования является развитие социально-адаптированной личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Сохранение психического и физического здоровья ребенка.
Формирование познавательной культуры и эрудиции.
Развитие эмоционально-положительного отношения к школе.
Следует отметить, что базисное содержание модели предшкольного
образования включает основные линии развития ребенка: физическое, познавательное, социальное, эстетическое.
При этом, особое значение приобретает индивидуальный педагогический маршрут каждого ребенка, который проектируется на основе комплексного взаимодействия педагогов, психологов и логопедов.
Модель предшкольного образования прогимназии представлена тремя блоками:
1. Здоровьесберегающая развивающая среда.
2. Инновационные педагогические технологии.
3. Программа обучения и развития.
Первый блок модели – это построение здоровьесберегающей развивающей среды. Оптимальные условия развития обучения и воспитания предшкольников строятся на основе:
Принципа психологической комфортности, обеспечивающий эмоционально-комфортные условия образовательного процесса.
Принципа деятельности способствующего развитию поисковой самостоятельности ребенка.
и принципа творчества, направленного на развитие креативных качеств личности.
Следует отметить, что образовательная среда прогимназии построена на основе единых организационных требований и расширена двумя инновационными компонентами. Это так называемое пространство «Экологии детства», позволяющее ребенку наиболее успешно адаптироваться к новым условиям школьной жизни. И специально организованное пространство, учитывающее художественно-эстетическую направленность прогимназии – «Ребенок в мире искусств».
Второй блок модели предшкольного образования представлен инновационными педагогическими технологиями, разработанными нашими педагогами. К ним относятся: «Технология Ступенчатого вхождения», «Технология сенсомоторного развития» и «Технология детского музыкального театра». Наиболее актуальной для неорганизованных детей является «Технология Ступенчатого вхождения», обеспечивающая комфортное погружение ребенка в новую среду. С помощью ширмы-трансформера взаимодействие ребенка с окружающим миром проходит в несколько этапов:
Этап «Я + Я», когда ребенок может уединиться и заняться любимым делом.
Этап «Я + Ты» - это постепенное построение диалога взаимоотношений, привлечение друга к игре.
Этап творческого самовыражения – «Я + Мы», когда ребёнок уверенно чувствует себя в коллективе сверстников.
Следующей технологией предшкольной подготовки является – «Технология сенсомоторного развития», способствующая улучшению эмоционального состояния детей и активизации их мозговой деятельности. Данная технология предусматривает:
Занятие в сенсорной комнате.
Занятие тестопластикой
Игры с песком.
Важной, на наш взгляд, является «Технология детского музыкального театра», направленная на развитие творческой индивидуальности. В основе этой технологии лежит синтез предметов художественно-эстетического цикла, которые ведутся по уникальным авторским программам и методическим разработкам учителей прогимназии.
Третий блок нашей модели – «Программы обучения и развития».
В целях реализации базисного содержания предшкольного образования в прогимназии используются следующие программы:
Для детей, не посещающих ДОУ программа «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Для детей, посещающих ДОУ программа «Школа 2100» под редакцией А.А.Леонтьева.
Помимо этих программ существуют и многие другие.
Следует подчеркнуть, что условием данной модели является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое понимается нами, как непрерывная систематическая поддержка детей, педагогов и родителей.
Само слово сопровождение имеет процессуальный оттенок. В настоящее время в школах нет непрерывного психологического сопровождения детей. Однако, ни у кого не вызывает вопроса необходимость обучения детей математике, русскому языку, английскому с 1 класса. А вот идея формирования культуры психологической жизни человека, который около 11 лет находится в ситуации школьного обучения, оказывается недостаточно разработанной, слабо внедрённой в образовательный процесс учебных заведений. Развитие таких социально важных навыков как жизнеспособность, уверенность, самообладание в трудной ситуации, критичность и другие, требуют длительного времени и неоднократного возвращения к развитию этих понятий и умений.
Именно поэтому, психологами прогимназии была разработана система психолого-педагогического сопровождения детей предшкольного возраста.
Основными задачами которой являются:
развитие межличностных и внутригрупповых отношений;
поддержание и укрепление психологического здоровья учащихся;
сопровождение каждого ребёнка в перспективе его саморазвития.
В основе психолого-педагогического сопровождения лежит разработка индивидуального маршрута обучения и развития каждого ребёнка.
Создание индивидуальной образовательной траектории осуществляется поэтапно:
1 этап — диагностический, это изучение индивидуальных особенностей детей, их потенциальных возможностей и мотивационных факторов обучения. А также определение направлений работы специалистов разного профиля с каждым ребёнком;
2 этап — созидательный, на котором разрабатывается индивидуальный план помощи ребёнку. Психолог определяет конкретное содержание взаимодействия педагогов, психологов, логопедов. На данном этапе обязательное ознакомление родителей с полученными результатами обследований и согласование образовательного маршрута.
3 этап — практический, предполагает реализацию образовательного маршрута по составленным планам и графикам работы с ребёнком и родителями. Проводятся индивидуальные и микрогрупповые занятия с ребёнком, консультирование родителей.
4 этап — анализирующий. Анализ проделанной работы осуществляется на минипедсоветах и педконсилиумах, с целью определения динамики развития и контроля за эффективностью образовательного маршрута.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в прогимназии способствует созданию социальной ситуации успешного развития детей 5-6 лет и обеспечивает эффективное взаимодействие всех блоков модели предшкольного образования.
Таковы основные блоки модели предшкольного образования.
Реализация данной модели в прогимназии предполагают работу групп кратковременного пребывания по следующим направлениям:
Группы предшкольного образования, на базе прогимназии занятия проводятся 3-4 раза в неделю.
Группы психологической поддержки детей – это малогрупповые и индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами (3 раза в неделю)
Семейное образование под патронажем прогимназии – это психолого-педагогическая поддержка детей и родителей в консультативном пункте прогимназии.
Естественно, что в силу возрастных особенностей предшкольников непосредственными заказчиками образовательных услуг являются родители. Поэтому максимальная открытость образовательной деятельности направлена на становление партнерских взаимоотношений с родителями.
К эффективным формам взаимодействия относятся:
Недели открытых занятий,
Дни семейных консультаций
Совместная проектная деятельность
Таким образом, представленная модель предшкольного образования прогимназии, на наш взгляд, отражает современные подходы к реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным образованием, обеспечивая тем самым становление наиболее значимых качеств личности, от которых зависит желание ребенка учиться дальше.
- Готовимся к школе под руководством специалистов
- Что мы считаем важным
- Что мы можем предложить
- Технология работы по программе
- Что представляют собой материалы программы «Сообщество»?
- Проблема педагогического сопровождения родителей в процессе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи на пороге школы
- Проблемы технологизации педагогического процесса предшколы и современные образовательные технологии
- Об организации в моу-нош №1 «Центра развития ребёнка – Предшкола»
- Общие положения
- Организация работы Предшколы
- Порядок работы
- Финансово-хозяйственная деятельность
- I. Общие положения
- III. Организация деятельности группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения(Предшкольное обучение)
- IV. Комплектование групп для детей- старшего дошкольного возраста, не
- V .Участники образовательного процесса
- I. Общие положения.
- II. Цели и задачи образовательного процесса в предшколе.
- III. Порядок и условия приёма в предшколу.
- IV. Организация образовательного процесса.
- Дошкольное образование (Википедия)
- Предшкольное образование – новое звено в системе общего образования
- Школа будущего первоклассника
- Быть ли "предшкольному образованию"? Педагогические колледжи - "за"!
- Виктор Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии рф: «Российские школьники сильно перегружены»
- Для самых маленьких - "предшкола"
- Психолого-педагогические основы проектирования и реализации предшкольного образования
- «Приоритеты» добития образования
- Вспомним забытое старое!
- Дошкольная подготовка детей
- Елена Кравцова рассказывает о дошкольном воспитании
- Учение понарошку
- Меня не любят?
- Справка
- Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования в современном пространстве изменяющейся России
- Предшкольное образование: актуальные проблемы и перспективы развития
- Построение предметно-пространственной развивающей средыв группах предшкольного образования
- Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы на границах зон
- Наглядный материал и пособия в группах предшкольного образования
- «Современные подходы к реализации принципа преемственности в условиях образовательного учреждения инновационного типа»
- Проблема реализации предшкольного образования в учреждениях дополнительного образования
- Концепция предшкольного образования в образовательной программе «школа 2100»
- План работы по организации предшкольного образования
- Организация образовательного процесса предшкольного образования в моу «Первомайская сош»
- Особенности мотивационной готовности к школьному обучению у детей из разных регионов россии (хотят ли дошкольники идти в школу?)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)1