logo
Материалы для самостоятельного изучения

Школа будущего первоклассника

Для детей 5,5 - 6,5 лет ежегодно в сентябре открывается "Школа будущего первоклассника", в которой дети готовятся к школе с теми педагогами, у которых они будут учиться с 1-го по 4 класс.   

Мы стремимся уйти от стереотипного понимания подготовки детей к школе - изучить программу первого класса, а стараемся, учитывая особенности психики ребенка, развивать в нем те качества, которые будут определять интерес к учебе в школе и успешность усвоения знаний.

Целью программы дошкольного обучения является формирование готовности каждого ребенка к школьному обучению, создание образовательной среды, направленной на совершенствование мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольных процессов, ценностных отношений к окружающему миру и к себе.
   Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:
• Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития.
• Опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
• Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
• Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

• Развитие эрудиции, индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история…)      На основе реализуемых программ дошкольного образования в «Школе будущего первоклассника» обеспечивается:

- Развитие мелкой моторики (укрепление руки, формирование комментированного письма, ориентация в плоскости листа и пр.);

- Развитие элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений;

- Развитие речи обучающихся (структурирование представлений о мире, формирование связной речи, развитие фонематического слуха);

- Развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.

     Программа дошкольной подготовки рассчитана на 9 месяцев обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по пять  занятий в день. Длительность занятий 25 минут, перемены между занятиями - 5 минут. Помимо получения конкретных знаний и умений обучение позволяет детям познакомиться с учителями, школой, на уроке научиться работать в коллективе.

     У первоклассников, окончивших "Школу будущих первоклассников" в течение адаптационного периода возникает гораздо меньше трудностей.

Новая концепция предшкольного образования вызывает много вопросов у педагогов, медиков и родителей

Они еще не знают, что их детство почти закончилось. Они по-прежнему играют целыми днями на даче - гоняют мяч, плещутся в речке, рвут малину и яблоки, даже не догадываясь, что ждет их впереди. Но это прекрасно знают их родители - родители тех, кто меньше чем через две недели торжественно отправится "первый раз в первый класс".

Увы, уже сегодня ясно: учеба будет в радость далеко не всем. Для многих, если и не для большинства, она станет ежедневной унылой повинностью. И дело не в том, что наши дети ленивы. А в том, что приходят они в школу явно не готовыми. Отсюда стрессы и комплексы, отсюда нежелание учиться. На трудности в начале обучения оказывается обреченной примерно половина первоклашек. Потому что именно столько пятилетних россиян не посещает сегодня детсады.

Да, есть немало семей, в которых все необходимые знания и навыки завтрашним школьникам дают, не прибегая к помощи детсадовских воспитателей. Многие так называемые домашние дети посещают всевозможные центры развития ребенка, группы кратковременного пребывания и прочие образовательные учреждения. Но, во-первых, они есть не во всех городах и весях России. И во-вторых, плата за обучение там, как правило, достаточно высока.

Да, группы и центры развития! Во многих регионах, не исключая Москву, и в детский сад ребенка еще надо суметь устроить. А после того как финансировать дошкольные учреждения стали не из федерального бюджета, а из бюджетов местных, кое-где еще и родительская плата за пребывание детей в дошкольных учреждениях начала зашкаливать. Потому что бедные муниципалитеты сразу же переложили так некстати павшее на них бремя финансирования детских садов на плечи родителей. Так что для кого-то и детский сад стал непозволительной роскошью в буквальном смысле слова. А сколько в стране семей, где дети растут просто как трава!

Наверное, поэтому главное образовательное ведомство страны одной из стратегических целей грядущих изменений провозгласило именно выравнивание стартовых возможностей стоящих на пороге школы детишек. И одним из основных "тактических маневров" в ее решении ведомство видит изменение системы подготовки детей к школе. С момента одобрения в минувшем декабре правительством Концепции развития образования на 2006 - 2010 годы в педагогической среде все чаще стал употребляться термин "предшкольное образование", а проще "предшкола".

Предполагается, что предшкола будет первой ступенью в обучении любого ребенка. И ступать на нее ребенок будет в возрасте пяти с половиной лет. Программа предшколы должна быть рассчитана на год. Занятия по ней предполагается проводить преимущественно в дошкольных образовательных учреждениях или в организованных на их базе группах кратковременного пребывания, но также и в школах, прогимназиях и на базе учреждений дополнительного образования. Далее идет начальная школа. Она рассчитана на четыре года. Затем ребенок проходит программу основной школы - это еще пять лет. И последняя ступень - лицей, гимназия. Два года.

Но все это - время и деньги. Много времени и большие деньги. Большие еще и потому что, если "предшкола" - ступень в структуре, она не может быть или не быть: отсутствие этой ступени сделает всю структуру нефункциональной. А между тем уже сегодня декларируется, что родителей отдавать своих детей в "предшколу" обязывать никто не будет. Можно будет только убеждать это сделать.

Однако из этого следует, что "предшкола" должна быть либо бесплатной, либо плата за нее должна быть символической и помещения, оборудование и режим в этой "предшколе" должны сильно смахивать на таковые в детском саду. Иного пятилетние детишки просто не выдержат. Но если для федерального бюджета оказалось бременем финансирование имеющихся сегодня детских садов, на какие деньги министерство планирует обучать еще столько же детишек?

Впрочем, похоже, те, кто провозгласил курс на эти, безусловно, назревшие изменения в структуре и содержании нашего образования, особых финансовых проблем не видят. Во всяком случае, когда речь идет о подготовке детей к школе.

"На составление рекомендаций для регионов потребуется не более 1 миллиона рублей. Естественно, что внедрение разработанных программ может потребовать дополнительных, но также незначительных расходов - с 2007 года около 3 миллиардов рублей из бюджетов регионов РФ". Такие цифры озвучил заместитель директора департамента государственной политики в образовании минобрнауки Игорь Реморенко. Специалисты, которые потрудились соотнести эти цифры с масштабом грядущих в сфере дошкольного образования изменений, пришли в недоумение. И неудивительно, любого хорошего хозяина "демпинговая цена" настораживает.

Не исключено, конечно, что министерство рассчитывает не только на федеральный бюджет. На вопрос редакции: позволяет ли материальная база существующих сегодня дошкольных и школьных учреждений создать для детей условия, делающие процесс обучения детей комфортным и эффективным - начальник общего образования Минобрнауки России Ирина Тараданова ответила: "Все зависит от возможностей и желания региональных и муниципальных руководителей. Уже сейчас можно привести массу положительных примеров.

Нельзя забывать, что согласно принятому не так давно 122-му Федеральному закону, дошкольные учреждения теперь должны находиться в ведении местных органов самоуправления. Но механизм этой передачи, характер последующей ответственности местных органов власти пока никак не очерчен. Еще свежи в памяти многочисленные факты директивной ликвидации дошкольных образовательных учреждений с последующей бесконтрольной их продажей или сдачей в аренду их помещений, несмотря даже на появление запрета в действующем законодательстве. В этом просматривается возможная печальная перспектива детских садов, которые сегодня передаются в ведение органов местного самоуправления. Ведь своя рука - владыка. Совсем не случайно значительная часть сокращенной сети - ведомственные сады, составлявшие в РСФСР 40 процентов от общего числа дошкольных учреждений".

Мение врачей

Больной не догонит здорового

Впрочем, предполагаемая "стоимость проекта" - не главное, что настораживает специалистов. Большее недоумение вызывает сама постановка вопроса: в начальную школу - только с равными стартовыми возможностями. Достижимо ли это в принципе?

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Кучма считает, что категорически нет. Но его аргументы, естественно, чисто медицинские. Оказывается, среди пятилетних детей сегодня очень мало здоровых. Были обследованы 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказалось только 5 процентов, но ни разу за весь год не болели 10 процентов детей. Часто болеющих оказалось 15 процентов. Но при этом у четверти обследованных оказались те или иные хронические заболевания. У 70 процентов - те или иные морфофункциональные отклонения, в том числе костно-мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает Владислав Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом. Но это еще не все. Оказалось, что половина из этих двухсот пятидесяти имеет нарушения кровообращения и 15 процентов - отклонения в пищеварительной системе. У 40 процентов обследованных были выявлены расстройства речи - им необходим прежде всего логопед. У 30 процентов были выявлены невротические реакции.

Оценивали в институте и уровень психомоторного развития детей. И у четверти из них он оказался не соответствующим возрастным требованиям. Уровень физического развития можно было признать соответствующим возрасту только у половины обследованных. Исследования показывают, что в последнее время дети наши становятся все "мельче". Ученые все громче говорят о "декселерации".

- Поэтому идеальный вариант воспитания и образования для школьников - дошкольное учреждение, - считает Владислав Кучма. - Школа для пятилеток - не лучший вариант. Тем более что СНиПам удовлетворяет только треть школ, а почти в 13 процентах из них зафиксированы грубые санитарные нарушения. Хотя, конечно, модернизация дошкольного образования необходима. Но осуществляться она должна грамотно, спокойно. Должна быть тщательно опробована и лишь затем предложена широкой аудитории. Что же касается равных стартовых возможностей, то следует признать: мы обречены на то, что у нас дети равных стартовых возможностей иметь не будут.

Российская газета

http://www.rg.ru/2005/08/19/shkoly.html

Реализация модели предшкольного образования в Белгородском районе

Работников системы образования всегда отличало стремление к чему-то новому и необычному, к экспериментам и инновациям. Не остался в стороне и детский сад №4 п. Майский. На базе  дошкольного учреждения с сентября 2006 г. открыта федеральная экспериментальная площадка по предшкольному образованию и апробации программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора».

В последние годы резко обострилась проблема разноподготовленности к школе детей из разных социальных групп населения. С одной стороны, в начальную школу приходят хорошо подготовленные дети из детского сада, а также «домашние дети», с которыми много занимались гувернеры и родители. Другая же группа детей, не посещавших детские сады в силу ряда обстоятельств, имеет крайне низкий уровень этой подготовки. Зачастую дети, не посещавшие ДОУ,  испытывают трудности в период адаптации. Это прежде всего проблемы общения со взрослыми и сверстниками и вхождения  в большой детский коллектив. Успешность обучения таких детей в школе может быть  низкой.

Формы организации предшкольного образования различны. На базе детского сада №4 п. Майский открыта группа кратковременного пребывания детей, не посещающих ранее ДОУ. В этих целях в детском саду было выделено специальное отремонтированное помещение. Дети посещают группу кратковременного пребывания бесплатно 4 часа в день, с ними работают квалифицированные педагоги. Для осуществления учебно-воспитательного процесса в детском саду создана материально-техническая и методическая база с учетом возрастных особенностей и требований программы «Предшкольная пора». Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет группы кратковременного пребывания определяется, прежде всего, тем, что они – дошкольники и только готовятся к системному обучению. Поэтому игра выступает как ведущий метод обучения по всем разделам программы. Кроме того, каждый день между  занятиями для детей предусмотрен игровой час.

11 дошкольников  из группы кратковременного пребывания стали выпускниками и сели 1 сентября за парты 1 класса Майской гимназии. Результаты пребывания детей в ДОУ радуют и нас, и родителей, которые стали непосредственными участниками образовательного процесса. Сравнительные результаты диагностики на начало и конец учебного года свидетельствуют о заметном прогрессе и положительной динамике усвоения программного материала всеми детьми (на 41% возросли показатели усвоения программы на конец года). Но, главное для нас, сотрудников детского сада – это то, что детям было интересно, они занимались с увлечением. Мы помогли развить их интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные умения. А это позволит детям легко и свободно включиться в учебный процесс.

Начался новый учебный год и эксперимент по предшкольному образованию на базе детского сада №4 п. Майский продолжается.

 

Организация предшкольного обучения детей 5-6-лет в образовательных учреждениях района:

На сегодняшний день по России более 55 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения или дошкольные группы. Около 45 % детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Только половина детей посещает ДОУ. Остальные получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы социально-коммуникативные навыки.

Главная задача государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.

Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.

Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. «Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

В Белгородском районе проживает 6406 детей дошкольного возраста. Более 300 детей старшего дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения Белгородского района, в которых получают качественное дошкольное образование и хорошую подготовку к обучению в школе.

В районе функционирует 11 групп кратковременного пребывания  (до 4-х часов) по предшкольному обучению с общей численностью  129 детей, которые обучаются по программе В.Н. Виноградовой «Предшкольная пора» с полным перечнем комплекта литературы, прилагаемой к ней.

В 2007-2008 учебном году планируется открыть еще 2 группы (в Краснооктябрьской средней школе и Стрелецкой средней школе), в которых будут воспитываться более 25 детей.

Тамара Карпова председатель Совета директоров педагогических училищ и колледжей Российской Федерации, директор Санкт-Петербургского педагогического колледжа № 4