Школа будущего первоклассника
Для детей 5,5 - 6,5 лет ежегодно в сентябре открывается "Школа будущего первоклассника", в которой дети готовятся к школе с теми педагогами, у которых они будут учиться с 1-го по 4 класс.
Мы стремимся уйти от стереотипного понимания подготовки детей к школе - изучить программу первого класса, а стараемся, учитывая особенности психики ребенка, развивать в нем те качества, которые будут определять интерес к учебе в школе и успешность усвоения знаний.
|
Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:
• Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития.
• Опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
• Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
• Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
• Развитие эрудиции, индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история…) На основе реализуемых программ дошкольного образования в «Школе будущего первоклассника» обеспечивается:
- Развитие мелкой моторики (укрепление руки, формирование комментированного письма, ориентация в плоскости листа и пр.);
- Развитие элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений;
- Развитие речи обучающихся (структурирование представлений о мире, формирование связной речи, развитие фонематического слуха);
- Развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
Программа дошкольной подготовки рассчитана на 9 месяцев обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по пять занятий в день. Длительность занятий 25 минут, перемены между занятиями - 5 минут. Помимо получения конкретных знаний и умений обучение позволяет детям познакомиться с учителями, школой, на уроке научиться работать в коллективе.
У первоклассников, окончивших "Школу будущих первоклассников" в течение адаптационного периода возникает гораздо меньше трудностей.
| |||
| |||
| |||
|
Реализация модели предшкольного образования в Белгородском районе
Работников системы образования всегда отличало стремление к чему-то новому и необычному, к экспериментам и инновациям. Не остался в стороне и детский сад №4 п. Майский. На базе дошкольного учреждения с сентября 2006 г. открыта федеральная экспериментальная площадка по предшкольному образованию и апробации программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора».
В последние годы резко обострилась проблема разноподготовленности к школе детей из разных социальных групп населения. С одной стороны, в начальную школу приходят хорошо подготовленные дети из детского сада, а также «домашние дети», с которыми много занимались гувернеры и родители. Другая же группа детей, не посещавших детские сады в силу ряда обстоятельств, имеет крайне низкий уровень этой подготовки. Зачастую дети, не посещавшие ДОУ, испытывают трудности в период адаптации. Это прежде всего проблемы общения со взрослыми и сверстниками и вхождения в большой детский коллектив. Успешность обучения таких детей в школе может быть низкой.
Формы организации предшкольного образования различны. На базе детского сада №4 п. Майский открыта группа кратковременного пребывания детей, не посещающих ранее ДОУ. В этих целях в детском саду было выделено специальное отремонтированное помещение. Дети посещают группу кратковременного пребывания бесплатно 4 часа в день, с ними работают квалифицированные педагоги. Для осуществления учебно-воспитательного процесса в детском саду создана материально-техническая и методическая база с учетом возрастных особенностей и требований программы «Предшкольная пора». Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет группы кратковременного пребывания определяется, прежде всего, тем, что они – дошкольники и только готовятся к системному обучению. Поэтому игра выступает как ведущий метод обучения по всем разделам программы. Кроме того, каждый день между занятиями для детей предусмотрен игровой час.
11 дошкольников из группы кратковременного пребывания стали выпускниками и сели 1 сентября за парты 1 класса Майской гимназии. Результаты пребывания детей в ДОУ радуют и нас, и родителей, которые стали непосредственными участниками образовательного процесса. Сравнительные результаты диагностики на начало и конец учебного года свидетельствуют о заметном прогрессе и положительной динамике усвоения программного материала всеми детьми (на 41% возросли показатели усвоения программы на конец года). Но, главное для нас, сотрудников детского сада – это то, что детям было интересно, они занимались с увлечением. Мы помогли развить их интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные умения. А это позволит детям легко и свободно включиться в учебный процесс.
Начался новый учебный год и эксперимент по предшкольному образованию на базе детского сада №4 п. Майский продолжается.
Организация предшкольного обучения детей 5-6-лет в образовательных учреждениях района:
На сегодняшний день по России более 55 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения или дошкольные группы. Около 45 % детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Только половина детей посещает ДОУ. Остальные получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы социально-коммуникативные навыки.
Главная задача государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.
Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.
Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. «Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.
В Белгородском районе проживает 6406 детей дошкольного возраста. Более 300 детей старшего дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения Белгородского района, в которых получают качественное дошкольное образование и хорошую подготовку к обучению в школе.
В районе функционирует 11 групп кратковременного пребывания (до 4-х часов) по предшкольному обучению с общей численностью 129 детей, которые обучаются по программе В.Н. Виноградовой «Предшкольная пора» с полным перечнем комплекта литературы, прилагаемой к ней.
В 2007-2008 учебном году планируется открыть еще 2 группы (в Краснооктябрьской средней школе и Стрелецкой средней школе), в которых будут воспитываться более 25 детей.
Тамара Карпова председатель Совета директоров педагогических училищ и колледжей Российской Федерации, директор Санкт-Петербургского педагогического колледжа № 4
- Готовимся к школе под руководством специалистов
- Что мы считаем важным
- Что мы можем предложить
- Технология работы по программе
- Что представляют собой материалы программы «Сообщество»?
- Проблема педагогического сопровождения родителей в процессе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи на пороге школы
- Проблемы технологизации педагогического процесса предшколы и современные образовательные технологии
- Об организации в моу-нош №1 «Центра развития ребёнка – Предшкола»
- Общие положения
- Организация работы Предшколы
- Порядок работы
- Финансово-хозяйственная деятельность
- I. Общие положения
- III. Организация деятельности группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения(Предшкольное обучение)
- IV. Комплектование групп для детей- старшего дошкольного возраста, не
- V .Участники образовательного процесса
- I. Общие положения.
- II. Цели и задачи образовательного процесса в предшколе.
- III. Порядок и условия приёма в предшколу.
- IV. Организация образовательного процесса.
- Дошкольное образование (Википедия)
- Предшкольное образование – новое звено в системе общего образования
- Школа будущего первоклассника
- Быть ли "предшкольному образованию"? Педагогические колледжи - "за"!
- Виктор Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии рф: «Российские школьники сильно перегружены»
- Для самых маленьких - "предшкола"
- Психолого-педагогические основы проектирования и реализации предшкольного образования
- «Приоритеты» добития образования
- Вспомним забытое старое!
- Дошкольная подготовка детей
- Елена Кравцова рассказывает о дошкольном воспитании
- Учение понарошку
- Меня не любят?
- Справка
- Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования в современном пространстве изменяющейся России
- Предшкольное образование: актуальные проблемы и перспективы развития
- Построение предметно-пространственной развивающей средыв группах предшкольного образования
- Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы на границах зон
- Наглядный материал и пособия в группах предшкольного образования
- «Современные подходы к реализации принципа преемственности в условиях образовательного учреждения инновационного типа»
- Проблема реализации предшкольного образования в учреждениях дополнительного образования
- Концепция предшкольного образования в образовательной программе «школа 2100»
- План работы по организации предшкольного образования
- Организация образовательного процесса предшкольного образования в моу «Первомайская сош»
- Особенности мотивационной готовности к школьному обучению у детей из разных регионов россии (хотят ли дошкольники идти в школу?)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)1