logo
Материалы для самостоятельного изучения

Проблема реализации предшкольного образования в учреждениях дополнительного образования

И.А. Кременецкая

Москва, Россия

Основными условиями усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны и адаптация к условиям международной конкуренции. Главное конкурентное преимущество высокоразвитого государства связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования, где находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.

В России, по признанию мирового педагогического сообщества, сложилась определенная система дошкольного образования, которая сегодня не в полной мере удовлетворяет все потребности современного общества, т.к. произошли серьезные перемены в системе образования в целом затронули и дошкольное звено. В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.» предметом приоритетного внимания государства является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5,5 лет до 7 лет, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере, т.е. речь идет о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, ориентированных на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в выступлении министра образования и науки А.Фурсенко, когда он представлял Концепцию модернизации российского образования. Термин «предшкольное образование» широко распространен во многих странах мира, в России он неразрывно связан с проблемами дошкольного образования.

Охват дошкольным образованием в некоторых регионах России, разрыв в показателях выглядит критическим. Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88% и 48% соответственно. Есть регионы, например, Владимирская область (83%) и республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% на данный момент. В целом по России общественным дошкольным образованием охвачено 61,9% детей, что не может удовлетворить как педагогическую, так и родительскую общественность. Родители ищут формы предшкольной подготовки за пределами детского сада – в школах и других образовательных организациях. Решение проблемы охвата детей дошкольным воспитанием имеет огромное значение, так как от его уровня зависит успешность последующей жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16–20 млрд. рублей ежегодно.

Введение предшкольного образования направлено на преодоление ряда проблем современного дошкольного образования, среди которых наиболее значимые: единый режим, жесткая регламентация жизни детей и деятельности педагогов массового детского сада. Ребенок с его эмоциональностью, познавательной активностью теряется между соблюдением режимных моментов. В таких условиях ребенок не имеет права выбора деятельности; современные программы дошкольного обучения подразумевают раннюю интеллектуализацию детей, что не всегда благотворно сказывается на состоянии их здоровья; отсутствие эффективных средств и систем сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе создает ряд проблем, порождающих девиантное поведение детей, угасание детского интереса к процессу образования, несогласованность действий семьи и учреждения, конфликтность между взрослыми и детьми; при подготовке дошкольников к школьному обучению внимание родителей и воспитателей обращено на знаниевую подготовку, на формирование определенных навыков учебных действий. Это приводит к повсеместному «зашколиванию» в работе с дошкольниками, что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом самочувствии детей.

Основная линия развития модели предшкольного образования должна быть связана, с одной стороны, с развитием вариативности форм и предоставлением выбора форм семье, с другой стороны, необходимостью развивать отношения координации между различными формами. Вариативность в данном случае должна рассматриваться в самом широком смысле. Сегодня существуют разнообразие типов и видов образовательных учреждений, воспитывающих детей дошкольного возраста; многообразие образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и воспитание; обеспечиваются разнообразные формы пребывания детей в ДОУ, соответствующие запросам и возможностям родителей (полный день, кратковременного пребывания, продленный день и т.д.). Исследователи (Асмолов А.Г., Безруких М.М.), отмечают, что условиями эффективного предшкольного образования должны стать: учет разнотемповости и разноуровневости развития каждого ребенка; адекватное медико-психологическое сопровождение; предоставление широкого спектра деятельности для выбора ребенку и его семье также. Однако в современных условиях из-за острого дефицита мест решить эту проблему на базе только детских садов нельзя.

Для этих целей необходимо использовать другие типы образовательных учреждений при условии создания в них соответствующей учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды, игровой зоны и др., примерные модели которых определены в стратегическом плане по переводу детей на предшкольное образование: Центр развития ребенка, общеобразовательные школы, лекотеки, Центры игровой поддержки ребенка. В этот перечень также входят 10 видов учреждений дополнительного образования детей: центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь.

Таким образом, одной из форм, способных реализовать предшкольное образование является дополнительное образование. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Система дополнительного образования детей, как и другие образовательные системы, объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Сеть учреждений дополнительного образования детей в России развивается. По статистическим данным Минобразования РФ на 2001 г. она включала в себя 8617 учреждений (в т.ч. в сельской местности – 1714) муниципального и регионального уровня, то в 2006 г. – 8919 (в селе – 2087). На протяжении становления и развития системы дополнительного образования детей контингент обучающихся в основном ежегодно увеличивался. Если в 1990 году было 6,3 млн. обучающихся, то в 2000 г. – 7,6 млн., то в 2006 г. – 8,3 млн., однако дети дошкольного возраста представлены незначительно.

В соответствии Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей основными задачами данных учреждений являются обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их в жизни, в обществе; фоpмиpование общей культуры; организация содержательного досуга. Главное принципиальное отличие этих учреждений в том, что это образование реализуется по разноуровневым образовательным программам (В.В. Рубцов), в том числе по программам дошкольного образования. Учреждения дополнительного образования детей компенсируют отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; содействуют выбору индивидуального пути (маршрута, траектории) образования и развития ребенка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе; обеспечивают ребенку комфортную эмоциональную среду - «ситуацию успеха» и развивающего общения. Помимо этого в силах решать и проблемы подготовки к школьному обучению тех детей, которые в силу разных причин не посещают дошкольные учреждения.

Программы учреждений дополнительного образования можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной). Закон РФ "Об образовании" утверждает, что образовательное учреждение вправе создавать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций. Такие объединения в дополнительном образовании детей могут образовывать комплекс программ долговременного или кратковременного сотрудничества разных или (и) однородных видов учреждений - эта система задействована достаточно интенсивно в последнее время. Здесь кроются большие возможности для сотрудничества учреждений дополнительного образования с разными видами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ в деле решения проблем предшкольного образования. Разные виды учреждений дополнительного образования имеют возможность реализовывать основную программу дошкольного образования. Группы предшкольной подготовки в этом случае работают как группы кратковременного пребывания и в соответствии с требованиями Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

Процесс обновления содержания дополнительного образования особенно ярко обозначил ряд проблем. Это, прежде всего, определение оснований, принципов, требований к отбору содержания дополнительного образования. По мнению специалистов (Железнова Л.Б., Ловецкий Г.И., Реморенко И.О.), для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания и обучения, как для дошкольных образовательных учреждений, так и для учреждений дополнительного образования, обеспечивающую базис развития детей, предоставляющую вместе с тем возможность использования различных вариативных педагогических технологий. Наряду со специальной подготовкой к школьному обучению (подготовка к обучению грамоте, математическое развитие и т.д.), в программе должны предусматриваться специфические для дошкольника виды деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка и др.).

Современный этап освоения обpазовательными учpеждениями потенциала дополнительного обpазования стал вpеменем осмысления пpеимуществ этого вида обpазования; соотнесения новых идей и пpивычных стеpеотипов "втоpостепенности" дополнительного обpазования по отношению к базовому; pазpаботки технологии его pеализации; закpепления появляющегося в пpактике опыта планиpования и оpганизации дополнительного обpазования, pешения задач повышения его качества. Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В системе дополнительного образования занято около 270 тыс. педагогических работников. Только в Москве, например, более 8 тысяч человек работают в системе дополнительного образования детей. Более 75% педагогов дополнительного образования города имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 27,7% педагогических кадров. Однако не всегда соблюдается требование, что с детьми дошкольного возраста должны работать педагоги, имеющее соответствующее образование.

Для успешного решения задач предшкольной подготовки учреждениям дополнительного образования необходимо решить ряд проблем материального и педагогического плана. Не удовлетворяющее требованиям техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей: 41,7 % требуют капитального ремонта, а 6,1 % относятся к числу аварийных, хотя в них продолжают заниматься дети; слабая материальная база является одной из причин того, что почти 20% учреждений в 2006 г. не имели лицензии на образовательную деятельность и только одна треть получили свидетельство о государственной аккредитации. Тенденция к реорганизации, слиянию или даже ликвидации отдельных учреждений дополнительного образования детей в связи с отсутствием стабильного финансирования часто приводит к утрате на местах целых направлений деятельности с детьми, потере квалифицированных педагогических кадров. Для полноценного решения проблем предшкольной подготовки в учреждениях дополнительного образования должны быть обеспечены все необходимые условия по нормам, закрепленным для дошкольных образовательных учреждений.

Литература

  1. Буре Р.С., Беркович А.Т., Абдалова Н.Л. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. – 2006. – №1. – С.7 – 9.

  2. Гуткина Н.И. Реформа начального общего образования: шаг вперед или назад?/Н.И. Гуткина//Психологическая наука и образование. – 2005. – №2. – С.5 – 11.

  3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. – 2007. – №6. – С.8–10.

  4. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: практ. пособие / Г.М. Казакова. – М.: АРКТИ, 2007. – 102 с.

  5. Чаловка С.В.Создание оптимальных условий для развития детей при реализации программ предшкольного образования//Начальное образование. – 2007. – №3. – С.18-20.