logo
Материалы для самостоятельного изучения

Проблемы технологизации педагогического процесса предшколы и современные образовательные технологии

Аубакирова  Р.Ж.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима, Семипалатинск

В педагогической науке есть немало вопросов давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. В настоящее время одной из таких глобальных проблем для казахстанской педагогической науки является проблема перехода к 12-летнему образованию. Особую актуальность приобретает  проблема обучения в школе детей с 5-6 летнего возраста. Как подготовить ребенка 5-летнего возраста к  успешному обучению в школе? В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть    проблемы технологизации педагогического процесса в условиях предшколы с применением современных образовательных технологий. 

В педагогической науке термин «технологизация» педагогического процесса не применяется достаточно широко. Хотя термин «технология» за последние 15-20 лет активно используется педагогической общественностью, тем не менее, противников идеи технологизации педагогического процесса немало. В основном это объясняется тем, что принято педагогический процесс рассматривать как творческий процесс, состоящий из кирпичиков -  «педагогических ситуаций», непохожих друг на друга. Поэтому от педагога требуется особое мастерство, так называемое искусство воспитания. Следовательно, нет точных рецептов в организации учебно-воспитательного процесса для учителя и учащихся, воспитателя и воспитуемых, которые являются составными элементами педагогического процесса. Однако применительно к инструментарию педагогического процесса можно вывести закономерности, с помощью которых организация педагогического процесса будет приобретать научный и системный характер. Это далеко не ново для педагогической науки. Существует масса примеров, в которых ученые и практики применяли особым образом организованную цепочку видов, форм, методов и приемов обучения и воспитания, активно ведущих к положительному результату. В настоящее время в педагогике их стали рассматривать как педагогические технологии. Существует более 300 определений понятия «педагогическая технология». Их трактовки содержат в себе различные философские основы, концепции, элементы мастерства. Однако ясно одно, что реализация педагогического процесса как целостной системы ведет к органичному  единству всех его компонентов, взаимообусловленных и взаимосвязанных между собой. Поэтому педагог, зная основы технологизации педагогического процесса, может, используя творческий подход,   сделать его сугубо индивидуальным и интересным для детей. Технологизация  педагогического процесса ни в коем случае не означает рецептурность, косность, шаблонность, догматизм педагогического мышления, а прямым образом предполагает креативность, неординарность, профессионализм педагога.

   Проблема использования современных образовательных технологий в условиях вуза, средней общеобразовательной школы получили широкое освещение в массовой педагогической литературе. А вот в рамках дошкольного воспитания и предшкольной подготовки эта проблема не столь активно исследована.

    В последнее время произошли радикальные изменения в системе образования в Казахстане в  области предшкольной подготовки  в связи с планируемым  переходом на 12-летнеее образование. Предшкольная подготовка, ранее начинаемая в шесть лет, с 2008 года  начнет осуществляться с пяти лет. Перед педагогической наукой высветился ряд проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, разработкой  учебно-методических комплексов, материально-технической оснащенностью учебно-воспитательного процесса предшколы.  Готов ли современный педагог к  подготовке 5-летних детей к школе? Сможет ли он так организовать педагогический процесс, чтобы ребенок пятилетнего возраста не потерял интереса к познанию?

     Педагогика накопила огромный опыт по подготовке детей шестилетнего возраста к школе. Известны исследования грузинской высшей школы и их последователей, посвященные данной проблеме.  Но как подготовить пятилетнего ребенка к школе? Исследования, посвященные этому вопросу скудны,  а опыт из зарубежной педагогической практики   мало освещался  в научной литературе.  Следовательно, есть широкий простор для педагогической общественности по изучению данной проблемы, особенно в части применения современных образовательных технологий.

      Современный этап предшкольной подготовки требует поиска новых образовательных технологий, обеспечивающих дифференциацию, гибкость и вариативность содержания образования. Необходимость их использования в условиях реформирования системы образования объясняется тем, что технологии могут способствовать совершенствованию учебного процесса и достижению результатов в кратчайшие сроки. В то же время одной из главных задач  является вооружение педагогов глубокими основами наук, навыков применения современных образовательных технологий в условиях предшколы, что будет способствовать более планомерному и безболезненному процессу подготовки дошкольников к школьной жизнедеятельности.

      В Казахстане в рамках дошкольного воспитания освоены и довольно активно применяются такие технологии как «Шаг за шагом», «Самопознание» С.Назарбаевой, игровые технологии, здоровьесберегающие, авторские и т.д. Однако они не получили широкого научного обоснования, не систематизированы и изучены.

      Эволюции образования на современном этапе можно достичь лишь путем широкого внедрения технологии непосредственно в процесс обучения и воспитания. Адаптация новых технологий в образовательной сфере особенно хорошо прослеживается по такому показателю, как внедрение в обучение инновационных методов и приемов. Названия большого класса современных инновационных технологий определяется содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система. Инновационные методы разнообразны, что позволяет творчески работающему педагогу выбрать из них наиболее подходящие с учетом индивидуальных и коллективных особенностей групп обучающихся, с которыми он работает. Большое количество методов дает возможность комбинирования, варьирования для эффективной работы. Как показывает практика, в основном педагоги стараются адаптировать современные технологии к возрасту обучаемых, материально-технической оснащенности и учебно-методической обеспеченности  педагогического процесса. Признавая технологизацию образования объективным развивающим процессом,  необходимо признать, что государством должен быть взят курс на подготовку профессиональных кадров с акцентом на вооружение знаниями в области применения современных образовательных технологий.   Более того, в подготовке педагогов предшколы необходимо акцентировать внимание на знании психологии детей предшкольного возраста, формировании продуктивного творческого мышления педагога и умения конструировать педагогический процесс в соответствие с актуальными целями и задачами.

Технологизация педагогического процесса в условиях предшколы также требует решения двух проблем – изучения, обобщении и распространения  педагогического опыта и внедрения достижений педагогической науки в практику, так как педагогические технологии сами по себе не возникают. Этот процесс не может быть стихийным, он  нуждается  в грамотном, научно-обоснованном управлении.

 Таким образом, в контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса предшколы существенно возрастает роль технологизации как фактора, способствующего результативности обучения и воспитания подрастающего воспитания.

 

ПОЛОЖЕНИЕ