Проблемы технологизации педагогического процесса предшколы и современные образовательные технологии
Аубакирова Р.Ж.
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима, Семипалатинск
В педагогической науке есть немало вопросов давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. В настоящее время одной из таких глобальных проблем для казахстанской педагогической науки является проблема перехода к 12-летнему образованию. Особую актуальность приобретает проблема обучения в школе детей с 5-6 летнего возраста. Как подготовить ребенка 5-летнего возраста к успешному обучению в школе? В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть проблемы технологизации педагогического процесса в условиях предшколы с применением современных образовательных технологий.
В педагогической науке термин «технологизация» педагогического процесса не применяется достаточно широко. Хотя термин «технология» за последние 15-20 лет активно используется педагогической общественностью, тем не менее, противников идеи технологизации педагогического процесса немало. В основном это объясняется тем, что принято педагогический процесс рассматривать как творческий процесс, состоящий из кирпичиков - «педагогических ситуаций», непохожих друг на друга. Поэтому от педагога требуется особое мастерство, так называемое искусство воспитания. Следовательно, нет точных рецептов в организации учебно-воспитательного процесса для учителя и учащихся, воспитателя и воспитуемых, которые являются составными элементами педагогического процесса. Однако применительно к инструментарию педагогического процесса можно вывести закономерности, с помощью которых организация педагогического процесса будет приобретать научный и системный характер. Это далеко не ново для педагогической науки. Существует масса примеров, в которых ученые и практики применяли особым образом организованную цепочку видов, форм, методов и приемов обучения и воспитания, активно ведущих к положительному результату. В настоящее время в педагогике их стали рассматривать как педагогические технологии. Существует более 300 определений понятия «педагогическая технология». Их трактовки содержат в себе различные философские основы, концепции, элементы мастерства. Однако ясно одно, что реализация педагогического процесса как целостной системы ведет к органичному единству всех его компонентов, взаимообусловленных и взаимосвязанных между собой. Поэтому педагог, зная основы технологизации педагогического процесса, может, используя творческий подход, сделать его сугубо индивидуальным и интересным для детей. Технологизация педагогического процесса ни в коем случае не означает рецептурность, косность, шаблонность, догматизм педагогического мышления, а прямым образом предполагает креативность, неординарность, профессионализм педагога.
Проблема использования современных образовательных технологий в условиях вуза, средней общеобразовательной школы получили широкое освещение в массовой педагогической литературе. А вот в рамках дошкольного воспитания и предшкольной подготовки эта проблема не столь активно исследована.
В последнее время произошли радикальные изменения в системе образования в Казахстане в области предшкольной подготовки в связи с планируемым переходом на 12-летнеее образование. Предшкольная подготовка, ранее начинаемая в шесть лет, с 2008 года начнет осуществляться с пяти лет. Перед педагогической наукой высветился ряд проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, разработкой учебно-методических комплексов, материально-технической оснащенностью учебно-воспитательного процесса предшколы. Готов ли современный педагог к подготовке 5-летних детей к школе? Сможет ли он так организовать педагогический процесс, чтобы ребенок пятилетнего возраста не потерял интереса к познанию?
Педагогика накопила огромный опыт по подготовке детей шестилетнего возраста к школе. Известны исследования грузинской высшей школы и их последователей, посвященные данной проблеме. Но как подготовить пятилетнего ребенка к школе? Исследования, посвященные этому вопросу скудны, а опыт из зарубежной педагогической практики мало освещался в научной литературе. Следовательно, есть широкий простор для педагогической общественности по изучению данной проблемы, особенно в части применения современных образовательных технологий.
Современный этап предшкольной подготовки требует поиска новых образовательных технологий, обеспечивающих дифференциацию, гибкость и вариативность содержания образования. Необходимость их использования в условиях реформирования системы образования объясняется тем, что технологии могут способствовать совершенствованию учебного процесса и достижению результатов в кратчайшие сроки. В то же время одной из главных задач является вооружение педагогов глубокими основами наук, навыков применения современных образовательных технологий в условиях предшколы, что будет способствовать более планомерному и безболезненному процессу подготовки дошкольников к школьной жизнедеятельности.
В Казахстане в рамках дошкольного воспитания освоены и довольно активно применяются такие технологии как «Шаг за шагом», «Самопознание» С.Назарбаевой, игровые технологии, здоровьесберегающие, авторские и т.д. Однако они не получили широкого научного обоснования, не систематизированы и изучены.
Эволюции образования на современном этапе можно достичь лишь путем широкого внедрения технологии непосредственно в процесс обучения и воспитания. Адаптация новых технологий в образовательной сфере особенно хорошо прослеживается по такому показателю, как внедрение в обучение инновационных методов и приемов. Названия большого класса современных инновационных технологий определяется содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система. Инновационные методы разнообразны, что позволяет творчески работающему педагогу выбрать из них наиболее подходящие с учетом индивидуальных и коллективных особенностей групп обучающихся, с которыми он работает. Большое количество методов дает возможность комбинирования, варьирования для эффективной работы. Как показывает практика, в основном педагоги стараются адаптировать современные технологии к возрасту обучаемых, материально-технической оснащенности и учебно-методической обеспеченности педагогического процесса. Признавая технологизацию образования объективным развивающим процессом, необходимо признать, что государством должен быть взят курс на подготовку профессиональных кадров с акцентом на вооружение знаниями в области применения современных образовательных технологий. Более того, в подготовке педагогов предшколы необходимо акцентировать внимание на знании психологии детей предшкольного возраста, формировании продуктивного творческого мышления педагога и умения конструировать педагогический процесс в соответствие с актуальными целями и задачами.
Технологизация педагогического процесса в условиях предшколы также требует решения двух проблем – изучения, обобщении и распространения педагогического опыта и внедрения достижений педагогической науки в практику, так как педагогические технологии сами по себе не возникают. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в грамотном, научно-обоснованном управлении.
Таким образом, в контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса предшколы существенно возрастает роль технологизации как фактора, способствующего результативности обучения и воспитания подрастающего воспитания.
ПОЛОЖЕНИЕ
- Готовимся к школе под руководством специалистов
- Что мы считаем важным
- Что мы можем предложить
- Технология работы по программе
- Что представляют собой материалы программы «Сообщество»?
- Проблема педагогического сопровождения родителей в процессе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи на пороге школы
- Проблемы технологизации педагогического процесса предшколы и современные образовательные технологии
- Об организации в моу-нош №1 «Центра развития ребёнка – Предшкола»
- Общие положения
- Организация работы Предшколы
- Порядок работы
- Финансово-хозяйственная деятельность
- I. Общие положения
- III. Организация деятельности группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения(Предшкольное обучение)
- IV. Комплектование групп для детей- старшего дошкольного возраста, не
- V .Участники образовательного процесса
- I. Общие положения.
- II. Цели и задачи образовательного процесса в предшколе.
- III. Порядок и условия приёма в предшколу.
- IV. Организация образовательного процесса.
- Дошкольное образование (Википедия)
- Предшкольное образование – новое звено в системе общего образования
- Школа будущего первоклассника
- Быть ли "предшкольному образованию"? Педагогические колледжи - "за"!
- Виктор Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии рф: «Российские школьники сильно перегружены»
- Для самых маленьких - "предшкола"
- Психолого-педагогические основы проектирования и реализации предшкольного образования
- «Приоритеты» добития образования
- Вспомним забытое старое!
- Дошкольная подготовка детей
- Елена Кравцова рассказывает о дошкольном воспитании
- Учение понарошку
- Меня не любят?
- Справка
- Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования в современном пространстве изменяющейся России
- Предшкольное образование: актуальные проблемы и перспективы развития
- Построение предметно-пространственной развивающей средыв группах предшкольного образования
- Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы на границах зон
- Наглядный материал и пособия в группах предшкольного образования
- «Современные подходы к реализации принципа преемственности в условиях образовательного учреждения инновационного типа»
- Проблема реализации предшкольного образования в учреждениях дополнительного образования
- Концепция предшкольного образования в образовательной программе «школа 2100»
- План работы по организации предшкольного образования
- Организация образовательного процесса предшкольного образования в моу «Первомайская сош»
- Особенности мотивационной готовности к школьному обучению у детей из разных регионов россии (хотят ли дошкольники идти в школу?)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)1