logo
Материалы для самостоятельного изучения

Дошкольная подготовка детей

В Областном центре информационных технологий состоялся видеосеминар «Формирование универсальных учебных действий как основа преемственности разных ступеней современного образования». Чтобы ребенку легко было адаптироваться в школе, важно качественно его к ней подготовить: собравшимся на мероприятии специалистам рассказали об УМК «Предшкола нового поколения».

 

Новые стандарты коснулись не только среднего общего образования, но и дошкольного: к 2014 году предшкольная подготовка должна стать всеобщей и массовой, а к 2016-му – обязательной.

Специалисты по дошкольному образованию из 17 районов Новосибирской области собрались в межшкольных методических центрах, чтобы обсудить проблемы, связанные с подготовкой детей, и выслушать выступление Светланы Ямшининой, к.п.н., автора, методиста научно-методического отдела «Академкнига/Учебник».

Сегодня понятно, что самое главное, для того чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо формировать не только предметные знания, но и надпредметные умения, универсальные учебные действия, отметила Светлана Ямшинина.

По словам специалиста, комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельность.

«Взрослый хлопает в ладоши, и ребенок должен замереть при слове «ночь», а при слове «день» прыгать и веселиться. Как правило, несколько детей продолжают веселиться уже после фразы «ночь», это значит, что ребенок не слышит вас. Около 70% информации в первом классе ребенок получает вербально: если не сформирована произвольная регуляция, он на полгода как минимум выпадает из учебного процесса», – поясняет Светлана Ямшинина.

 Произвольная регуляция – это когда ребенок способен контролировать свои действия, быть адекватным ситуации. Например, если ученик сидит на уроке и смотрит в окно – он проявляет произвольность, т.е. управляет собой, чтобы находиться на уроке, а не в коридоре. Игра «День-ночь» позволяет проверить наличие регуляции.

И, кстати, желательно, чтобы любая познавательная деятельность происходила через игру.

Комплект помогает развивать у ребенка необходимый уровень двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления, целостных представлений о мире.

«Кроме того, ребенок должен уметь общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, иметь необходимый уровень монологической и диалогической речи. Помимо этого еще выделяется деловое сотрудничество: умение работать в паре, в группе. Эти навыки прививать можно  уже у дошкольников, ведь с первого класса практикуется организация совместной деятельности. У ребенка может быть высокий уровень интеллекта, но если он не умеет работать в коллективе, ему будет сложно учиться в школе», – добавляет Светлана Николаевна.

Учебно-методический комплект включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

- развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);

- окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);

- мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки);

- основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним). 

 

Как отмечает Светлана Ямшинина, даже те дети, что уже умеют читать, когда приходят в начальную школу, делают это неправильно, так как у большинства не сформирован фонематический слух. Ребенок читает механически, не понимая смысла текста.

Задания УМК «Предшкола нового поколения» предназначены как для индивидуальной, так и для коллективной и групповой работы с детьми. Все пособия УМК снабжены подробными методическими указаниями для взрослых. Все они имеют модульный характер и рассчитаны и на один год, и на два года подготовки к школе.

«С комплектом могут работать и родители, и методисты. Родителям поможет инструкция, а коллег мы готовы обучать: необходимо набрать группу, и наши специалисты в течение 3-4 дней приедут и займутся подготовкой», – отвечает на вопросы о работе с комплектом Светлана Николаевна.

Цена всего комплекта – в пределах 2 тысяч рублей, но можно приобретать только необходимый блок. Например, если у методиста уже имеется своя программа по развитию речи, он может отказаться от этого направления.

После УМК «Предшкола нового поколения» совершенно не имеет значения, по какой программе обучения дети пойдут в начальной школе, так как этот комплекс универсален и дает базовый уровень подготовки.

 

Лилия ИЛЬИНА, редакция ОблЦИТ

Фотоиллюстрации автора

 Качество образования определяет успешность учеников

Альберт ПОЛЛЕ, начальник Управления образования Юго-Восточного округа города Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ:

У каждого округа свое лицо, свои проблемы и своя специфика. Юго-Восточный долгое время считался неблагополучным в плане экологии округом, что и неудивительно. Ведь это самый индустриальный район с его знаменитыми АЗЛК, литейно-механическим и шарико-подшипниковым заводом. Здесь всегда было много приезжих, лимитчиков, живущих в общежитиях. Сейчас, когда активно начали застраиваться новые микрорайоны Марьино, Люблино, Рязанка и Нижегородская окраина, облик округа стремительно меняется. Практически каждый год строятся новые школы и детские сады. Оказалось, что за 10 лет в строй было введено более 80 образовательных учреждений! Разумеется, в связи с этим перед системой образования округа стоит много задач, с которыми она успешно справляется. Главное доказательство — рейтинг округа в ежегодном смотре округов постоянно растет. О том, чем сегодня живет округ, наш разговор с его начальником Альбертом Борисовичем ПОЛЛЕ.

- Альберт Борисович, сейчас в рамках повышенного интереса президента к демографической проблеме возникает вопрос — а готовы ли мы обеспечить маленьких россиян качественным дошкольным образованием? — Проблема обеспечения малышей местами в детских садах актуальна не только для Юго-Восточного округа, но и для всей Москвы. Честно признаюсь, сегодня на очереди в детский сад у нас 1600 малышей. Разумеется, мы делаем все, чтобы решить эту проблему, — так, все помещения детских садов, которые раньше использовались не по профилю, мы вернули в систему дошкольного образования, разорвали все арендные отношения. За счет этого, между прочим, освободилось 800 мест. И тем не менее, как вы видите, у нас остается дефицит детсадовских мест, который мы сможем преодолеть не раньше чем к 2008 году. Сейчас мы строим восемь новых детских садов, к первому же сентября открылись три новых сада. Вообще из 100 детских садов, предусмотренных программой правительства Москвы, нами запланировано 16. Хочу также заметить, что городские власти пошли нам навстречу и, учитывая наши потребности, внесли в программу дополнительно еще два сада в Марьине и Жулебине. Кстати, сейчас, как вы знаете, в каждом округе открыты пункты записи детей в детские сады. У нас их 14. Раньше сложнее было вести учет потребности нуждающихся в устройстве детей в детские сады, так как родители записывали своего ребенка сразу в несколько образовательных учреждений. Теперь мы «почистили» все эти списки, внесли их в компьютерную базу. Если малыш уже посещает детский сад, то записать его в другой уже нельзя. Каждому родителю мы даем на руки уведомление с датой постановки на очередь.

 — А как быть с ребятами, которым исполнилось 5 лет, и они должны проходить предшкольную подготовку? — Таких малышей стопроцентно зачисляют в детский сад. Мы берем пятилетнего ребенка без всякой очереди, потому что он должен быть подготовлен к школе. У нас есть три прогимназии для малышей, а для ребят с ограниченными возможностями здоровья открыты семь учреждений «Начальная школа — детский сад», в которых малыши с проблемами в физическом развитии и со сложными нарушениями состояния здоровья (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкозаболевания и так далее) легче всего смогут адаптироваться к обычной школе.

 — Альберт Борисович, в прошлом году много копий ломалось вокруг понятия «предшкола». Многие педагоги и психологи, думаю, небеспочвенно опасались — как бы не превратить эту предшколу в нулевой класс. — Позиция Московского департамента образования такова: ребенок должен проходить подготовку к школе на базе детского сада. Там совершенно другая обстановка, тем более что школьный учитель, хочет он того или нет, но в подавляющем большинстве случаев будет просто натаскивать малышей на школьную программу. У детского сада совершенно другая задача, чтобы ребенок развивался, получал воспитание, навыки общения и жизни в коллективе. Исключение составляют языковые знания, известно, что чем раньше ребенок начинает слышать чужую речь, тем легче ею овладевает. Поэтому по просьбе родителей мы приглашаем в детские сады учителей иностранного языка. Кстати, у нас есть 53 группы кратковременного пребывания, а также 14- и 24-часового пребывания детей. Хотел бы также подчеркнуть, что в детских садах особое внимание уделяется укреплению здоровья детей; ежегодно проводимый анализ подтверждает улучшение физической готовности детей к школе. Вообще повышение уровня качества дошкольного образования отмечается и экспертами в ходе аттестации и аккредитации детских садов. Кроме того, добавлю, что на практике 83 процента ДОУ используют новые формы организации образовательного процесса, уже сегодня внедряется проектный метод обучения дошколят. Конечно же, мы ищем новые формы работы с родителями малышей. Это и детско-взрослые клубы по интересам, школа молодых родителей, практические тренинги по вопросам межличностных отношений в семье, психологической готовности ребенка и родителей к поступлению в первый класс.

 — Альберт Борисович, мы с вами здесь говорили о том, как важно, чтобы ребенок перед школой посещал детский сад и овладел навыками общения. Будучи на семинаре по предшколе в прошлом году, я услышала от заместителя Любови Петровны Кезиной — Ларисы Евгеньевны Курнешовой, что Москве не хватает воспитателей.  — Сегодня вакансий воспитателей детских садов в нашем округе нет. Другое дело — нехватка помощников воспитателей, нянечек. Кроме того, мы стараемся, чтобы все наши воспитатели получили высшее образование, мы делаем для них целевой набор.

 — А вообще как обстоят дела с педкадрами в округе? — Ежегодно к нам приходят 200-250 молодых специалистов по всем предметам. В последние 2-4 года мы активно работаем по целевому набору, у нас есть школы с педагогическими классами. Туда набираем ребят, которые хотят посвятить себя школе. Это ведь очень важно — как можно раньше ориентировать ребят на педагогическую деятельность. У нас есть договоры практически со всеми педвузами Москвы, причем не только городскими, но и МПГУ имени Ленина.

 — Альберт Борисович, ну а после окончания вуза приходят ли эти ребята в школу? — В большинстве своем да, во-первых, мы каждому молодому человеку даем подъемные в размере 20 тысяч. Кроме того, будущие педагоги приходят к нам еще на 4-5-м курсе, и мы уже тогда заводим на них трудовую книжку. Поэтому у выпускника вуза уже есть хоть небольшой, но педстаж. Так что мы просим директора школы аттестовать молодого специалиста по 11-12-му разряду, а не по 7-8-му, как обычно. Соответственно увеличивается у молодого педагога и зарплата. И, конечно же, мы стараемся вовлекать молодых в нашу педагогическую семью. У нас есть школа молодого специалиста, КВН, клубы по интересам. Так что могу вас заверить — из молодых специалистов, которые к нам приходят ежегодно, школу покидают не более 3-4, ну максимум 10 человек.

 — Альберт Борисович, а что делается в округе для повышения квалификации ваших педагогов и директоров школ? — У нас есть целостная система научно-практических, творческих, проблемных семинаров, «круглых столов», конференций, мастер-классов, которая позволяет использовать в практике лучший опыт по всем актуальным вопросам педагогики, дидактики, методики, психологии. Всего в течение года было проведено 287 таких мероприятий. Кроме того, реализуется программа курсовой переподготовки через МИОО и высшие учебные заведения.

 — Проблема для системы образования — дети из неблагополучных семей. Как вы работаете с этой категорией ребят? — Во-первых, зачастую у таких ребят проблемы со здоровьем. Мониторинг говорит о росте заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов пищеварения и др. Поэтому так важна здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении. Причем это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих санитарным правилам. Понятно, что проблемные дети должны обучаться в небольших группах и классах. При этом оценивать качество работы учителей и воспитателей нужно не по валу, не по количеству, а по качеству работы. Вообще сегодня исключительно важна линия коррекционной педагогики. Кроме того, у нас в округе 6 интернатных учреждений, специальная общеобразовательная школа открытого типа. Для ребят из неблагополучных, многодетных семей, для сирот мы открыли казачий корпус для мальчиков и кадетский корпус для девочек. Туда идут учиться также ребята, чьи родители прошли через горячие точки — Афганистан, Чечню. Да, кстати, конкурс туда 4-5 человек на место, разумеется, это для тех, у кого благополучные семьи, а тех, кому требуется наша помощь, мы берем вне всякого конкурса.

 — Интересно, чему вы учите девочек в кадетском корпусе, как-то ориентируете их на военную специальность? — Сейчас у нас там только 5-8-е классы, около 80 человек. А девочки учатся в корпусе логике, психологии общения, рисованию, танцам и общеобразовательным предметам, разумеется. Есть у нас и строевая подготовка. Кстати, наши девочки уже участвовали в параде на Красной площади.

 — Альберт Борисович, я знаю, что в округе достаточно высокий процент приезжих, причем среди них есть и те, кто плохо или вовсе не владеет русским языком. Что вы делаете для таких ребят? — У нас есть школа, где учатся ребята, не знающие русский язык, они приходят туда по субботам и воскресеньям. Кроме того, в школах, где много приезжих ребят, делаем группы для дополнительных занятий русским языком. Кстати, у нас есть курсы русского языка для мусульманских народностей в Люблине, туда даже дети афганских беженцев, алжирцы приходят. Причем учатся и взрослые, и дети. Такой центр открыт Департаментом образования, а с этого учебного года на базе двух школ мы открыли как структурные подразделения «Школы русского языка».

 — К сожалению, в Москве сегодня очень много проблем, связанных с национальной неприязнью. Как вам удается с этим бороться? — Да, наверное, такие проблемы есть, но у нас они не так остры. Уверяю вас, межнациональных конфликтов в школах Юго-Восточного округа нет, бывают случаи, когда русский Иванов подерется с армянином Акопяном. Но не потому, что у них национальная вражда, а просто потому что они дети. А вот проблемы с языком бывают не только у детей, но даже и у взрослых. Так, пришла одна учительница и говорит — мне сложно работать, потому что я плохо знаю русский. Мы ее перевели в группу продленного дня, она два года усиленно изучала язык.

 — Альберт Борисович, не могу обойти стороной тему национального проекта. Как у вас проходили конкурсы на лучшую школу и лучших учителей? — Вы знаете, у нас в округе 160 школ, а президентские поощрения получили 9. Несмотря на то что это в основном общеобразовательные школы, все они — опорные в нашем округе по различным направлениям обновления содержания, у каждой из них свое неповторимое лицо. Инновационные программы эти образовательные учреждения разрабатывали вместе с общественными организациями, подключали детей, родителей, науку. Разумеется, мы будем активно использовать передовой опыт этих школ, проводить там конференции, школы молодого специалиста, семинары. На сайте префектуры и управления образования размещена информация об этих школах, вскоре там появятся и их инновационные программы. Сразу скажу: те школы, которые подавали заявку на участие, но не прошли на президентские гранты, еще раз пройдут экспертизу уже на грант мэра. Надеюсь, что все наши инновационные школы получат это вознаграждение. Я бы добавил, что дело не только в деньгах. Учитель ведь — профессия публичная, поэтому моральная поддержка, общественное признание для школы и учителя бывают еще более важными. И еще для нас очень важно, чтобы каждый учитель задумался, почему в его школе нет ни одного педагога, получившего вознаграждение в 100 тысяч рублей, почему его школа не отнесена к инновационным, и понял: это не потому, что в его школе плохо работают, а оттого, что критерии качества теперь другие. В школе будущего должно измениться понимание основного образовательного результата и подхода к его оценке. До сих пор этим результатом на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки. Опыт международных мониторинговых исследований показывает, что российские школьники, обладая сравнительно хорошими предметными знаниями, уступают своим сверстникам в способности осмысленно и эффективно применять свои знания в нестандартной учебной ситуации.

 — Альберт Борисович, мне неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что во многих регионах учителя оказались обиженными. — У нас 38 учителей получат президентские поощрения, причем не было ни одной жалобы — ни в Департамент образования, ни ко мне. Наверное, потому что была проведена большая подготовительная разъяснительная работа. Я думаю, что на следующий год лучших учителей и школ у нас в округе будет гораздо больше, потому что многие всерьез задумались над своей работой. Эти конкурсы — хороший стимул к развитию.

 — Альберт Борисович, каким вы видите свой округ в перспективе? — Моя заветная мечта — создать такие учебные заведения, которые необходимы нашим людям. А сегодня родители стараются всесторонне развить своего ребенка, дать ему углубленное знание предметов. Так, в прошлом году мы открыли школу с углубленным изучением области знаний «Искусство» и технический лицей, гимназию, в этом году у нас новостройка — лингвистический центр, там будут изучаться шесть языков. Так что главной своей задачей вижу создание школ по самым различным направлениям. К примеру, с углубленным изучением математики, физики, биологии и химии. Ведь не бывает бездарных детей. Все они талантливы, нужно только разглядеть их способности и помочь им открыться. Кроме того, хотелось бы создать центры математического и гуманитарного образования, где занимались бы одаренные дети, начиная от детского сада и заканчивая поступлением в вуз. В каждой школе начинаем создавать специализированные классы, где у каждого ребенка будет свой индивидуальный план занятий. А для этого нужно хорошо знать ученика. Поэтому еще одно из направлений, которое развивается в округе, — совершенствование работы психологических служб. Оттого сегодня особенное значение приобретает наш городской психолого-педагогический университет. А для учителя главная задача, на мой взгляд, сделать все от него зависящее, чтобы каждый ребенок учился на максимуме своих возможностей.

 — Какой, по-вашему, должна быть школа будущего? — Она должна передавать подрастающему поколению не просто знания, накопленные предшествующими поколениями, а в первую очередь те вечные ценности, на которых возник, развивался и до сей поры существует наш народ.

Несомненно, школа будущего — это творческие учителя, новые педагогические технологии, это детско-взрослые производства, это широко используемые информационные технологии.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение доступности образования, роста его качества и эффективности. Решение этих задач предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения в управлении системой дошкольного образования, но и в первую очередь – значительное обновление содержания образования в этой системе, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этих задач является введение предшкольного образования.Предшкольное образование направлено на обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста (посещающих и непосещающих дошкольные учреждения) с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Поэтому особую значимость в предшколе приобретает развивающее образование. Специфика развивающего образования в дошкольном детстве определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка, осознанием первостепенной важности развития базиса его личностной культуры. Специфика связана с обеспечением эмоционального благополучия ребенка, созданием психоло-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставлением им широкого выбора видов деятельности, индивидуализации образования.Основу предшкольного образования определяют следующие принципы работы с детьми:

1)уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; 2)обеспечение двигательной активности детей в различных формах; 3)использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

4)обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

5)использование цикличности и проектной организации содержания обучения; 6)создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

7)широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений; 8)широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

9)создание условий для ориентации ребенка на партнера-сверстника, взаимодействовие с ним и учёбы у него (а не только у взрослого);

10)выделение в образовательном процессе в качестве ведущей диалогической формы общения (взрослого с детьми, детей между собой), что обеспечит развитие активности, инициативности ребенка, сформирует уважение и доверие к взрослому; 11)формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение доступности образования, роста его качества и эффективности. Решение этих задач предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения в управлении системой дошкольного образования, но и в первую очередь – значительное обновление содержания образования в этой системе, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этих задач является введение предшкольного образования.Предшкольное образование направлено на обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста (посещающих и непосещающих дошкольные учреждения) с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Поэтому особую значимость в предшколе приобретает развивающее образование. Специфика развивающего образования в дошкольном детстве определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка, осознанием первостепенной важности развития базиса его личностной культуры. Специфика связана с обеспечением эмоционального благополучия ребенка, созданием психоло-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставлением им широкого выбора видов деятельности, индивидуализации образования.

Основу предшкольного образования определяют следующие принципы работы с детьми: 1)уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; 2)обеспечение двигательной активности детей в различных формах; 3)использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

4)обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.); 5)использование цикличности и проектной организации содержания обучения; 6)создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

7)широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

8)широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

9)создание условий для ориентации ребенка на партнера-сверстника, взаимодействовие с ним и учёбы у него (а не только у взрослого);

10)выделение в образовательном процессе в качестве ведущей диалогической формы общения (взрослого с детьми, детей между собой), что обеспечит развитие активности, инициативности ребенка, сформирует уважение и доверие к взрослому;

11)формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Золотуева Ж.Е. -воспитатель МДОУ " Клубничка"

Лучший вариант дошкольного образования – это традиционная форма – группы с постоянным пребыванием детей в детском саду. В последнее время на базе общеобразовательной школы открываются группы для детей старшего дошкольного возраста (предшкольные группы).

Считаем, что создавать такие группы необходимо при условии, если на данной территории недостаточное количество детских садов или их полное отсутствие. А если детские сады действуют и укомплектованы педагогическими кадрами со специальным образованием и нет проблем с наличием мест, то в создании таких групп нет необходимости.

Предшкольные группы чаще всего ориентированы на решение узкого круга образовательных задачи, не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. В основном единственной целью работы таких групп становится подготовка детей к школе, и забота о полноценном проживании ребёнком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство остаётся за границами внимания педагогов. Это превращает педагогический процесс в «натаскивание», нанося порой вред ребёнку.

В.А. Пирожкова, педагог доп. образования, Т.П. Степанова, учитель-логопед МДОУ д\с «Чебурашка» р.п. Ржакса.