logo
Материалы для самостоятельного изучения

Концепция предшкольного образования в образовательной программе «школа 2100»

Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. Концепция не претендует на выработку механизмов организационно-управленческой и финансово-экономической сфер дошкольного образования. Она направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», может быть «рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».

О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать, прежде всего, о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог П.Ф. Каптерев. Сошлемся на его рассуждение о роли государства и общества в образовании: «Общество... заинтересовано, прежде всего, не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением... Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей... поэтому настоящая научная педагогия - требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество... Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство пользуется уже готовыми результатами...» (П.Ф. Каптерев; Избранные педагогические сочинения. - М., 1982). При разработке концепции авторы учитывали некоторые социокультурные особенности и тенденции, существующие в сегодняшнем российском обществе, например наличие в нем социального и материального неравенства. Иначе говоря, это ограничения, накладываемые на принцип общедоступности образования, в том числе предшкольного. Вместе с тем реализация способностей ребенка не должна зависеть от материальных возможностей родителей. В этом заинтересованы и общество, и государство. «Школа 2100» - это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Наша главная цель - не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в ребенке все то, что связано с «лица необщим выраженьем», с личностным развитием.

В соответствии с основными целями, задачами государственной Образовательной системы «Школа 2100» концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный. Этот процесс мы противопоставляем «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

2. Что такое предшкольное образование? Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью нашей концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1)    подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.); 2)    подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие  образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это, прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире. При отборе содержания предшкольного образования мы ориентируемся на две основные тенденции в современном российском образовании - вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования - это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

3. Предшкольное образование и здоровье детей. Данная концепция предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов. К их числу относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика.

  2. Интенсификация образовательного процесса.

  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

  4. Нерациональная  организация жизнедеятельности детей.

  5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.

  6. Недостаточное  использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.

  7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников. Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления: А. Нормализация учебной нагрузки:

Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

4. Технологии предшкольного образования Под технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства, используемые в образовательном процессе. Мы не ставим задачу подробно характеризовать существующие технологии дошкольного образования и остановимся только на некоторых вопросах, связанных с их выбором и использованием. Развивающему образованию чужд безликий фронтальный подход. Соответственно, ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога. Интересно, что о необходимости такой деятельности писала еще в 1910-х гг. Н.К. Крупская, критикуя тогдашнюю школу. Суть ее высказывания сегодня актуальна и для предшкольного образования: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сближать их. Отметки, соревнование - все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединенных, совместных усилий, ученикам не дают...» (HJC.Крупская. Избранные педагогические произведения. – М.; Л., 1948). Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Действия старших дошкольников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности. Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений и т.п.). В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними  заданиями. На наш взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но в разумных пределах и только в следующих случаях: а)  в целях выравнивания (если ребенок пропустил занятия и т.д.); б)  в целях дифференциации (например, задания для ребенка с ярко выраженными способностями, интересами). В таком случае не возникнет проблемы перегрузки детей. Говоря об объеме учебной нагрузки для старших дошкольников, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в объеме материала. Проблема перегрузки зависит и от содержания занятия, и от его структуры, и от используемых методик и педагогических технологий, и от индивидуальных особенностей детей. Отдельно следует сказать о необходимости формирования у старших дошкольников познавательной мотивации. Это возможно, если педагог и родители опираются на мотивы успешности, на возникающее у каждого ребенка ощущение продвижения вперед.

5. Непрерывность и преемственность образования. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад - начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете - единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения. Дошкольник при помощи взрослых входит в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие:

  1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).

  2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).

  3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).

  4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).

  5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).

Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе - особая проблема), то во всяком случае к деятельности учения. Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное -развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи. Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими "школьных" технологий (пусть даже "развивающих") с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В, Давыдов, Последние выступления. - Рига, 1998, с. 45-47.) В современной педагогической психологии продолжают дискутироваться конкретные пути и технологии предшкольного образования. Наша позиция во многом близка позиции авторов известной программы «Развитие» (под руководством Л.А. Венгера). Мы выделяем четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования. Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня невозможно решить без опоры на принцип  минимакса. Необходимо определить нижнюю границу,  или нижний уровень, - то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложить верхнюю границу, или верхний уровень, - то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику. Именно с этой позиции написаны все пособия, обеспечивающие предшкольное образование в Образовательной системе «Школа 2100». Только при опоре на принцип минимакса дошкольное и начальное образование станет действительно адаптивным, «школой для всех». Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития.

6. Образовательная среда. Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое. Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

7. Педагог предшкольного образования. Никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления: существует опасение, что дошкольные педагоги возьмут на себя функции учителя 1-го класса, учителя начальных классов превратят работу со старшими дошкольниками в имитацию учебного процесса, а кроме того, и те и другие будут заниматься прямым натаскиванием на учебный материал школы. Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются следующие: A. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

Б. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

B. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.

8. Роль родителей в предшкольном образовании детей. В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях:

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ на 5-дневную неделю для ДОУ,  работающих по комплексной программе «Детский сад - 2100»

 

Младшая группа (3 – 4 года)

Средняя группа (4 – 5 лет)

Старая группа (5 – 6 лет)

Подготов. группа (6–7лет)/ предшкольная подготовка

Ознакомление с окружающим миром (количество занятий)

1

1

0,5

0,5

А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир»

Для самых маленьких

Часть 1

Часть 2

Развитие речи

1

1

 

 

Подготовка к обучению грамоте

-

-

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова и др. «По дороге к азбуке», «Наши прописи»

«Лесные истории»

Часть 1

Части 2-3. Прописи, часть 1

Части 3-4. Прописи, часть 2

Ознакомление с художественной литературой

1

1

1

1

О.В. Чиндилова

См. программу «Детский сад 2100». Пособия готовятся к печати

Риторика

-

-

-

1

З.И. Курцева. Под ред. Т.А.Ладыженской «Ты – словечко, я – словечко»

 

 

 

«Ты – словечко, я – словечко»

Формирование элементарных математических представлений

1

1

1

1

На выбор: 1) М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина «Моя математика»

 

См. программу «Детский сад 2100». Пособия готовятся к печати

2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина

«Игралочка», часть 1

«Игралочка», часть 2

«Раз – ступенька, два - ступенька», часть 1

«Раз – ступенька, два - ступенька», часть 2

Информатика

-

-

-

1

А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам»

 

 

 

«Всё по полочкам»

Синтез искусств

1

1

0,5

0,5

О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Рисование

0,5

0,5

1

1

О.А.Куренина

Готовится к печати

Лепка

0,5

0,5

0,5

0,5

И.В.Маслова

Готовится к печати

Аппликация

0,5

0,5

0,5

0,5

И.В.Маслова

Готовится к печати

Конструирование Ручнойтруд

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

0,5

0,5

И.В.Маслова

Готовится к печати

Социально-личностное развитие

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова «Познаю себя»

Планируется и проводится по результатам диагностики

1 «Это – Я»

Физкультурное

2+ППДА*

2+ППДА*

2+ППДА*

2+ППДА*

М.М. Борисова

См. программу «Детский сад 2001»

Ритмика

-

1

1

1

Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»

Методические рекомендации

Музыкальное

2

2

2

2

Педагоги дополнительного образования (планируется согласно образовательной программе учреждения)

-

-

2

1

Итого занятий, включая занятия по дополнительному образованию согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.1. 1249-03 (Дата введения 20 июня 2003 г.).

11

12

15

17

*ППДА – прогулка с повышенной двигательной активностью.

«Модель» выпускника предшкольной подготовки

Выпускник предшколы должен:

1.   Овладеть умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в первом классе.

2.   Сознательно управлять своим поведением, внешними и внутренними действиями.

3. Осознавать свои переживания и эмоции, выражать их вербальными и невербальными средствами.

4. Выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе образного мышления.

5.   Уметь поддерживать диалог, ставит вопросы, отвечать на вопросы с учётом речевого этикета.

6. Создавать высказывания на основе прочитанного или услышанного в соответствии с коммуникативной задачей.

7.   Освоить способы работы со схемой, планом, моделью.

8. Иметь представления о социальных ролях человека и связанных с ними особенностями общения.

9. Понимать ценность отношений между людьми как эталонов нравственности человека, необходимость сохранения и бережного отношения к природе и окружающей среде.

10. Уметь координировать свои действия в процессе соблюдения норм этикета и выполнения культурно – гигиенических правил.

11. Соблюдать элементарные правила общественно – полезного и обслуживающего труда,  проявлять готовность к осуществлению трудовых действий.

Утверждаю: директор школы

____________Малетина Т.Д.

Пр. № _____ от ___________