Готовимся к школе под руководством специалистов
Как мы уже говорили, форм для этого предлагается много — «подготовительные классы» при школах или учреждениях дополнительного образования, группы подготовки при детских садах. Важно не то, как они называются или будут названы в будущем после принятия государственной программы, а то, как организован в них процесс и во имя чего.
Но сначала о плюсах, которые так тесно переплетаются с минусами, что четко разграничить их не удалось. Учителя, набирающие первые классы, вольно или невольно заинтересованы в том, чтобы получить «хороших» учеников. Конечно, далеко не всем «везет» так, как учителям, набирающим учеников «под себя, под программу, под престижный класс». В такие условия попадают наиболее подготовленные дети, отобранные по официально запрещенным вступительным тестам, но, безусловно, возможных проблем это не снимает. У каждого учителя есть свое профессионально-личностное представление о том, с какими учениками ему хотелось бы работать. И, как правило, подготовительный класс (отобранный или сформированный по принципу территориальной близости проживания ребенка к будущей школе) предложит ребенку ту программу, на основе которой учитель будет формировать «искомых» учеников. Всегда и всюду говорят: «Занятия с детьми должны быть направлены на общее развитие, должны проходить в игровых формах». Но если присмотреться, учителя занимаются «общим развитием» на привычных материалах и способах самой школы. Одновременно они получают возможность увидеть то, как реагирует ребенок на учебные задания, какие результаты он выдает. И те и другие получают представление о том, с какими трудностями им предстоит столкнуться.
«Класс подготовки» — это всегда новая общность, и ребенок сталкивается здесь в новой для него ситуации с ранее не знакомыми детьми и взрослыми. Это прекрасная возможность получить необходимые навыки установления новых контактов и деловых отношений, которые станут основой взаимодействий в классе.
Учителя, ведущие занятия с детьми, используют для подготовки свой профессиональный опыт и знание методик обучения, то есть дети получают грамотно сформулированные задания, включаются в систему упражнений.
Все вместе, конечно, обеспечивает ребенку «соответствие» учительским ожиданиям и более мягкую адаптацию. И это хорошо. Вероятно, даже если «класс подготовки» ведет не тот учитель, который набирает первый класс, он профессионально подскажет родителям, на что стоит опереться в будущем учении, на что обязательно нужно обратить внимание будущего учителя ребенка, к чему нужно быть готовым, помогая ребенку заниматься дома. Да и сами коллеги в пределах одной школы всегда найдут способ, чтобы переговорить и что-то посоветовать друг другу.
Теперь о минусах «классов подготовки». Наиболее явные минусы лежат ровно там же, где и плюсы. Их можно рассматривать как равнозначные и изменяющие «свою окраску» в зависимости от того, что считать точкой отсчета: потребности школы или потребности ребенка, потребности растущей личности, — при этом те же плюсы становятся минусами. Может статься, что, вводя подготовку к школе как условие будущей успешной школьной жизни, как условие для выравнивания возможностей детей, посещающих и не посещающих детские сады, мы просто-напросто снизим начало школьного возраста, ничего не изменив в технологии учения. Начальная школа и сейчас вызывает множество нареканий из-за перегрузок, слабой ориентированности на потенциальные возможности детей, засилья авторитарных методов обучения. Сам факт отказа учителя от авторитаризма никак не изменяет общепринятой в школах стратегии «делай как я и тогда, когда я скажу».
Однако минусы связаны, скорее, не с тем, что такие подготовительные классы территориально организованы при школах, и не с тем, что их ведут учителя в учительской же системе ценностей. Проблема глубже и связана с общим неумением педагогов работать с детьми в активных формах, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса и осознанное включение ребенка в учение. Трудности такой организации работы с детьми одинаково присущи и учителям начальных классов, и воспитателям дошкольных групп. Это создает основное напряжение в профессиональной оценке содержания и способов организации «предшкольного образования». Поэтому мы обсуждаем не то, нужно ли оно, а то, каким оно должно быть. Вовсе не важно для подготовки и подготовленности ребенка, где будет организована подготовка — в детских садах или в школах, это слишком формальный подход. Только кажется, что если подготовкой к школе будут заниматься воспитатели в детских садах — проблема решится в пользу ребенка, а вот если это станет делом школы, все будет загублено. Принципиально важно, на каких ценностно-целевых и содержательных основах будет осуществляться подготовка.
- Готовимся к школе под руководством специалистов
- Что мы считаем важным
- Что мы можем предложить
- Технология работы по программе
- Что представляют собой материалы программы «Сообщество»?
- Проблема педагогического сопровождения родителей в процессе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи на пороге школы
- Проблемы технологизации педагогического процесса предшколы и современные образовательные технологии
- Об организации в моу-нош №1 «Центра развития ребёнка – Предшкола»
- Общие положения
- Организация работы Предшколы
- Порядок работы
- Финансово-хозяйственная деятельность
- I. Общие положения
- III. Организация деятельности группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения(Предшкольное обучение)
- IV. Комплектование групп для детей- старшего дошкольного возраста, не
- V .Участники образовательного процесса
- I. Общие положения.
- II. Цели и задачи образовательного процесса в предшколе.
- III. Порядок и условия приёма в предшколу.
- IV. Организация образовательного процесса.
- Дошкольное образование (Википедия)
- Предшкольное образование – новое звено в системе общего образования
- Школа будущего первоклассника
- Быть ли "предшкольному образованию"? Педагогические колледжи - "за"!
- Виктор Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии рф: «Российские школьники сильно перегружены»
- Для самых маленьких - "предшкола"
- Психолого-педагогические основы проектирования и реализации предшкольного образования
- «Приоритеты» добития образования
- Вспомним забытое старое!
- Дошкольная подготовка детей
- Елена Кравцова рассказывает о дошкольном воспитании
- Учение понарошку
- Меня не любят?
- Справка
- Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования в современном пространстве изменяющейся России
- Предшкольное образование: актуальные проблемы и перспективы развития
- Построение предметно-пространственной развивающей средыв группах предшкольного образования
- Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы на границах зон
- Наглядный материал и пособия в группах предшкольного образования
- «Современные подходы к реализации принципа преемственности в условиях образовательного учреждения инновационного типа»
- Проблема реализации предшкольного образования в учреждениях дополнительного образования
- Концепция предшкольного образования в образовательной программе «школа 2100»
- План работы по организации предшкольного образования
- Организация образовательного процесса предшкольного образования в моу «Первомайская сош»
- Особенности мотивационной готовности к школьному обучению у детей из разных регионов россии (хотят ли дошкольники идти в школу?)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)1