logo
Материалы для самостоятельного изучения

Готовимся к школе под руководством специалистов

Как мы уже говорили, форм для этого предлагается много — «подготовительные классы» при школах или учреждениях дополнительного образования, группы подготовки при детских садах. Важно не то, как они называются или будут названы в будущем после принятия государственной программы, а то, как организован в них процесс и во имя чего.

Но сначала о плюсах, которые так тесно переплетаются с минусами, что четко разграничить их не удалось. Учителя, набирающие первые классы, вольно или невольно заинтересованы в том, чтобы получить «хороших» учеников. Конечно, далеко не всем «везет» так, как учителям, набирающим учеников «под себя, под программу, под престижный класс». В такие условия попадают наиболее подготовленные дети, отобранные по официально запрещенным вступительным тестам, но, безусловно, возможных проблем это не снимает. У каждого учителя есть свое профессионально-личностное представление о том, с какими учениками ему хотелось бы работать. И, как правило, подготовительный класс (отобранный или сформированный по принципу территориальной близости проживания ребенка к будущей школе) предложит ребенку ту программу, на основе которой учитель будет формировать «искомых» учеников. Всегда и всюду говорят: «Занятия с детьми должны быть направлены на общее развитие, должны проходить в игровых формах». Но если присмотреться, учителя занимаются «общим развитием» на привычных материалах и способах самой школы. Одновременно они получают возможность увидеть то, как реагирует ребенок на учебные задания, какие результаты он выдает. И те и другие получают представление о том, с какими трудностями им предстоит столкнуться.

«Класс подготовки» — это всегда новая общность, и ребенок сталкивается здесь в новой для него ситуации с ранее не знакомыми детьми и взрослыми. Это прекрасная возможность получить необходимые навыки установления новых контактов и деловых отношений, которые станут основой взаимодействий в классе.

Учителя, ведущие занятия с детьми, используют для подготовки свой профессиональный опыт и знание методик обучения, то есть дети получают грамотно сформулированные задания, включаются в систему упражнений.

Все вместе, конечно, обеспечивает ребенку «соответствие» учительским ожиданиям и более мягкую адаптацию. И это хорошо. Вероятно, даже если «класс подготовки» ведет не тот учитель, который набирает первый класс, он профессионально подскажет родителям, на что стоит опереться в будущем учении, на что обязательно нужно обратить внимание будущего учителя ребенка, к чему нужно быть готовым, помогая ребенку заниматься дома. Да и сами коллеги в пределах одной школы всегда найдут способ, чтобы переговорить и что-то посоветовать друг другу.

Теперь о минусах «классов подготовки». Наиболее явные минусы лежат ровно там же, где и плюсы. Их можно рассматривать как равнозначные и изменяющие «свою окраску» в зависимости от того, что считать точкой отсчета: потребности школы или потребности ребенка, потребности растущей личности, — при этом те же плюсы становятся минусами. Может статься, что, вводя подготовку к школе как условие будущей успешной школьной жизни, как условие для выравнивания возможностей детей, посещающих и не посещающих детские сады, мы просто-напросто снизим начало школьного возраста, ничего не изменив в технологии учения. Начальная школа и сейчас вызывает множество нареканий из-за перегрузок, слабой ориентированности на потенциальные возможности детей, засилья авторитарных методов обучения. Сам факт отказа учителя от авторитаризма никак не изменяет общепринятой в школах стратегии «делай как я и тогда, когда я скажу».

Однако минусы связаны, скорее, не с тем, что такие подготовительные классы территориально организованы при школах, и не с тем, что их ведут учителя в учительской же системе ценностей. Проблема глубже и связана с общим неумением педагогов работать с детьми в активных формах, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса и осознанное включение ребенка в учение. Трудности такой организации работы с детьми одинаково присущи и учителям начальных классов, и воспитателям дошкольных групп. Это создает основное напряжение в профессиональной оценке содержания и способов организации «предшкольного образования». Поэтому мы обсуждаем не то, нужно ли оно, а то, каким оно должно быть. Вовсе не важно для подготовки и подготовленности ребенка, где будет организована подготовка — в детских садах или в школах, это слишком формальный подход. Только кажется, что если подготовкой к школе будут заниматься воспитатели в детских садах — проблема решится в пользу ребенка, а вот если это станет делом школы, все будет загублено. Принципиально важно, на каких ценностно-целевых и содержательных основах будет осуществляться подготовка.