logo
Материалы для самостоятельного изучения

Учение понарошку

– В дошкольное воспитание стали включать школьные методики, только разбавляют пожиже. И хотя все понимают, что такой подход имеет массу недостатков, им продолжают пользоваться. Но нельзя забывать, что существуют определенные закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте, не учитывать которые просто грешно. К ним относятся в первую очередь игра, развитие воображения и всестороннее общение. Если все эти компоненты присутствуют, ребенок в дальнейшем сможет учиться в любой школе, по любой программе и у любого учителя.

– Почему именно игра, с вашей точки зрения, имеет такое значение и как сочетать ее с обучением?

– Не наигравшись в свое время, многие первоклассники в школу ходят не учиться, а играть. Это, поверьте, для учителя почти конец света! Ведь в таком случае дети считают, школа – это прежде всего ранец, форма, тетрадочки и так далее, а только потом обучение. И все, что касается перехода от незнания к знанию и от неумения к умению, для них происходит "понарошку". 

Игра дает тот необходимый смысл, который формирует отношение ребенка к предмету. Так, играя в магазин, дошкольники легко учатся счету. Для этого они приносят из дома старые открытки, карандаши, игрушки и другие безделушки, а потом покупают. При этом взрослые назначают цены на товары и выдают деньги. Хочешь что-то купить? Прояви сообразительность. Это в значительной степени игра, но спустя неделю дошкольники начинают не только великолепно считать, но и использовать полученные знания. Стандартная же система предполагает заучивание таблицы сложения, в результате чего детям требуется еще какое-то время, чтобы овладеть ею на практике.

– Но ведь в школе с ребенка, скорее всего, начнут требовать именно заучивания правил…

– Правильное дошкольное воспитание помогает ребенку в дальнейшем справляться с подобными ситуациями, а не наращивать комплексы.

Хотя, конечно, бессмысленно перестраивать систему дошкольного образования, не меняя школьного. Очень важно, чтобы у нас учителя и воспитатели одинаково хорошо понимали, что происходит с детьми при переходе из детского сада в школу.