logo
Материалы для самостоятельного изучения

Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования в современном пространстве изменяющейся России

С.А.Езопова

Санкт-Петербург, Россия

На протяжении многих лет система общественного дошкольного воспитания в СССР являлась приоритетным направлением социальной сферы: открывались детские сады, все большее количество детей их посещали, активно развивалась отечественная дошкольная педагогика, разрабатывались и внедрялись программы обучения и воспитания в детском саду. Так, наивысший рост сети ДОУ в России был зафиксирован в 1990 году - 87,9 тыс. детских садов, которые посещали 9 млн. детей. С тех пор прошло 20 лет и ситуация существенно изменилась…

На 2008 год в РФ функционировало около 48 тыс. ДОУ, число воспитанников которых составляло 5,4 млн. детей, т.е. сеть по сравнению с 1990 годом сократилась почти в 2 раза. Однако, наряду с этим, в последние годы отмечается рост охвата детей дошкольным образованием: в 1995 году – 55,5% детей РФ в возрасте от 1 года до 7 лет посещали ДОУ; в 2006 – 57,8% [1]. Таким образом, на сегодня при значительном сокращении сети ДОУ контингент детей в них увеличился, что привело к острому дефициту мест в детских садах. В большинстве регионов РФ увеличивается количество ДОУ, в которых численность детей превышает число мест (в некоторых регионах наполняемость групп доходит до 130-140% от нормативов), сохраняется очередность на устройство детей в государственные дошкольные образовательные учреждения (ГДОУ). Так в Санкт-Петербурге, по данным Комитета по образованию, с 2005 по 2007 год количество ГДОУ сократилось на 50 учреждений и на начало 2007/08 учебного года составляло 1019 ГДОУ. Вместе с тем, наполняемость детских садов Санкт-Петербурга детьми с каждым годом все выше и выше (таблица 1) [2]. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что около 14% ГДОУ города имеют сверхнормативную наполняемость свыше 131 и более детей на 100 мест, а количество ГДОУ, имеющих наполняемость свыше 121 и более, составляет почти пятую часть от всех садов. Таким образом, проблема сверхспроса не решается, а лишь переводится в иную плоскость измерения – «скрытую очередь» в сады, которая образовалась в 2007 году в результате превышения предельной наполняемости групп.

Вызывает тревогу значительное количество число детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детские сады. Так, в Санкт-Петербурге насчитывается 92570 детей данной группы, из них 2023 ребенка воспитываются в семьях социального риска (данные Комитета по здравоохранению). Хотя в целом, охват детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием в Санкт-Петербурге составляет 74%, что превышает общероссийские показатели.

Таблица 1.

Сравнительные данные динамики наполняемости детских групп ДОУ по РФ и Санкт-Петербургу в 2004-2007 г.г. (по данным федеральной службы государственной статистики и Комитета по образованию Правительства СПб)

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

РФ

СПб

РФ

СПб

РФ

СПб

РФ

СПб

Число ДОУ, тыс. ед.

47,2

1,091

46,5

1,069

46,2

1,024

47,19

1,019

Численность детей в ДОУ, тыс. чел.

4423

127,4

4530

130,9

4713

143,7

4976

154,8

Численность детей, приходящихся на 100 мест в ГДОУ, чел.

92

108

95

108

99

113

--

110

Проанализировав общие статистические показатели, характеризующие состояние дошкольного образования в РФ следует определить каковы возможности его развития? Насколько возможно получения качественного дошкольного образования в современной России?

Ключевым положением, определяющим качество дошкольного образования, на наш взгляд, является рассмотрение дошкольного образования как открытой системы, функционирование и развитие которой определяется как внутренней потенциалом, так и состоянием окружения. Поэтому, вырабатывая стратегию развития дошкольного образования, следует проанализировать перспективы макроокружения системы.

Анализ факторов, влияющих на систему дошкольного образования, целесообразно начать с демографического фактора. Поскольку показатели рождаемости, количество детей дошкольного возраста определяют спрос на услуги детских садов. По заявлению Фонда социального страхования РФ по итогам 2008 года в стране может быть около 1,6 миллиона новорожденных, что является наивысшим показателем за последние 15 лет. Следовательно, в ближайшие 3-5 лет дефицит мест в детских садах, по прогнозам статистических служб и различных общественных организаций, будет существенно увеличиваться.

Таким образом, большинство региональных систем дошкольного образования находятся в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, необходимо обеспечить гарантированное гражданам РФ право на доступность дошкольного образования и удовлетворить сверхспрос на услуги детских садов; с другой стороны, фактически переполняя детьми ДОУ, представители власти нарушают существующие нормативные документы, ухудшают условия пребывания ребенка в детском саду, что снижает качество дошкольного образования.

Наряду с демографическим фактором немаловажное значение для развития системы дошкольного образования имеет экологический фактор и показатели здоровья детей.

По данным общественных экологических организации примерно на 15% территории России состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. Но именно здесь проживает основная часть населения (около 60%). Экологические проблемы большинства городов, во многом схожи с проблемами в Санкт-Петербурге:

Приведенные факты позволяют констатировать неблагоприятное состояние экологической ситуации в городе и прогнозировать ее дальнейшее ухудшение.

Безусловно, состояние экологии влияет на ухудшение здоровья и рост уровня заболеваний детей дошкольного возраста. По информации Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга (2007 год), каждый год снижается количество детей дошкольного возраста с 1 и 2 группой здоровья (11,3% и 73,5% соответственно) и возрастает с 3-5 группой здоровья (15,2%).

В ранговой структуре заболеваний детей дошкольного возраста ведущими являются:

Медики отмечают, что при поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. До 40% детей дошкольного возраста составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

Среди современных детей в возрасте 7 лет "школьно незрелые" составляют более 40% (это в 2 раза больше, чем в 80-е годы).

Отдельной проблемой является создание условий для возможности получения дошкольного образования детьми-инвалидами. За все время существования медицинской статистической отчетности по детям-инвалидам показатели общей инвалидности в группе детей 0-4 лет достиг максимальной величины в 2006 г. - 121,82 на 10 000 детей. У детей 5-9 лет также произошло увеличение показателя общей инвалидности и в 2006 г. он составил - 209,95 на 10 000 детей. К сожалению, в дальнейшем количество детей-инвалидов по мнению медиков будет увеличиваться [3].

Таким образом, учитывая состояние здоровья детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования необходимо:

Вместе с тем, в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», утвержденном 12 сентября 2008 года, Правительством РФ (N 666), говорится, что «медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения» (п.25). Это влечет за собой сокращение медицинских ставок в ДОУ и внедрение практики «приходящего медика» из районной детской поликлиники, что, безусловно, отразится на качестве взаимодействия медицинского и педагогического персонала. Также во многих регионах РФ наблюдается сокращение компенсирующих ДОУ, детских садов присмотра и оздоровления, сокращение ставок специалистов служб сопровождения; не достаточно проработана нормативно-правовая база открытия групп комбинированной направленности и инклюзивных детских садов.

Ухудшение состояния пребывания детей в ДОУ и соответственно снижение качества дошкольного образования во многом зависит от состояния экономического фактора, т.е. уровня финансирования детских садов.

«Экономика дошкольного образования – зона, где не ступала нога человека. Родители ничего об этом не знают, а государство делает все, чтобы они и впредь оставались в неведении», – убеждена главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына [4]. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» финансирование ДОУ является обязанностью муниципального уровня, зачастую не имеющего средств для строительства новых детских садов и едва покрывающий расходы на ремонт старых учреждений. Таким образом, детские сады по-прежнему финансируют по остаточному принципу и выживают за счет родителей. По последним опросам Института экономики РАН, 60% семей готовы доплачивать за «видимое улучшение качества дошкольного образования». (По данным Центра мониторинга и статистики образования «за качество детского сада» готовы доплачивать до 70% родителей). Пожертвования, благотворительная помощь различных организаций и частных лиц может улучшить положение действующих детских садов, но строительство нового ДОУ в различных регионах стоит порядка 55-90 млн. рублей, что является значительной суммой для регионального и местного бюджета. Наряду со строительством необходимо активно решать проблему капитального ремонта ДОУ, в котором нуждается 30% детских садов РФ.

Таким образом, на сегодняшний день развитие системы дошкольного образования возможно только при условии решения проблем финансирования на всех уровнях власти – федеральном, региональном и местном; реальном повышении финансовых затрат на систему дошкольного образования и создании условий инвестиционной привлекательности ДОУ для сферы бизнеса; изменении подхода к оплате услуг детских садов населением.

Наряду с проблемой содержания зданий не менее остро стоит проблема кадрового обеспечения системы дошкольного образования.

В штатных расписаниях ДОУ на 2003 год было предусмотрено 610,8 тыс. педагогов. За последние годы численность педагогических кадров ДОУ снизилась в основном за счет сокращения сети ДОУ и исключения из штата ставок педагогов дополнительного образования, служб сопровождения.

Показатели, характеризующие стаж педагогической работы педагогов ДОУ, свидетельствуют, что с детьми работают достаточно опытные педагоги. Около 50% педагогов имеют стаж более 15 лет, 20% - стаж от 10 до 15 лет. Вместе с тем, данная ситуация является настораживающей и приводит к старению персонала.

Одной из главных причин неудовлетворительного состояния кадрового потенциала является крайне недостаточная зарплата в сфере образования. Так, по данным Министерства образования и науки, отраженным в докладе «О развитии образования в РФ» (Государственный Совет РФ, от 21.03.2006 г.) приводятся показатели, подтверждающие, что зарплата в сфере образования до сих пор остается одной из самых низких в стране.

В 1991 г. среднемесячная заработная плата в образовании составляла 71% от заработной платы в экономике. В 2005 г. этот показатель составил 66%. Средняя заработная плата российского учителя еще ниже – 49,7%, воспитателя детского сада – 40,5%. На сегодня средний уровень заработной платы воспитателя в различных регионах составляет порядка 7-9 тыс.рублей. Большинство работников системы дошкольного образования считают, что материальное положение педагога чрезвычайно низко. В целом по стране, по данным ВЦИОМа, такой же точки зрения придерживаются более чем три четверти населения.

Высокую степень социальной неудовлетворенности работников дошкольного образования вызывает отсутствие достойного пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, невозможность улучшения жилищных условий. Таким образом, необходимо проведения серьезных качественных и структурных изменений в кадровом обеспечении системы дошкольного образования.

Вместе с тем, следует осознавать, что реализация всех вышеуказанных мер возможна лишь при изменении нормативно-правового фактора, т.е. совершенствовании нормативной базы функционирования и развития системы дошкольного образования. Анализ федеральных и региональных (на примере Санкт-Петербурга) стратегических документов системы образования за последние 10 лет показал, что проблемы дошкольного образования, не были включены в Концепцию модернизации российского образования (2000-2010 г.), национальный проект «Образование», практически не рассматривались в федеральной целевой программе развития образования РФ (2006-2010 г.). Лишь в программе «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» системе дошкольного образования посвящен раздел 6. Как будет выглядеть система общего и дошкольного образования к 2020 г. (6.1. Дошкольное образование), в котором говорится о необходимости обновления и развития системы посредством:

В целом, в результате анализа макроокружения можно определить следующие перспективные задачи развития отечественной системы дошкольного образования:

Безусловно, определение направлений развития требует разработки детального плана их реализации. Необходимо понимать, что слова и решения, прописанные на бумаге, не смогут помочь маленьким детям! Им могут помочь реальными делами, создавая и поддерживать детские сады, систему здравоохранения, социальную сферу, заботящуюся о будущем нации.

В заключении, в качестве эпилога, приведу слова Я.Корчака, в контексте которых возможно оценка современной политики РФ в области детства: «Мы разбогатели. Мы пользуемся уже плодами не только своего труда. Мы наследники, акционеры, совладельцы громадных состояний. Сколько у нас городов, зданий, фабрик, гостиниц, театров!

Подведем баланс, сколько из общей суммы причитается ребенку, сколько падает на его долю не из милости, не как подаяние. Проверим на совесть, сколько мы выделяем в пользование ребячьему народу, малорослой нации. Чему равно наследство и каким обязан быть дележ: не лишили ли мы, нечестные опекуны, детей их законной доли – не экспроприировали ли?» [6].

Литература:

  1. Материалы сайта «Статистика Российского образования» http://stat.edu.ru

  2. Доклад о положении детей Санкт-Петербурга (2007 год) http://www.homekid.ru/kidslife/content.htm

  3. Характер изменений показателей детской инвалидности в связи с социально-экономическим состоянием современной России. http://vestnik.mednet.ru/content/view/91/30/

  4. Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: ЛЕМА, 2007 http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/349/document4759.shtml

  5. Российское образование – 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.

  6. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: У-Фактория, 2007.