logo
Шпаргалка по педагогике

ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников

1. Перечислите и охарактеризуйте этапы организации процесса слушания-восприятия музыкальных произведений. Какими методами или приемами можно активизировать процесс слушания-восприятия у младших школьников?

Восприятие музыки - процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкаль­ного произведения (Сизова Л.С. Теоретические основы методики музы­кального воспитания в школе).

Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специ­ального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культу­ру, да и просто любовь человека к музыке. Музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение ху­дожественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения. От деятельности создателя, творца произведения искусства художественное восприятие от­личает то, что оно «движется в обратном направлении — от восприятия результата (произведения в целом) к заложенной в нем идее. Продуктом восприятия становится «вторичный» образ и смысл, который совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными автором» Иначе говоря, воспринимающий субъект вносит в понимание музыкального произведе­ния что-то свое, то, что не было заложено его создателем. И хотя по отно­шению к процессу созидания процесс восприятия произведения является вторичным, «если он достаточно глубок и интенсивен — он тоже творче­ство» (Панкевич Г. Звучащие образы).

Этапы организации процесса слушания-восприятия музыки:

  1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительно­го слова учителя. Установка на восприятие. Установка на восприятие -состояние психики в целом, зависящее от потребностей слушателя, задач его деятельности, условий, в которых она происходит, жизненного и слу­хового опыта воспринимающего музыку (14,11).

  2. Исполнение произведения учителем или слушание музыки в запи­си

  1. Анализ музыки.

  2. Повторное прослушивание произведения.

5.Слушание музыкального произведения на последующих уроках. Методические приемы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:

-вокализация доступных мелодий инструментальных произведений;

-ритмопластика (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей рук или корпуса);

-сравнение или контрастное сопоставление музыки;

-графическое изображение мелодии или ее ритмического рисунка;

С. И. Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука. Поэтому в начальном периоде обу­чения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме»;

-составление музыкальной коллекции (музыкального словарика, кол­лекции высказываний о музыке или стихов и т.д.);

- использование содружества различных видов искусств;

- музыкально-познавательные задания;

- воспроизведение слушаемой музыки на детских музыкальных инст­рументах;

- использование определенного цвета для передачи настроения.

Задачи, реализуемые учителем при организации процесса слушания-восприятия музыки.

Задачи обучения: формировать знания, умения и навыки в области музыкального искусства.

Задачи воспитания: формировать у учеников музыкальные убеждения, проявляющиеся в приверженности школьников к эстетическим идеалам мировой музыкальной культуры (любовь к музыке). Формировать у школьников желание слушать образцы национальной музыки своего и других народов, как в их подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов профессионалов; приобщать к «золото­му фонду» классической и современной музыки.

Задачи развития: развивать их музыкальный, художественный и эсте-тический вкус, совершенствовать эмоциональную сферу учащегося; разви­вать у учащихся музыкальные интересы и потребности, направленные на их дальнейшее музыкальное самообразование и самовоспитание.

Методы музыкального воспитания (метод - способ достижения че­го-либо) - определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания школьников (10, 195).

(Д.Б. Кабалевский) направлен на лич­ностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися го­тового знания, а выбор проблемы учителем и предъявление ее для само­стоятельного решения ученикам. Важно соблюдать три неразрывно свя­занных момента: первый - четко сформулированная учителем задача; второй - постепенное совместное с учащимися решение этой задачи; тре­тий - окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалев­ский) или метод ретроспективы и перспективы в процессе обучения р.Б. Абдуллин) позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у школьников. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произ­ведениями.

Метод создания композиций (Д.Б, Кабалевский, Л. Б. Горюнова) на­правлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Так, если в четыре руки играется знако­мая песня, весь класс может одновременно исполнять эту песню в различ­ных вариантах: 1-ый куплет звучит только на ф/но в 4 руки, 2-ой куплет весь класс начинает петь рр заканчивает mf; 3-ий куплет - mp, 4-ый куплет - только на ф/но и рр. Использование данного метода, вызывая большой интерес у учащихся, вносит в занятия игровой элемент, обогащает музы­кально-исполнительский опыт детей.

Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин) - ведущий метод ор­ганизации музыкальных занятий - направлен на усвоение детьми ключе­вых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, на формиро­вание художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти. Данный метод включает ряд последова­тельных действий. «Первое действие метода ставит задачу активизировать тот музыкальной, жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или углубления темы, <...>. Второе действие метода имеет целью познакомить учащихся с новым знанием. Основное значение в связи с этим приобретают разнообразные варианты организации поисковой си­туации. Третье действие метода связано, во-первых, с закреплением знания в разных видах учебной деятельности школьников. Во-вторых, оно на­правлено на формирование способности учащихся все более самостоя­тельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного».

Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Л.М. Предте-ченская, Э. Б. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального от­ношения школьников к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоцио­нального тона решается задача соотношения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкаль­ного и общего развития учащихся, определяется наилучшая последова­тельность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) направ­лен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизнен­ные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, дру­гих сфер общественного сознания.

Метод разрушения музыкального образа (Д. Б. Кабалевский) - подмена средств выразительности, предлагаемых композитором, на прямо противо­положные. Данный метод помогает понять музыкальный образ произведе­ния, а также роль средств музыкальной выразительности в создании музы­кального образа.

Метод сравнения (Н.Л. Гродзенская) помогает детям лучше услышать и понять музыкальные особенности произведения, что чрезвычайно важно для более глубокого его восприятия. Сравнивая музыкальные произведе­ния, части одного музыкального произведения (высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т.д.), учащиеся приходят к выводу, что музыка строится на основании сходства и различия, контраста и повторности.

Метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) ме­тод сочинения уже сочиненного (В .О. Усачева), метод мысленного экспе­риментирования с материалом, метод переинтонирования (М.А. Красиль-никова) метод стилеслухового анализа (Ю.Б. Алиев, БЛ, Старобинский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (КД. Критская, Г.П. Сергеева) метод музыкальных зеркал (В. Коэн).

2. Перечислите и раскройте содержание основных певческих навыков. Охарактеризуйте вокально-хоровую работу с точки зрения соблюдения последовательности работы над песней. Перечислите пра­вила охраны детского голоса.

Основные певческие навыки:

- Певческая установка — правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания.

- Звукообразование - способ извлечения звуков определенного каче­ства, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевно­сти. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным рас­ширением диапазона детских песен.

- Дыхание - основа пения. Спокойный мягкий вдох, не поднимая плеч, с задержкой перед началом пения и осознанным распределением ды­хания до конца музыкальной фразы.

- Дикция — четкое, ясное, выразительное, интонационно осмысленное произношение звуков во время пения.

- Интонация и строй - точное, интонационно осмысленное воспро­изведение высоты звука. Развитие чистоты интонирования связано с раз­витием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дик­ции.

- Ансамбль - слитность, согласованность, уравновешенность звучания хорового коллектива.

Этапы разучивании песни:

  1. Краткое вступительное слово педагога.

  2. Исполнение (показ) песни учителем.

  3. Беседа с детьми о характере и содержании песни.

  4. Разучивание по фразам (можно начинать с 1 куплета или с припе­ва; можно разучить не всю песню, а только один куплет). Закрепление вы­ученного.

5.Художественное исполнение песни. Правила охраны детского голоса:

выявлять и особо наблюдать за развитием детей с выдающимися во­кальными данными.

3. Охарактеризуйте следующие направления внеурочной органи­зации музыкального воспитания: музыкальное просвещение; музы­кальное воспитание в группе продленного дня; опыт творческой дея­тельности; школьные традиции и праздники. Какие задачи музы­кального воспитания может решить учитель начальных классов, реа­лизуя данные направления?

Внеурочные формы музыкального обучения и воспитания рассматри­ваются в различных направлениях внеурочной музыкальной деятельности: 1) музыкальное просвещение; 2) музыкальное воспитание в группах и школах полного дня; 3) опыт творческой деятельности; 4) школьные тра­диции и праздники (по Л.В. Школяр).

1.Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельно- сти», способствующее развитию музыкального кругозора. Здесь каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности («Зачем человек живет на земле?», «Почему человек творит искусство?», «Что такое «оставить след в жизни?» и пр.) Основные формы просветительской работы:

Из перечисленных форм наиболее новой и массовой (хотя она была уже известна в петровскую эпоху) является проведение детских музыкаль­ных ассамблей, собирающих одновременно всех учащихся начальной школы. Ассамблею готовят взрослые, отводя детям серьезную роль слуша­телей и зрителей в обстановке, максимально приближенной к атмосфере большого концертного зала. Темы ассамблей могут быть самые разнооб­разные. Однако все они должны отвечать главному требованию: в их му­зыкально-сценической разработке должна быть заложена философская проблема. Ассамблея может быть посвящена одному или нескольким ком­позиторам. Однако предпочтение отдается личностям, совершившим в жизни своего рода духовный подвиг.

  1. Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня. Содер- жание музыкальных занятий этого направления нацелено на привитие любви к музыке, на овладение навыками домашнего музицирования, на формирование желания посещать концерты, играть для других и вообще на развитие всего того, что можно назвать «просвещенный дилетантизм» (Музыкальное образование в школе. Под ред. Л В. Школяр). В самых обычных общеобразовательных школах развиваются следующие формы:

•музыкальные традиции и классные праздники;

• музыкальные игры, например: «Идем в концертный зал», «Встреча у дедушки Проигрывателя», «Музыкальный магазин», «Дирижер и ор­кестр»;

3.Опыт творческой деятельности. Школьники экспериментируют со звучащим материалом, создают свои собственные музыкальные партитуры (для оркестра детских музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность как «пение души». Основными формами этого направления работы с детьми являются:

-«мастерская композитора»;

-классный хор;

-кружок инструментального музицирования;

-фольклорный ансамбль;

- межсемейные объединения любителей музыки

4.Школьные традиции и праздники. Формы данного направления мо- гут быть самые разнообразные:

-посвящение в музыканты;

-школьная неделя музыки;

-фестиваль музыкального искусства;

-проводы зимы «Масленица»;

-праздник звука и красок;

- вечер «Песни военных лет»;

-конкурс «Папа, мама, я -музыкальная семья»;

-конкурс «Чудо— чадо» (для самых маленьких).