ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
1. Перечислите и охарактеризуйте этапы организации процесса слушания-восприятия музыкальных произведений. Какими методами или приемами можно активизировать процесс слушания-восприятия у младших школьников?
Восприятие музыки - процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения (Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе).
Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке. Музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения. От деятельности создателя, творца произведения искусства художественное восприятие отличает то, что оно «движется в обратном направлении — от восприятия результата (произведения в целом) к заложенной в нем идее. Продуктом восприятия становится «вторичный» образ и смысл, который совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными автором» Иначе говоря, воспринимающий субъект вносит в понимание музыкального произведения что-то свое, то, что не было заложено его создателем. И хотя по отношению к процессу созидания процесс восприятия произведения является вторичным, «если он достаточно глубок и интенсивен — он тоже творчество» (Панкевич Г. Звучащие образы).
Этапы организации процесса слушания-восприятия музыки:
Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя. Установка на восприятие. Установка на восприятие -состояние психики в целом, зависящее от потребностей слушателя, задач его деятельности, условий, в которых она происходит, жизненного и слухового опыта воспринимающего музыку (14,11).
Исполнение произведения учителем или слушание музыки в записи
Анализ музыки.
Повторное прослушивание произведения.
5.Слушание музыкального произведения на последующих уроках. Методические приемы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:
-вокализация доступных мелодий инструментальных произведений;
-ритмопластика (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей рук или корпуса);
-сравнение или контрастное сопоставление музыки;
-графическое изображение мелодии или ее ритмического рисунка;
С. И. Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме»;
-составление музыкальной коллекции (музыкального словарика, коллекции высказываний о музыке или стихов и т.д.);
- использование содружества различных видов искусств;
- музыкально-познавательные задания;
- воспроизведение слушаемой музыки на детских музыкальных инструментах;
- использование определенного цвета для передачи настроения.
Задачи, реализуемые учителем при организации процесса слушания-восприятия музыки.
Задачи обучения: формировать знания, умения и навыки в области музыкального искусства.
Задачи воспитания: формировать у учеников музыкальные убеждения, проявляющиеся в приверженности школьников к эстетическим идеалам мировой музыкальной культуры (любовь к музыке). Формировать у школьников желание слушать образцы национальной музыки своего и других народов, как в их подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов профессионалов; приобщать к «золотому фонду» классической и современной музыки.
Задачи развития: развивать их музыкальный, художественный и эсте-тический вкус, совершенствовать эмоциональную сферу учащегося; развивать у учащихся музыкальные интересы и потребности, направленные на их дальнейшее музыкальное самообразование и самовоспитание.
Методы музыкального воспитания (метод - способ достижения чего-либо) - определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания школьников (10, 195).
(Д.Б. Кабалевский) направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем и предъявление ее для самостоятельного решения ученикам. Важно соблюдать три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная учителем задача; второй - постепенное совместное с учащимися решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский) или метод ретроспективы и перспективы в процессе обучения р.Б. Абдуллин) позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у школьников. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.
Метод создания композиций (Д.Б, Кабалевский, Л. Б. Горюнова) направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Так, если в четыре руки играется знакомая песня, весь класс может одновременно исполнять эту песню в различных вариантах: 1-ый куплет звучит только на ф/но в 4 руки, 2-ой куплет весь класс начинает петь рр заканчивает mf; 3-ий куплет - mp, 4-ый куплет - только на ф/но и рр. Использование данного метода, вызывая большой интерес у учащихся, вносит в занятия игровой элемент, обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.
Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин) - ведущий метод организации музыкальных занятий - направлен на усвоение детьми ключевых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти. Данный метод включает ряд последовательных действий. «Первое действие метода ставит задачу активизировать тот музыкальной, жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или углубления темы, <...>. Второе действие метода имеет целью познакомить учащихся с новым знанием. Основное значение в связи с этим приобретают разнообразные варианты организации поисковой ситуации. Третье действие метода связано, во-первых, с закреплением знания в разных видах учебной деятельности школьников. Во-вторых, оно направлено на формирование способности учащихся все более самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного».
Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Л.М. Предте-ченская, Э. Б. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотношения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.
Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.
Метод разрушения музыкального образа (Д. Б. Кабалевский) - подмена средств выразительности, предлагаемых композитором, на прямо противоположные. Данный метод помогает понять музыкальный образ произведения, а также роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа.
Метод сравнения (Н.Л. Гродзенская) помогает детям лучше услышать и понять музыкальные особенности произведения, что чрезвычайно важно для более глубокого его восприятия. Сравнивая музыкальные произведения, части одного музыкального произведения (высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т.д.), учащиеся приходят к выводу, что музыка строится на основании сходства и различия, контраста и повторности.
Метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) метод сочинения уже сочиненного (В .О. Усачева), метод мысленного экспериментирования с материалом, метод переинтонирования (М.А. Красиль-никова) метод стилеслухового анализа (Ю.Б. Алиев, БЛ, Старобинский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (КД. Критская, Г.П. Сергеева) метод музыкальных зеркал (В. Коэн).
2. Перечислите и раскройте содержание основных певческих навыков. Охарактеризуйте вокально-хоровую работу с точки зрения соблюдения последовательности работы над песней. Перечислите правила охраны детского голоса.
Основные певческие навыки:
- Певческая установка — правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания.
- Звукообразование - способ извлечения звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.
- Дыхание - основа пения. Спокойный мягкий вдох, не поднимая плеч, с задержкой перед началом пения и осознанным распределением дыхания до конца музыкальной фразы.
- Дикция — четкое, ясное, выразительное, интонационно осмысленное произношение звуков во время пения.
- Интонация и строй - точное, интонационно осмысленное воспроизведение высоты звука. Развитие чистоты интонирования связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции.
- Ансамбль - слитность, согласованность, уравновешенность звучания хорового коллектива.
Этапы разучивании песни:
Краткое вступительное слово педагога.
Исполнение (показ) песни учителем.
Беседа с детьми о характере и содержании песни.
Разучивание по фразам (можно начинать с 1 куплета или с припева; можно разучить не всю песню, а только один куплет). Закрепление выученного.
5.Художественное исполнение песни. Правила охраны детского голоса:
соблюдать гигиенические правила, относящиеся к голосу в повседневной жизни; нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности; недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни; необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть; рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру;
соблюдать необходимый режим во время занятий пением;
не допускать форсированного звучания голоса, злоупотребления высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;
осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным неокрепшим связкам. Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона певца, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, осторожно и постепенно;
учитывать степень вокально-музыкальной подготовки учащегося;
подбирать репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае;
составлять концертный репертуар из произведений, пройденных с педагогом;
воспитывать правильные певческих навыки;
выявлять и особо наблюдать за развитием детей с выдающимися вокальными данными.
3. Охарактеризуйте следующие направления внеурочной организации музыкального воспитания: музыкальное просвещение; музыкальное воспитание в группе продленного дня; опыт творческой деятельности; школьные традиции и праздники. Какие задачи музыкального воспитания может решить учитель начальных классов, реализуя данные направления?
Внеурочные формы музыкального обучения и воспитания рассматриваются в различных направлениях внеурочной музыкальной деятельности: 1) музыкальное просвещение; 2) музыкальное воспитание в группах и школах полного дня; 3) опыт творческой деятельности; 4) школьные традиции и праздники (по Л.В. Школяр).
1.Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельно- сти», способствующее развитию музыкального кругозора. Здесь каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности («Зачем человек живет на земле?», «Почему человек творит искусство?», «Что такое «оставить след в жизни?» и пр.) Основные формы просветительской работы:
детские ассамблеи искусств;
клубы по интересам;
музыкально-литературные гостиные.
Из перечисленных форм наиболее новой и массовой (хотя она была уже известна в петровскую эпоху) является проведение детских музыкальных ассамблей, собирающих одновременно всех учащихся начальной школы. Ассамблею готовят взрослые, отводя детям серьезную роль слушателей и зрителей в обстановке, максимально приближенной к атмосфере большого концертного зала. Темы ассамблей могут быть самые разнообразные. Однако все они должны отвечать главному требованию: в их музыкально-сценической разработке должна быть заложена философская проблема. Ассамблея может быть посвящена одному или нескольким композиторам. Однако предпочтение отдается личностям, совершившим в жизни своего рода духовный подвиг.
Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня. Содер- жание музыкальных занятий этого направления нацелено на привитие любви к музыке, на овладение навыками домашнего музицирования, на формирование желания посещать концерты, играть для других и вообще на развитие всего того, что можно назвать «просвещенный дилетантизм» (Музыкальное образование в школе. Под ред. Л В. Школяр). В самых обычных общеобразовательных школах развиваются следующие формы:
•музыкальные традиции и классные праздники;
• музыкальные игры, например: «Идем в концертный зал», «Встреча у дедушки Проигрывателя», «Музыкальный магазин», «Дирижер и оркестр»;
комплексные занятия с привлечением разных видов искусств, на пример: «Мы слушаем осень», «Музыкальное путешествие во времени», «Весенние голоса».
3.Опыт творческой деятельности. Школьники экспериментируют со звучащим материалом, создают свои собственные музыкальные партитуры (для оркестра детских музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность как «пение души». Основными формами этого направления работы с детьми являются:
-«мастерская композитора»;
-классный хор;
-кружок инструментального музицирования;
-фольклорный ансамбль;
- межсемейные объединения любителей музыки
4.Школьные традиции и праздники. Формы данного направления мо- гут быть самые разнообразные:
-посвящение в музыканты;
-школьная неделя музыки;
-фестиваль музыкального искусства;
-проводы зимы «Масленица»;
-праздник звука и красок;
- вечер «Песни военных лет»;
-конкурс «Папа, мама, я -музыкальная семья»;
-конкурс «Чудо— чадо» (для самых маленьких).
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?