logo
Шпаргалка по педагогике

2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?

Император Петр I Алексеевич Великий (годы правления 1682 - 1725 с пяти лет начал учиться грамоте. Боярин Ф.П. Соковнин десять лет обуч императора арифметике, геометрии, фортификации, военному делу, яз кам. Играл он с потешными полками, Семеновским и Преображенским, озере Переяславском стал строить три лодки и один большой кора^ Петр I побывал в ряде европейских стран. Победоносными войсками р ширил территорию России. Он прорубил «окно в Европу», не толь строительством Петербурга и Крондштата, но и освоением опыта Европы просвещении. В.Г. Торосян пишет, что «к просвещению Петрову» за к роткий срок «... птенцы гнезда Петрова» приобщились за счет требован Петра I: «Всем знать все «обо всем» и глубокое осознание необходим образования».

Петр I наметил переход от сословного общества к гражданскому, указал дворянам основной путь к карьере - «... хлеба искать своей с бой, учениями, торгами и т.д.» С 1714 года по указу Петра I была введе обязательная учебная повинность для «дворянских детей, дьяков и подь чих». Император обделял наследством молодых дворян, если они не слЛ жили в государстве чиновниками или в армии. В 1714 - 1718 гг. в Россв! функционировали 42 цифирные школы и дворяне обязаны были их закон чить, и до их окончания им не разрешалось жениться. *

По инициативе Петра I в 1701 была создана школа математических навигатских наук, в которой учились от 200 до 500 учеников. Малоимуг " получали полное государственное содержание, но за прогулы - штрафы,, за побег - смертная казнь.

Созданная в 1701 году Петром Могилой Киевско-Могилянская акадедемия , в 1704 году стала академией, которая готовила чиновников и учителейдля цифирных школ России.

1701 г.— артиллерийская школа.

1703г. — первая русская газета «Ведомость» с гражданским новым шрифтом.

1708 г. - первый учебник «Геометрия» напечатан новым гражданским шрифтом.

1703 г.—Л Ф. Магницкий издает свой новый учебник «Математика».

1706г. — высшая Новгородская славяно-греко-латинская школа братьев Лихудов магистров богословия.

1707 г.—в Москве при госпитале открыто медицинское училище.

1714 г- инженерная школа.

1715 г.—Морская академия.

1720г. — горное училище В.Н. Татищева на Екатеринбургских заводах..

1721 г. —Духовный регламент Феофана Прокоповича с открытием архиерейских школ, готовила чиновников. Преподавание на русском языке.

1724 г. — Устав академии наук, которая была открыта в 1725 г. в С.-Петербурге с университетом и гимназией.

Перечисленные типы образовательных учреждений были необходимы для российской империи, армии и флота, кадров чиновников, развития мануфактурного производства, железоплавильных, медеплавильных, суконных мануфактур,которые обеспечивали экономический подъем страны и выводили её в развитые страны Европы из «дикости и неграмотности». Считают, что Петр I - зачинатель многих дел. По его требованию в Амстердаме печатались учебные книги «Введение во всякую историю», « Краткое введение в арифметику», «Книга учащегося морского плавания» . Создавались глобусы, компасы, линейки, чертежные доски и пересылались через Архангельск. Император требовал продавать азбуку по умеренной цене-6 коп.. В 1717 г. - 682, а в 1722 - 14292 экземпляров азбуки продано. « Букварь и Первое учение» Ф.Прокоповича за три года переизданы 7 раз.

Политическое преобразование в государственном управлении – Правительственный сенат с двенадцатью коллегиями, подчинение светской власти церкви и духовенства. Истории педагогике известны проекты сподвижников ПетраI, Родственник императора - Ф. Салтыков предложил реформу образования и рекомендовал создать государственные светские школы . В губерниях открыть по 1 - 2 академии при монастырях с приглашением учителей - иностранцев. Программа академий по образцу внешних западноевропейских дворцовых школ с научно-техническими и щегольским и науками. По две женские школы в губернии. Однако проект не был осуществлен. ВЛ Татищев выдвинул проект программы воспитания дворянина, но вместе с преподаванием светских наук необходимо вести религиозное обучение. План открытия академий или университетов, гим­назий и академий ремесленных был призван обеспечить российскую эко­номику инженерами и специалистами. В.Н.Татищевым была реализована программа подготовки инженеров в центральной горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе. С 7 до 10 лет давалось общее образование от общей грамотности к математике, физике, истории и т.д. С 10 до 18 лет учеников обучали профессии по опыту шведских горно­заводских профессиональных школ с учетом склонностей, способностей к наукам и предметам. Изучались механика, геометрия, архитектура и т.д. Ш этап - с 18 до 30 лет — государственная служба специалистов инженеров на горнозаводских мануфактурах Урала и Сибири с разрешением жениться после 30 лет. «Дать выпускникам знания нужные (..., мораль, ...), полез­ные (математика, физика, естественные, иностранные языки), щегольские (поэзия, музыка, танцы, верховая езда), вредные (ворожба, чернокни-жье...>>. Дать человеку, ученику - что ему полезно, нужно, и что вредно и непотребно! Главная идея В.Н.Татищева: «Учитель не-только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать». Так зарождалась методика обучения профессиональному мастерству по учебным предметам в горно­заводских школах. И.Т. Посошков (1753 - 1726)- один из известных пред­ставителей педагогической мысли, поддерживавший императора Петра I и его просветительские реформы. И.Т. Посошков написал ряд трактатов, критикуя старорусский консерватизм, выдвигая требования всеобщего на­чального обучения всех крестьянских детей и повсеместное женское обра­зование. Он требовал воспитывать детей в великой грозе, религиозной покорности и не возражал против физических наказаний. И.Т. Посошков предлагал для учителей книги по самообучению - прообраз методического | пособия Для дворян при Петре I введено начальное обязательное образо­вание, создана система профессионального и высшего образования. Итак, период Петрова просвещения обеспечивал прогресс российской империи, хотя построенный на костях Санкт-Петербург, каторга на казенных заво-1 дах Урала и Сибири, крепостное право сдерживали развитие России. Дос­тигнутый успех образования указом 1737г. об отмене дворян от обязатель­ной учебной повинности утвердил эпоху «золотого времени» для дворяни­на с домашним обучением и гувернерами, иностранцами, закрытыми пан­сионами, что привело к краху высшего университетского образования во| второй половине ХУШ в. Заслуги Петра I бесспорны и ценны в образова­нии и преобразовании империи.

3. В чем сущность основных философско-педагогических теорий и как они реализуются в современной системе воспитания и образова­ния? Каково антропологическо-педагогическое наследие КД. Ушин-ского?

К.Д. У шине кий - отец русской педагогики. Он определил два основ­ных пути развития педагогики как науки и искусства, которые в условиях самодержавия могли реализовать кафедры педагогик в университетах, ши­рокое педагогическое просвещение и создание учительских семинарий для подготовки истинно народных учителей.

«О пользе педагогической литературы» (1853), «О народности в об­щественном воспитании» (1857), «Проект учительской семинарии» (1861), «Общий взгляд на возникновение наших школ» (1870) и другие труды К.Д. Ушинского определяли путь от идеализма к материализму. Он опроверг свои ранние взгляды, когда говорил, что лучшими учителями народных школ являются священники. Он писал: «Идея церковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве. В стремлениях учреждать шко­лы при церквях было что-то напускное и не дало положительных результа­тов. Сами крестьяне высказываются, и иногда довольно решительно, про­тив назначения лиц приходского духовенства учителями в крестьянские школы». Вклад К.Д. Ушинского в начальную школу - «Родное слово», «Детский мир», учебники для народной школы, вместе с 7 - 8 педагогиче­скими классами в Смольном институте благородных девиц. В своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он определил главную сущность философской педагогической теории: «Бели педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — что сегодня в современной школе выполняют педагогические и психологические диагностики, меди­цинские службы. К.Д. У шине кий, писал, что теория педагогики основыва­ется на философии, психологии (краеугольном камне педагогики), на ис­пользовании законов анатомии, физиологии, истории и других наук (15 наук, которые являются науками о человеке: литература, статистика, гео­графия, патология и т.д.). Русская народная педагогика должна опираться на собственную систему воспитания и обучения со своими национальными чертами. Он связывал принцип народности с требованиями: воспитание должно быть самобытным, национальным; дело народного воспитания должно находиться... в руках самого народа (Земства с 1864г. в 9 раз уве­личили финансирование народных школ). Земства занимаются его органи­зацией, руководством и управлением. Главное:

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

- подлинная народность выражается прежде всего в родном языке.

Принцип народности должен был реализоваться через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение рус­ских писателей и поэтов (литературы), природы России и др.

Итак, идея народности К.Д. Ушинского - демократическая. Она отве­чала педагогике и народному образованию.

Если в педагогике он видел собрание правил воспитательной деятель­ности, то педагогу необходимо усвоить принципы, конкретные правила воспитательной работы, вооружиться знанием основ законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.

Для педагогических факультетов К. Д. Ушинский поставил три задачи:

1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»;

2) подготовка широко образованных педагогов;

3) распространение среди учителей и общественности практических знаний и убеждений.

К.Д. Ушинский считал, что педагогические факультеты должны обеспечить высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинары. Роль женщин - учительниц - не только в начальных классах, не и быть отличными учительницами - предметниками: химии, физики, высшей геометрии и т.д.

К.Д. Ушинский считал, что деятельность является основой воспитания и обучения, но без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

В статье «Труд в психическом и воспитательном значении» он писал, что труд - основа материальной жизни и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического.

«Воспитание мыслиться как целенаправленный, преднамеренный процесс управления личностью», цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества.

Главное - нравственное воспитание, которое является центральной в концепции К.Д. Ушинского. Воспитать у детей стремление к добру, чувствво патриотизма, трудолюбия, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. Закон РФ «Об образовании» 1992 года характеризует современный демократизм, многие пункты его сходны с концепцией К.Д.Ушинского.

Итак, философско-педагогические идеи народности, гармонии, демократизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям - главное в трудах К Л Ушинского.

В главном труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1865 - 1967, 1968) освещены принципы познания, гуманистичность, природа человека, особенности, законы, эры, характеризующие человека, ребенка как предмет воспитания, природа креативности личности и т.д. Структура труда: в первом томе в 17 главах были охарактеризованы научные сведения о человеке, об организме, потребности сна и отдыха, нервной системе органов чувств. Второй том: 33 главы характеризуют психические процессы: память, мышление, основы познавательной деятельности - внимание, ощущение - залог умственного развития и практической деятельности. Так К.Д. Ушинский писал о процессе познания, которое должно быть трудом развивающим и укреп­ляющим волю детей. Он охарактеризовал логическую структуру познания:

  1. познание на стадии чувственного восприятия. Учитель должен наблюдать, накапливать материал;

  2. познание на стадии рассудочного мышления: понятий, суждений, делать выводы, умозаключения;

  3. идейно разумное познание, формирование самосознания, мировоззрения.

Ленинский принцип познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике - диалектический (философский) путь познания - во многом сходен с познанием К.Д. Ушинского. Дальнейшее развитие принципов наглядности, проблема мышления, речи, сознательности, посильности , последовательности, прочности и т.д. Переработка научной системы в дидактическую подтверждена учениями Я.А. Коменского, А.В. Дистервега, Ф.В. Гербарта и других. Отстранив исполняющего обязанности профессора К.Д. Ушинского от исполнения заведования кафедрой в Демидовском Ярославском лицее, самодержавие уволило его с должности инспектора Смольного института благородных девиц, отправив его изу­чать женское образование в Европу на 9 лет, по сути дела, в ссылку. Министерство народного просвещения исключило из списка учебников «Род­ине слово» и «Детский мир» - такова была «благодарность» самодержавия К. Д. Ушинскому, умершему в возрасте 47 лет. Труды К. Д. Ушинского ста­ли изучать не на всех факультетах педагогических университетов, а только на кафедрах педагогики и психологии (с 2000-2001 учебного года). Итак, педагогическое наследие К.Д. Ушинского требует изучения и исследования в системе высшего педагогического образования на всех факультетах.

  1. Каковы педагогические идеи Я.А. Коменского в трудах «Великая дидактика» и «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»? Как характеризуются четыре ступени образования? Каково философско-педагогическое наследие Я.А. Коменского?

Отец и основатель «Педагогики», сердцем которой была дидактика - Я. А. Коменский (1592-1670), успешно оканчивает школы родного языка, Латинскую и Гейдельбергский университет. Как магистр богословия, на­правляется на родину в Пшеровскую братскую школу в 1614 г., где пишет ряд работ: «Правила более легкой грамматики», «Письма к небу» и другие.

За годы университетской учебы сложились философские взгляды Я.А. Коменского. Он пишет записки к диспуту «Спорные вопросы, собранные в саду философии», изучив философов Платона и Аристотеля. Вопрос об источниках и путях познания был поставлен в работе «Берет ли всякое по­знание исток из ощущения» - это положило начало философско-сенсуалистическому (чувственному) обоснованию дидактики.

Анализируя философские труды и педагогические произведения не­мецкого ученого Иоганна Андре, он тщательно изучил дидактические воз­зрения.

В 1620 г. Габсбурги казнили после битвы у Белой горы чешских пат­риотов - протестантов. Для Я.А. Коменского начинается период тяжелых скитаний. В 1621 г. католики сжигают его дом вместе с библиотекой и ру­кописями, а жена и два сына погибают от чумы в 1622 г.

В маленьком городке Брандисе он пишет «Лабиринт света и рай серд­ца», критикуя феодальное общество. Женится на дочери епископа Марии Доротей, которая была тайной работницей общины «чешских братьев» и стала активным деятелем этого движения.

Переезжает в Польшу, а затем, скрываясь с тестем и семьей в Северо­восточной Чехии у помещика Иржи Садовского, начинает работу над «Ве­ликой дидактикой».

Лешно в Польше стало второй родиной. Я.А. Коменский вместе с семьей прожил здесь 28 лет. Он преподает естественные предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора гимназии.

«Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человече­ских» - главные труды Я.А. Коменского.

«Великая дидактика» содержащая универсальное искусство учить всех всему «Школы, где все юношество (мальчики и девочки) - обучатся наукам, совершенствоваться в нравах, научаться всему для настоящей и будущей жизни. Польза дидактического искусства для родителей - метод воспитания детей безошибочно верным для их детей, для учителей - успех в методах обучения; для учеников довести до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев; для школ - непогрешимость метода, школы, дома наслаждение и удовольствие из учеников - ученые, руководители школ; для государства - Цицерон - воспитание юношества. Искусство обучения, учить основательно, учить и учиться, чтобы человек стал человеком, он должен получить образование, воспитание в раннем возрасте и в нем нуж­даются тупые и даровитые, образование в школах - универсальное воспи­тание в мудрости, благоразумии, благочестии, общие требования - природосообразности. (см. С. 9-90 «Педагогический поиск»).

Я.А. Коменский определил цели воспитания. Их четыре: познание се­бя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, подготовка к деятельности в земной жизни.

«Учить всех всему, мальчиков и девочек бесплатно», как правило, на двух ступенях: материнская и школа родного языка.

I ступень - материнская школа до 6 лет, проявляется в воспитании матерью, в физическом развитии органов чувств, речи, в овладении ручными и трудовыми умениями «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые 6 лет» Я.А. Коменского (1632 г.) была переведена на русский язык с названием «Устав материнской школы» (1895 г.) - про­грамма по первоначальным сведениям из основных областей знаний, кото­рые должна дать мать. Ребенок должен узнать из рассказов матери, что та­кое вода, земля, воздух, дождь, снег, лед, камень — то есть элементарные знания из природоведения, знать начатки астрономии (небо, солнце, звез­ды, луна), географии - село, город, реки, гора. Главное - внимание к нрав­ственности любовь, уважение, услужливость, вежливость. В главе 8 Я. А. Коменский пишет «Искусно упражнять детей в развитии речи» - больше разговаривать, побуждать к языковому общению, устным рассказам, сказкам, сочинениям, упражнять в беседах. По всем 12 главным отделам «Материнской школы» Я.А. Коменский рекомендовал: познания наиболее общие в метафизике, физике, оптике, астрономии, географии, хронологии, истории, арифметике, геометрии, статистике, грамматике, музыке, хозяй­стве, нравственности .

II ступень - школа родного языка 6-12 лет. В каждой общине «Родной язык - средство сохранения нации». Программа обучения: чтение, письмо на родном языке, счет, география, история, экономика государственного устройства. «Всю молодежь сперва нужно посылать в школу родного язы­ка»; «... девочки и мальчики, которые со временем будет заниматься ре­меслами».

Цели школы Я.А. Коменского:

Легко читать на родном языке;

Писать: красиво, быстро, правильно, согласно с правилами граммати­ки;

Считать цифрами на счетах ...;

Все измерять правильно...;

Петь все употребительные мелодии;

Выучить наизусть духовные гимны ...;

Знать историю и тексты всего Священного писания.

Усвоить учение о нравственности, правилах, примерах и стараться применять их на практике; о политическом, экономическом положении, владеть приемами общих ремесел.

Все ученики делятся на шесть классов, занимаются отдельно, по сво­им книгам, а юноши способные, с природной наклонностью - в латинскую школу - Ш ступень.

В 1632 г. Я. А. Коменский завершает «Великую дидактику» и издает ее на чешском языке. С 1633-1638 г. переводит ее на латинский язык. Поз­же отправляет свою рукопись другу Иоахиму Гюбнергу, но получив отри­цательный отзыв, публикует ее почти через двадцать лет в Амстердаме.

В Лешно он начинает работать над «Пансофией» (всеобщая муд­рость). Английский меценат обратился с письмом, прислал денег и просил Я.А. Коменского прислать план этой работы в Лондон. Меценату Гартлибу понравился план работы, и он без ведома автора опубликовал в Лондоне в 1637 г. под названием «Введение к опытам Коменского». В 1639 г. книга «Предвестник пансофии» была напечатана второй раз. Я А. Коменский приобретает мировую славу.

В труде «Путь покоя» он защищает протестанско-христианские пози­ции «чешских братьев».

Он отказался от приглашения шведского правительства для проведе­ния преобразований школьной системы из-за занятости работой над «Пан­софией».

Гартлиб от Английской международной коллегии наук приглашает Я.А. Коменского для обобщения наук, и, он получив разрешение от Сино­да, в 1641 г. прибывает в Англию и селится у Гартлиба. Работает над пан-софийским трудом «Путь света», развивая идеи всеобщей гармонии и мира между народами, и ставит вопрос о создании международного языка и об учреждении всемирного совета.

Я.А. Коменский представляет еще не оконченный труд «Новейший метод преподавания (латинского) языков» в жюри высшего совета универ­ситета Стокгольма и получает высокую оценку. В 1647 г. Я.А. Коменский приступает снова к работе над «Пансофией».

В 1648 г. Я.А. Коменский после смерти епископа «Чешских братьев» приглашается на эту должность.

В 1650 г. граф и покровитель Венгрии Сигизмунд Рокочи приглашает Я.А. Коменского консультировать реформу школ, и он соглашается, так как Венгрия оказывала покровительскую помощь Польше и «чешским братьям», но была страной отсталой в грамотности. Четыре года длился венгерский период. Я.А. Коменский издает учебник «Мир чувственных вещей в картинках», текст сопровождается 150 рисунками и пояснениями на венгерском и латинском языках. Философский принцип сенсуализма и наглядности как «золотое правило» дидактики был соблюден, а, по сути, педагог хотел осуществить свой пансофический план. Он открыл три клас­са гимназии, в которых обучались по его учебникам. В «Пансофической школе» его дидактические концепции реализовались.

Вернувшись в Лешно в 1654 г. и, получив приглашение от сына друга Людвига Ван Геера, в 1656 г. Я.А. Коменский вновь переезжает в Амстер­дам.

Сенат назначает ему оклад в 800 флоринов, чтобы можно было спо­койно жить и работать, за что Я.А. Коменский был благодарен и признате­лен, но от предлагаемой должности профессора отказался.

1657 г. при поддержке Сената и материальной поддержке Ван Гера было издано Полное собрание дидактических сочинений в двух томах го чти все труды Я.А. Коменского. Всеобщий совет людским поколениям и в первую очередь - ученым, мыслителям религии, европейским властям об упорядочении «дел человеческих». Коменский писал, что не упорядочил мысли и в завещании просил сына издать, но рукописи были утеряны.

В 1934 г. рукописи найдены и «Общий совет об управлении дел чело­веческих» был опубликован полностью в 1966 г. Чешской академией наук.

В труде «Ангел мира» Я.А. Коменский подводит итог и призывает мир и человечество решать спорные вопросы на основе доброй воли, а не путем использования оружия, насилия.

Итог жизни подвел Я.А. Коменский: «Вся моя жизнь протекала не на Родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно менялось, нигде не находил себе прочного приюта». Гуманист, педагог мира, служ­бой в Польше, Венгрии, Англии, Голландии и своими научными трудами он стал основателем пансофии мира. Любви, труда и науки педагогики. Краткие выдержки из труда Я.А. Коменского:

«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» - универсальное воспитание всего человеческого рода.

У греков «педия» - обучение и воспитание, посредством которых ста­новятся культурными, а «пан» - всеобщность (обучались все, всему, все­сторонне). Всеобщий совет человечеству Я.А. Коменского:

1.Наше желание, чтобы до полноты человечности были развиты все и каждый - молодые и старики, богатые и бедные, знатные и незнатные, мужчины и женщины, - весь род человеческий.

2.Желаем, чтобы образование выполнялось во многих направлениях.

  1. Образование должно быть всесторонним: не напоказ и для обмана, но во имя истины.

  2. Обучение во имя всеобщего просвещения (пройдя школу - проти­востоял блуду и азарту). Хотим научить всех людей пансофии - всеобщей мудрости. Т.е. сделать так, чтобы они умели понимать строение вещей, помыслов и речей; понимать цели, средства и способы всех действий (сво­их и чужих), распознавать всякие искажения мыслей и поступков.

Вывод Я.А. Коменского: если бы всему этому научились все и всесто­ронне, все стали бы мудрыми, а мир исполнился порядка, света и покоя.

5. Каковы концептуальные идеи педагогической системы А.С. Макаренко? В чем сущность параллельного действия и перспектив­ных линий развития детского коллектива, а также системы педагоги­ческих приемов, разработанных А.С. Макаренко в практике советской школы? Каково его педагогическое наследие?

Основополагающие идеи и главные составляющие педагогической системы А.С. Макаренко заключаются в создании научной и практически воспитательно-трудовой работы в колонии-коммуне для малолетних пре­ступников. Две воспитательные концепции - воспитание в коллективе и через коллектив с уважением, доверием и требовательностью к каждому воспитаннику - считают исследователи ведущими в теории и практике А.С. Макаренко.

Соединение обучения и воспитания с производственным трудом -главная концепция А.С. Макаренко. В работе колонистов она характеризо­валась изготовлением сверлилок (1931 г.) с первым «электромотором» и 150 деталями, которые изготовлялись под руководством 14 - 15-летних бригадиров и 17-летних начальников цехов. Колонисты изготовляли оте­чественный фотоаппарат - ФЭД.

При выходе из коммуны колонисты имели на сберкнижках до 1000 руб. и более заработанных средств для последующего определения в жиз­ни и учебе в высших учебных заведениях. Э. Натанзон (исследователь приемов педагогического воздействия) охарактеризовала 30 различных приемов педагогического воздействия (новые среди них: обходное движе­ние, просьба, проявление огорчения, предупреждение, возбуждение трево­ги о предстоящем наказании). Приемы - это, по убеждению А.С. Макарен­ко, все равно что «прикасаться к личности, нужно с особо сложной инст­рументовкой», чтобы воспитанник почувствовал себя гражданином, но не объектом воспитания. Он дал обновление многим психолого-педагогическим приемам педагогического воздействия: взрыву, проявле­нию возмущения, иронии, параллельному педагогическому воздействию - и мастерски пользовался убеждением, осуждением, наказанием. Характер­ные особенности приемов в двух элементах: а) особенности создаваемой ситуации; б) содержание тех чувств, которые рождаются у школьников в новой педагогической ситуации и становятся основой возникновения но­вых мыслей, новых мотивов поведения и преодоления собственных недос­татков.

Прием педагогического воздействия - это способ организации опре­деленной педагогической ситуации, при которой на основе соответствую­щих закономерностей (психолого-педагогических) у школьников возника­ют новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам, к преодолению своих недостатков. Многие из приемов использовал А.С. Макаренко, описав их в «Педагогической поэме». 1-16 приемов - сози­дающие, способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют отрицательные. Зарождаются новые мысли и чувства, новые мотивы поведения одерживают победу над отрицательными и становятся ведущи­ми в поведении воспитанника. Созидающие приемы: убеждение, поощре­ние, доброта, внимание и забота, обходное движение, просьба, показ уме­ния и превосходства учителя, активизация сокровенных чувств ребенка, опосредование, фланговый обход, побуждение гуманных чувств, проявле­ние огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в собственные сипы, организация успеха в учении, доверие, вовлечение в интересную деятельность, нравственное упражнение. Тормозящие приемы — исправ­ляют поведение, пробуждая преимущественно отрицательные чувства: стыд, неловкость, разочарование, огорчение, сожаление, раскаяние. Они способствуют преодолению отрицательных качеств и расширяют почву для развития положительных, вызывая намерение у воспитанника воздер­жаться от неблаговидных поступков. Тормозящие приемы: параллельное педагогическое действие, приказание, ласковый упрек, намек, мнимое без­различие, ирония, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, наказание, предупреждение, возбуждение тревоги о предстоящем наказа­нии, взрыв (как тормозящий и созидающий прием). Используются и др. приемы - организация успеха в учении и моральная поддержка, укрепле­ние веры в собственные силы, безразличие или вовлечение в интересную деятельность и т.д. Он создал теорию воспитательного коллектива, органи­зации его построения, методов сознательной дисциплины (командирская методика, разновозрастные отряды, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона). Опыт творческого развития в коллективе и через коллектив, в труде, учебе, в требовательности и уважении к каждому вос­питаннику сделали жизненно важными новые законы, принципы, стиль отношений, эстетику воспитания и т.д. А.С. Макаренко старался «проекти­ровать лучшее в человеке», видеть положительные качества, задатки и си­лы. Законы, обоснованные А.С. Макаренко: Закон параллельного действия - учитель свое воспитательное влияние и воздействие осуществляет ни лично сам, а передает активу, коллективу, который поддерживает мнение учителя, воспитателя. Педагог, воспитатель опосредованно влияет на лич­ность через актив, коллектив. Закон перспективных линий, или закон дви­жения коллектива, характеризуется завтрашней радостью, от завтрашнего дня к средней, а затем к дальней (отодвинутой на годы), наполняя жизнь воспитанников трудовой радостью, радостью жизни и достижения поло­жительных результатов. Радостью не простого развлечения, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня. А.С. Макаренко приме­нял систему педагогических приемов: доверительные беседы, убеждения, дисциплинированность, опрятность, требовательность, уважение, доверие, поощрение и наказание с идеальной командирской методикой, строгим режимом, собственный пример А.С. Макаренко. А.С. Макаренко не делал замечаний воспитаннику Петренко за опоздание на завод, а делал их командиру, затем всему отряду, а отряд «разобрался» с Петренко, и он глуб­же переживал замечания товарищей: убеждение, разъяснение и доказа­тельство правильности поведения.

А.С. Макаренко определил 4 стадии развития коллектива:

  1. руководитель предъявляет требования к еще не организованной группе детей. Эти требования просты и логичны. В выполнении этих тре­бований появляются ростки коллектива;

  2. руководителя начинает поддерживать группа воспитанников, при­нимая его требования и активно помогая их реализовывать. Вокруг руко­водителя начинает сплачиваться актив - как главная реально-действенная сила коллектива;

  3. активную позицию в коллективе занимает каждая его совместная деятельность, ориентация на успех, традиции, перспективы, движение де­лают коллектив единым организатором;

  4. воспитание коллектива срастается с самовоспитанием, когда каж­дый воспитанник предъявляет повышенные требования к самому себе, бу­дущему, строит жизненные планы, дорожит нравственными делами, цен­ностями.

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив осущест­влялось на основе законов А.С. Макаренко, а также методов командирской методики:

-участие всех колонистов в театральных выступлениях;

-разделение колонистов на сводные отряды;

- разделение видов работ между колонистами;

-обязательное подчинение старшим командирам и выполнение их рас­поряжений;

Нужно научиться не только командовать, но и сменять командиров, подчиняться: строгая дисциплина, четкость, закон.

Итак, А.С. Макаренко создал новую исправительно-трудовую педаго­гику, выступив против тюремного режима для детей беспризорных и пра­вонарушителей. Созданная им педагогическая система осуществила мас­совое перевоспитание детей - правонарушителей и беспризорников в тру­довой колонии им. М. Горького (1920 - 1928) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927 – 1928), вернув к созидательной жизни и строительст­ву юное, хотя и оступившееся, поколение сирот и трудных подростков. Педагогическое наследие А.С. Макаренко - восемь томов педагогических сочинений, изданных в 1983 - 1986 г. Наиболее известные труды: «Педаго­гическая поэма», которую писал 10 лет с 1925 по 1935 гг., «Флаги на баш­нях», «Книга для родителей», «Честь», «Лекции о воспитании детей», ко­торые он в количестве восьми лекций читал по радио для родителей.

Итогом 33-летней деятельности стало награждение А.С. Макаренко Орденом Трудового Красного Знамени (19.01.1939 г.).

А.В. Луначарский и Н.К. Крупская не всегда поддерживали смелые и новаторские начинания педагога с необычной жаждой нового, беспристра­стными замечаниями о лучших методах воспитания детей.

1 апреля А.С. Макаренко скончался от внезапного разрыва сердечной мышцы, когда ехал в поезде в г. Москву.

Профессор В. Колбановский в предисловии к «Лекциям о воспитании детей» писал: «Это все вызывает чувство глубокой благодарности и ува­жения к памяти новатора идеалистической педагогики - Антона Семено­вича Макаренко». История педагогики высоко оценивает вклад А.С. Мака­ренко. В 60-е годы, в сталинское время вышло две работы Е.Н. Медынско­го и Е. З. Балабановича о выдающемся советском педагоге. Однако в его биографии многое замалчивалось и сглаживалось. Наследием А.С. Мака­ренко занимается лаборатория «Макаренко - референт» при Магдебургском университете, и в 1968 г. была подготовлена научная биография А.С. Макаренко в учительской газете. Гету Хиллин опубликовал статью «Неиз­вестный Макаренко» в № 42 за 1991 г.

К сожалению, исследований педагогического наследия А.С. Макарен­ко, несмотря на семидесятилетие со дня смерти, недостаточно в научной и популярной педагогической литературе.