1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, умственном и моторном развитии человека?
Коррекционная педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка [6, 56].
Норма (от лат. - руководящее начало, правило, образец) - установленная норма, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена общества с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность [6, 67]. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
В психолого-педагогической науке «работающими» являются понятия предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка [3, 42].
Аномалия (от греч. - неправильный) - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития [6, 17].
Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство (с рождения до 11-12 лет); 3) отрочество (с 11-12 до 20-23 лет); 4) зрелость (с 20-23 до 55-65 лет); 5) преклонный возраст, старость (с 65 лет до смерти) [9, 592-596].
Показатели нормы и отклонений в развитии человека постоянно видоизменяются в зависимости от возраста.
Физическое развитие - процесс морфофункциональных преобразований организма ребёнка по мере его роста и развития, проявляющийся в изменении размеров и пропорций тела. На динамику физического развития оказывают влияние генетические и средовые факторы, в т. ч. состояние здоровья, условия быта, питание, режим дня и направленность физического воспитания [8, 234].
Выделяют такие показатели физического развития, как антропометрические - масса и длина тела, окружность грудной клетки, талии, кожно-жировые складки и т. п., физиометрические - жизненная ёмкость лёгких, сила кисти и т. п. Существует периодизация соответствия нормы физического развития человека определенному возрасту, и если человек ей соответствует, то можно говорить о его нормальном физическом развитии [9; 10; 11].
Психическое развитие - становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка. Вопрос об условиях и движущих силах психического развития долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписывали ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн) [8, 234].
Психика - система субъективных явлений человека. К психике относят следующие группы явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства человека. Психические процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познают себя и окружающий мир. Психические состояния характеризуют внутренние, субъективные переживания. К ним относятся состояния внимания, установки, состояния напряжения или расслабления, различного рода эмоциональные переживания, возникающие у человека в процессе удовлетворения его потребностей (удовольствие, неудовольствие, состояние покоя, беспокойство и др.), а также сами потребности (мотивационные состояния). Психическими свойствами называют более или менее устойчивые индивидуальные психологические особенности человека, которые проявляются в его поведении и отличают человека как личность от других людей. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, устойчивые отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него [7, 134-135].
Итак, существуют такие показатели психического развития человека, как ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения и т. д. Каждому возрастному периоду свойственен свой уровень развития психических процессов, состояний и свойств [1; 3; 7; 9].
Моторное развитие - процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. Проявляется в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Моторное развитие зависит от наследственности, социально-бытовых условий, организации физического воспитания, двигательного опыта, состояния здоровья, типологических особенностей [8,233-234].
Существуют такие показатели моторного развития, как движение головы, конечностей, языка, глаз, мышечная сила, быстрота реакции, ловкость, выносливость и т. п. Каждому возрастному периоду свойственны определенные нормы двигательной активности человеческого организма [9; 10; 11].
Умственное развитие - сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с овладением им опытом в соответствии с общественно-историческим и условиями, в которых он живет, и возрастными и индивидуальными особенностями его психики. Уровень умственного развития - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений, свободное оперирование ими в процессе мышления. Информация об уровне умственного развития может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик [5,286-287].
Коэффициент умственного развития (IQ) - стандартизированный количественный показатель уровня умственного развития человека, получаемый с помощью тестов интеллекта. Коэффициент умственного развития характеризует относительный уровень интеллектуального развития человека в сравнении с другими людьми, имеющими те же социально-демографические характеристики, что и данный человек. При определении коэффициента умственного развития средний показатель интеллектуального развития этих людей приравнивается единице, или 100%, и берется за норму, в сравнении с которой оценивается уровень умственного развития данного человека [7, 267].
Показателем интеллектуального развития человека является его IQ. В современной классификации степеней интеллекта выделяют: 1) умственная отсталость: 20 баллов и ниже - глубокая умственная отсталость; 25-39 баллов - идиотия; 35-49 баллов - имбецильность; 50-70 баллов - дебильность [4, 24]; 71-83 — пограничное с нормой интеллектуальное развитие; 2) норма - 84-116 баллов; 3) высокие интеллектуальные способности - 116-180 баллов [9, 219-220]. В связи с тем, что умственное развитие поддается оценке при помощи тестов интеллекта, то соответственно для каждой возрастной категории существуют свои определенные нормы и диагностические инструменты для измерения IQ .
Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
При изучении школьников принимаются во внимание следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического развития, особенности слуха и зрения; особенности развития двигательной сферы, координация движений; особенности работоспособности (утомляемость, истощяемость, рассеянность, пресыщаем ость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).
Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени; особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.
4.Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально- волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее на- строение; особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрос- лыми; поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привыч- ки.
5.Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотрен- ных программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач [3,153].
Данные показатели исследуются следующими методами обработки и осмысления полученных данных: 1) неэкспериментальные (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности, изучение школьной документации); 2) диагностические (тесты, шкалирование, педагогический консилиум, психолого-медико-педагогические консультации; 3) экспериментальные (естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент); 4) формирующие [2, 22].
Для полной и верной диагностики отклонений в развитии детей в России созданы постоянные межведомственные пеихолого-медико-педагог ические консультации и школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.
Психолого-медико-педагогические консультации — специальные межведомственные учреждения, проводящие комплексное клинико-физиологическое и психолого-педагогическое обследование детей с особыми образовательными потребностями для направления их в соответствующие образовательные учреждения. В комиссиях работают специалисты различного профиля: врачи, психологи, педагоги и др. Дети с различными нарушениями в психофизическом развитии направляются на консультацию непосредственно образовательными учреждениями, лечебными учреждениями, а также родителями. Каждого ребенка обследуют все специалисты, после чего проводится комплексное обсуждение результатов обследования с последующим обобщённым заключением и рекомендациями - медицинскими и педагогическими [8, 230].
Психолого-медико-педагогические консилиумы школьные - комиссии, создаваемые в образовательном учреждении (по приказу директора) для проведения специалистами комплексного изучения детей, которые испытывают трудности в обучении и адаптации к школьной жизни. В состав консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, имеющие опыт работы с указанной категорией детей, детский психиатр, дефектолог, психолог, логопед, школьный врач (специалисты могут привлекаться по договору). Основные задачи: разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ на основе изучения особенностей личности ребёнка и выявления уровня его развития, выбор оптимальной учебной программы и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения или соответствующего класса (при отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного учебного года), подготовка подробного заключения о ребёнке для предоставления в психолого-медико-педагогическую консультацию. При отсутствии консилиума в школе его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации [8,230].
Литература
Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Матюхина и др. / под ред. М. В. Гамезо и др. - М. : Просвещение. 1984. -256 с.
Волынкин, В. И. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие /В. И. Волынкин. -Ростов-н/Д : Феникс, 2008. - 282 с.
Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для студ, высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 1999. - 280 с.
Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. -М.: НЦ ЭНАС, 2005. - 168 с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиро-ва, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦМарт, 2005. - 448 с.
Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. -Спб.: КАЮ, 2006. - 144 с.
Немов, Р. С. Психология : словарь-справочник : в 2 ч. Ч. 2 / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д : Феникс, 1999. - 672 с.
Физическая культура : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Л. В. Швед, Н. В. Афанасьева, М. В. Полякова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. - 186 с.
Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
2. Какова система консультативно-диагностической, коррекиион-но-педагогической и реабилитационной работы в современной системе специального образования? Каковы особенности организации педагогической коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения?
Какова система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работы в современной системе специального образования?
Специальное образование - система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества [3, 111].
Современная система специального образования в России представлена в схеме 1 [2,30].
Консультативно-диагностическая работа. Консультативная помощь предоставляется: а) родителям, имеющим детей с нарушениями психофизического развития, по вопросам обучения и воспитания ребенка (в том числе и на ранних этапах развития) в семье; б) педагогам по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка; в) руководителям учреждений образования по вопросам правильной организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Диагностическая работа осуществляет углубленное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью построения личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, проектирования коррекционно-реабилитационных программ развития, определения образовательного маршрута. Обследование ребенка проводится в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). Результаты обследования регистрируются в протоколе психолого-медико-педагогического обследования. Специалистам учреждений образования, родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола психолого-медико-педагогического обследования, в которой дается заключение с описанием индивидуальных психологических особенностей ребенка, характера нарушения развития, рекомендуются среда обучения и программа обучения и воспитания. Выписка из протокола психолого-медико-педагогического обследования служит основанием для организации обучения на дому по программе специальной школы или для направления ребенка с особенностями психофизического развития в учреждение специального образования структуры интегрированного профиля.
Коррекционно-педагогинеская работа охватывает весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие) и выступает как единая педагогическая система, поэтому существует коррекционно-обучающая, воспитательно-коррекциоиная, и психокоррекционная деятельность. Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач (В. А. Сластенин).
Реабилитационную работу с детьми-инвалидами и детьми, имеющими особенности психофизического развития, проводят педагогические и медицинские работники с целью облегчения их состояния, восстановления нарушенных функций и коррекции личности ребенка.
Каковы особенности организации педагогической коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения?
Под компенсирующим обучением в широком смысле подразумевают систему мер диагностических, коррекционных, методических, организационных, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего процесса обучения с целью построения индивидуальной траектории развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей [5, 150].
Под компенсирующим обучением в узком смысле понимают организацию дифференцированной помощи учащимся на тех возрастных этапах от 3 до 10 лет (самый сензитивный период), когда с помощью применения различных технологий обучения, ранней диагностики и коррекции действительно возможны серьезная эффективная компенсация, социальная реабилитация и адаптация [5,151].
Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.
В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения, разработанные НИИ дефектологии РАО.
Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.
Отбор детей в компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке: а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению; б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин; в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на ос нове углубленного экспериментально-психологического исследования, проводимого психологом.
Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9-12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом условий их работы.
Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.
При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в пределах первого года обучения.
Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов, специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.
Литература
Информационное письмо о П Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы» // Вестник образования. - 1997. - № 8. - С. 84-89.
Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2005. - 168 с.
Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие /сост. Н В. Новоторцева. -Спб.: КАРО, 2006. - 144 с.
Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Народное образование. - 1998. -№6.-С. 180-182.
Ям бург, Е Организационные основы компенсирующего обучения / Е. Ям бург //Народное образование. - 1998. -№ 6. - С. 146-153.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?