logo
Шпаргалка по педагогике

1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?

Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, умственном и моторном развитии человека?

Коррекционная педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающе­гося в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обу­чения, обусловленных наличием у него физического или психического не­достатка [6, 56].

Норма (от лат. - руководящее начало, правило, образец) - уста­новленная норма, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма суще­ствует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на од­нотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена обще­ства с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эф­фективное средство воздействия на данную личность [6, 67]. Понятие нор­мы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и суще­ственно меняется со временем.

В психолого-педагогической науке «работающими» являются понятия предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма — показатели ин­теллектуального и личностного развития школьника (психологические но­вообразования), которые должны сложиться к концу определенного воз­растного этапа; индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка [3, 42].

Аномалия (от греч. - неправильный) - патологическое от­клонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от об­щих закономерностей развития [6, 17].

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство (с рождения до 11-12 лет); 3) отрочество (с 11-12 до 20-23 лет); 4) зрелость (с 20-23 до 55-65 лет); 5) преклонный возраст, старость (с 65 лет до смер­ти) [9, 592-596].

Показатели нормы и отклонений в развитии человека постоянно ви­доизменяются в зависимости от возраста.

Физическое развитие - процесс морфофункциональных преобразова­ний организма ребёнка по мере его роста и развития, проявляющийся в из­менении размеров и пропорций тела. На динамику физического развития оказывают влияние генетические и средовые факторы, в т. ч. состояние здоровья, условия быта, питание, режим дня и направленность физическо­го воспитания [8, 234].

Выделяют такие показатели физического развития, как антропометри­ческие - масса и длина тела, окружность грудной клетки, талии, кожно-жировые складки и т. п., физиометрические - жизненная ёмкость лёгких, сила кисти и т. п. Существует периодизация соответствия нормы физиче­ского развития человека определенному возрасту, и если человек ей соответствует, то можно говорить о его нормальном физическом развитии [9; 10; 11].

Психическое развитие - становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка. Во­прос об условиях и движущих силах психического развития долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписывали ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн) [8, 234].

Психика - система субъективных явлений человека. К психике отно­сят следующие группы явлений: психические процессы, психические со­стояния и психические свойства человека. Психические процессы включа­ют в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышле­ние и речь человека. С помощью этих процессов человек познают себя и окружающий мир. Психические состояния характеризуют внутренние, субъективные переживания. К ним относятся состояния внимания, уста­новки, состояния напряжения или расслабления, различного рода эмоцио­нальные переживания, возникающие у человека в процессе удовлетворе­ния его потребностей (удовольствие, неудовольствие, состояние покоя, беспокойство и др.), а также сами потребности (мотивационные состоя­ния). Психическими свойствами называют более или менее устойчивые индивидуальные психологические особенности человека, которые прояв­ляются в его поведении и отличают человека как личность от других лю­дей. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, устойчивые отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него [7, 134-135].

Итак, существуют такие показатели психического развития человека, как ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мо­тивы поведения и т. д. Каждому возрастному периоду свойственен свой уровень развития психических процессов, состояний и свойств [1; 3; 7; 9].

Моторное развитие - процесс формирования произвольных движе­ний человека, включающий созревание нервных центров управления дви­жениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. Проявляется в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Моторное развитие зависит от наследственности, социально-бытовых условий, организации физического воспитания, двигательного опыта, состояния здоровья, типологических особенностей [8,233-234].

Существуют такие показатели моторного развития, как движение го­ловы, конечностей, языка, глаз, мышечная сила, быстрота реакции, лов­кость, выносливость и т. п. Каждому возрастному периоду свойственны определенные нормы двигательной активности человеческого организма [9; 10; 11].

Умственное развитие - сложная динамическая система количествен­ных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной дея­тельности человека в связи с овладением им опытом в соответствии с об­щественно-историческим и условиями, в которых он живет, и возрастными и индивидуальными особенностями его психики. Уровень умственного развития - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их ус­воении умственных действий, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений, свободное оперирование ими в процессе мышления. Информация об уровне умственного развития может быть по­лучена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специаль­ных методик [5,286-287].

Коэффициент умственного развития (IQ) - стандартизированный ко­личественный показатель уровня умственного развития человека, полу­чаемый с помощью тестов интеллекта. Коэффициент умственного разви­тия характеризует относительный уровень интеллектуального развития че­ловека в сравнении с другими людьми, имеющими те же социально-демографические характеристики, что и данный человек. При определении коэффициента умственного развития средний показатель интеллектуаль­ного развития этих людей приравнивается единице, или 100%, и берется за норму, в сравнении с которой оценивается уровень умственного разви­тия данного человека [7, 267].

Показателем интеллектуального развития человека является его IQ. В современной классификации степеней интеллекта выделяют: 1) умствен­ная отсталость: 20 баллов и ниже - глубокая умственная отсталость; 25-39 баллов - идиотия; 35-49 баллов - имбецильность; 50-70 баллов - дебильность [4, 24]; 71-83 — пограничное с нормой интеллектуальное развитие; 2) норма - 84-116 баллов; 3) высокие интеллектуальные способности - 116-180 баллов [9, 219-220]. В связи с тем, что умственное развитие поддается оценке при помощи тестов интеллекта, то соответственно для каждой воз­растной категории существуют свои определенные нормы и диагностиче­ские инструменты для измерения IQ .

Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?

При изучении школьников принимаются во внимание следующие пока­затели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического развития, особенности слуха и зрения; особенности развития двигательной сферы, координация движений; особенности работоспособности (утомляе­мость, истощяемость, рассеянность, пресыщаем ость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

  1. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени; особенности внимания, памяти, мыш­ления, речи; познавательные интересы, любознательность.

  2. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уро­вень освоения учебной деятельности.

4.Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально- волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее на- строение; особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрос- лыми; поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привыч- ки.

5.Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотрен- ных программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач [3,153].

Данные показатели исследуются следующими методами обработки и осмысления полученных данных: 1) неэкспериментальные (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности, изуче­ние школьной документации); 2) диагностические (тесты, шкалирование, педагогический консилиум, психолого-медико-педагогические консульта­ции; 3) экспериментальные (естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент); 4) формирующие [2, 22].

Для полной и верной диагностики отклонений в развитии детей в Рос­сии созданы постоянные межведомственные пеихолого-медико-педагог ические консультации и школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.

Психолого-медико-педагогические консультации — специальные меж­ведомственные учреждения, проводящие комплексное клинико-физиологическое и психолого-педагогическое обследование детей с осо­быми образовательными потребностями для направления их в соответст­вующие образовательные учреждения. В комиссиях работают специалисты различного профиля: врачи, психологи, педагоги и др. Дети с различными нарушениями в психофизическом развитии направляются на консульта­цию непосредственно образовательными учреждениями, лечебными учре­ждениями, а также родителями. Каждого ребенка обследуют все специали­сты, после чего проводится комплексное обсуждение результатов обследо­вания с последующим обобщённым заключением и рекомендациями - ме­дицинскими и педагогическими [8, 230].

Психолого-медико-педагогические консилиумы школьные - комиссии, создаваемые в образовательном учреждении (по приказу директора) для проведения специалистами комплексного изучения детей, которые испы­тывают трудности в обучении и адаптации к школьной жизни. В состав консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной ра­боте, учителя, имеющие опыт работы с указанной категорией детей, детский психиатр, дефектолог, психолог, логопед, школьный врач (специали­сты могут привлекаться по договору). Основные задачи: разработка инди­видуальных коррекционно-развивающих программ на основе изучения особенностей личности ребёнка и выявления уровня его развития, выбор оптимальной учебной программы и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения или соответствующего класса (при отсутст­вии положительной динамики в обучении в течение одного учебного года), подготовка подробного заключения о ребёнке для предоставления в пси­холого-медико-педагогическую консультацию. При отсутствии консилиу­ма в школе его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации [8,230].

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Матюхина и др. / под ред. М. В. Гамезо и др. - М. : Просвещение. 1984. -256 с.

  2. Волынкин, В. И. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие /В. И. Волынкин. -Ростов-н/Д : Феникс, 2008. - 282 с.

  3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для студ, высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 1999. - 280 с.

  4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб­ное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. -М.: НЦ ЭНАС, 2005. - 168 с.

  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиро-ва, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦМарт, 2005. - 448 с.

  6. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. -Спб.: КАЮ, 2006. - 144 с.

  7. Немов, Р. С. Психология : словарь-справочник : в 2 ч. Ч. 2 / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

  8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

  9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д : Феникс, 1999. - 672 с.

  1. Физическая культура : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Л. В. Швед, Н. В. Афанасьева, М. В. Полякова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. - 186 с.

Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

2. Какова система консультативно-диагностической, коррекиион-но-педагогической и реабилитационной работы в современной систе­ме специального образования? Каковы особенности организации пе­дагогической коррекционной работы с детьми в классах компенси­рующего обучения?

Какова система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работы в современной системе специального образования?

Специальное образование - система условий, которые создает госу­дарство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования по­средством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества [3, 111].

Современная система специального образования в России представ­лена в схеме 1 [2,30].

Консультативно-диагностическая работа. Консультативная помощь предоставляется: а) родителям, имеющим детей с нарушениями психофи­зического развития, по вопросам обучения и воспитания ребенка (в том числе и на ранних этапах развития) в семье; б) педагогам по вопросам обу­чения, развития и воспитания ребенка; в) руководителям учреждений об­разования по вопросам правильной организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Диагностическая работа осуществляет углубленное комплексное пси­холого-медико-педагогическое обследование детей с целью построения личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, проекти­рования коррекционно-реабилитационных программ развития, определе­ния образовательного маршрута. Обследование ребенка проводится в при­сутствии родителей (лиц, их заменяющих). Результаты обследования реги­стрируются в протоколе психолого-медико-педагогического обследования. Специалистам учреждений образования, родителям (лицам, их заменяю­щим) выдается выписка из протокола психолого-медико-педагогического обследования, в которой дается заключение с описанием индивидуальных психологических особенностей ребенка, характера нарушения развития, рекомендуются среда обучения и программа обучения и воспитания. Вы­писка из протокола психолого-медико-педагогического обследования слу­жит основанием для организации обучения на дому по программе специ­альной школы или для направления ребенка с особенностями психофизи­ческого развития в учреждение специального образования структуры ин­тегрированного профиля.

Коррекционно-педагогинеская работа охватывает весь образователь­ный процесс (обучение, воспитание и развитие) и выступает как единая педагогическая система, поэтому существует коррекционно-обучающая, воспитательно-коррекциоиная, и психокоррекционная деятельность. Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педаго­гов и воспитанников, нацеленного на решение развивающих и образова­тельных задач (В. А. Сластенин).

Реабилитационную работу с детьми-инвалидами и детьми, имеющи­ми особенности психофизического развития, проводят педагогические и медицинские работники с целью облегчения их состояния, восстановления нарушенных функций и коррекции личности ребенка.

Каковы особенности организации педагогической коррекционной ра­боты с детьми в классах компенсирующего обучения?

Под компенсирующим обучением в широком смысле подразумевают систему мер диагностических, коррекционных, методических, организаци­онных, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего процесса обу­чения с целью построения индивидуальной траектории развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей [5, 150].

Под компенсирующим обучением в узком смысле понимают организа­цию дифференцированной помощи учащимся на тех возрастных этапах от 3 до 10 лет (самый сензитивный период), когда с помощью применения различных технологий обучения, ранней диагностики и коррекции дейст­вительно возможны серьезная эффективная компенсация, социальная реа­билитация и адаптация [5,151].

Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах об­щеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для рабо­ты кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по пред­ложению совета этого учреждения.

В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам прово­димой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансе­ризации противопоказаний к обучению по основным общеобразователь­ным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обу­чению или испытывающие затруднения в их освоении.

Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомен­дациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения, разрабо­танные НИИ дефектологии РАО.

Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы ком­пенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для ос­воения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.

Отбор детей в компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися. Психолого-педагогическое диагно­стирование детей проводится в следующем порядке: а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению; б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориен­тированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин; в) проведение при необходимости сбора дополнитель­ной диагностической информации о детях в период их первичной адапта­ции в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на ос нове углубленного экспериментально-психологического исследования, проводимого психологом.

Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9-12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малоком­плектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом условий их работы.

Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах уста­навливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразны орга­низация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оз­доровительные мероприятия. Обучающиеся, освоившие программы обще­образовательных предметов в компенсирующих классах, по решению пси­холого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобра­зовательным программам.

При отсутствии положительной динамики развития в условиях ком­пенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направ­ляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их даль­нейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в пределах первого года обучения.

Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказы­вают методисты районных (городских) методических кабинетов, специа­листы институтов повышения квалификации работников образования, ин­ститутов усовершенствования учителей.

Литература

  1. Информационное письмо о П Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы» // Вестник образования. - 1997. - № 8. - С. 84-89.

  2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учеб­ное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2005. - 168 с.

  3. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие /сост. Н В. Новоторцева. -Спб.: КАРО, 2006. - 144 с.

  4. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обуче­ния в общеобразовательных учреждениях // Народное образование. - 1998. -№6.-С. 180-182.

Ям бург, Е Организационные основы компенсирующего обучения / Е. Ям бург //Народное образование. - 1998. -№ 6. - С. 146-153.