logo
Шпаргалка по педагогике

2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.

Система (греч. слово означает целое, составленное из частей, соеди­нения) - множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Педагогическая система - это соединенное на основе определенных признаков, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объе­диненных общей целью функционирования и единства управления и вы­ступающих во взаимодействии со средой как целостное явление по обуче­нию и воспитанию подрастающего поколения.

Виды педагогических систем различаются назначением, особенностя­ми организации и функционирования.

Примерами педагогической системы являются учреждения системы образования: детские сады, школы, ССузы, вузы.

Школа в образовательной системе рассматривается как полнофунк­циональная социально-педагогическая система, имеющая сложную много­уровневую структуру.

Различают структурные и функциональные компоненты. Структур­ными компонентами этой системы выступают обучаемый, учитель, руко­водитель, технический персонал, родители, общественность, содержание, формы, методы, средства педагогической деятельности.

Функциональными компонентами выступают педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование, кор­рекция, инспектирование.

Важнейшей закономерностью управления педагогической системой является единство по конечным целям и задачам административного, педа­гогического, семейного и общественного взаимодействия в процессе фор­мирования личности школьников.

Системообразующим фактором, исходным началом, функционирова­нием педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на развитие личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологиче­скую, экономическую, правовую, культуру личности.

Результаты как системообразующий фактор определяются совокуп­ностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих оп­ределение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и учениче­ских коллективов в целом.

Структура управляющей системы большинства педагогических сис­тем представлена четырьмя уровнями управления:

- первый уровень - директор школы, председатель совета школы (этот уровень определяет стратегические направления развития школы);

- второй уровень - заместители директора, социальный педагог, школьный психолог, старшие вожатые (организаторы учебно-воспитательного процесса);

- третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, ру­ководители кружков и секций (исполнители);

- четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления (исполнители).

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одно­временно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Все функциональные компоненты педагогической системы перепле­тены между собой в деятельности, в отдельности не существуют, т.к. не могут реализовать основной цели педагогической системы.