logo
Шпаргалка по педагогике

3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?

Для того чтобы правильно решить сложную задачу определения бу­дущего трудового и жизненного пути школьника, необходимо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, экономического, психологическо­го и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осу­ществляется самой личностью с учетом своих индивидуально-психологических особенностей. В диагностике профессиональной направ­ленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально-психических свойств, достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий. Известно, что все профессии на основе предмета трудовой деятельности условно распределены на пять типов: 1) «Человек - природа» (Ч-П); 2) «Человек -техника» (Ч-Т); 3) «Человек - человек» (Ч-Ч); 4) «Человек - знаковая сис­тема» (Ч - 3) и 5) «Человек - художественный образ» (Ч-Х).

Основная цель данной диагностики - выявить природные задатки школьника, позволяющие определить именно то направление будущей профессиональной деятельности, в котором лучше всего будут развиваться производственные способности и мастерство. С этой целью нами разрабо­тана программа индивидуального диагностического обследования лично­сти школьника. В карте десять психических свойств - пространственное мышление, слухоречевая память, зрительная память, логическое мышле­ние, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вычислитель­ные способности, профессиональная склонность и профессиональный ин­терес, - которые в определенной степени представляют характер природ­ных задатков школьников. Если уровни их развития соотнести с типами профессий, то можно определить, какой тип из пяти лучше всего подходит каждому школьнику.

Для диагностики этих свойств используются специально разработан­ные психологами валидные и надежные тесты и специальные методики.

Для оформления диагностического заключения необходимо сделать выборку из «Диагностической профориентационной карты». Выборка дан­ных для карты выполняется в три этапа.

Первый этап — карта заполняется по результатам первых восьми тес­тов, выполнение которых позволяет выделить самые лучшие развиваю­щиеся свойства. Результаты тестирования фиксируются в диагностической и профориентационной карте в виде точки на соответствующем уровне по 10-балльной шкале.

Второй этап отражает профессиональные склонности и профессио­нальный интерес.

Третий этап - основывается на дополнительной информации (успе­ваемость, установка семьи, внеучебные занятия (увлечения). После учета всех выборочных данных на первое место выходит какой-либо тип про­фессии. По данному типу оформляется диагностическое заключение, кото­рое состоит из трех пунктов:

  1. Какой предмет можно и нужно углубленно изучать.

  2. Какие кружки и внеклассные занятия посещать и заниматься.

  3. Какие свойства дополнительно развивать.