logo
Шпаргалка по педагогике

3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учите­ля и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?

Культура - исторически определяемый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ма­териальных и духовных ценностях.

Педагогическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством и предназначенных для успешно­го осуществления деятельности по совершенствованию воспитателя, вос-питуемых и окружающей среды в соответствии с единым законом эволю­ции. Педагогическая культура является частью общей культуры общества и в то же время она лежит в основе всех других видов культур, опреде­ляющих общую культуру народа. Можно смело сказать, что уровень раз­вития педагогической культуры в обществе определяет уровень всей куль­туры общества.

Носителями культуры являются конкретные люди, группы людей и продукты их деятельности. Можно говорить о культуре конкретного чело­века на фоне общей культуры всего народа. Она может быть выше, ниже или на уровне современных достижений.

Педагогическая культура, по данным специальных исследований, представляется как сложное интегральное обобщенное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылка эффективной педаго­гической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и как цель профессионального самосовершенст­вования.

Сопоставительный, сравнительный и функциональный анализ роли и места педагогической культуры в системе развития общей культуры наро­да позволяет выделить следующие функции педагогической культуры:

I. Гносеологическая функция направлена на обеспечение целостного представления о педагогической деятельности, о реальных путях ее позна­ния и освоения.

Педагогическая культура не сводится к знаниям о педагогическом процессе, формах и методах его организации, она охватывает по возмож­ности всю область педагогической действительности, в которой учитель должен выступать как методолог педагогики, исследователь, организатор, психолог, учитывающий многообразие историко-педагогических, пси­холого-педагогических, этнопедагогических и других знаний. Это важно особенно в условиях активного расширения и обновления школьного обучения и воспитания в поисках новых альтернативных и вариативных систем образования.

Гносеологическая функция направлена не только на познание и ана­лиз педагогических явлений, но и на изучение и осознание учителем само­го себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

Данная функция обуславливает такие составные части педагогической культуры, как:

  1. Методологическая культура.

  2. Исследовательская культура.

  3. Интеллектуальная культура.

2.Гуманистическая функция направлена на утверждение в учебно- воспитательном процессе ценности человека, на создание условий для раз- вития его способностей и дарований, на утверждение в совместной дея- тельности отношений сотрудничества, равенства, справедливости, гуман- ности.

Данная функция может быть реализована только в духовно-нравственной культуре учителя как составной части педагогической куль­туры. Нравственная культура личности учителя складывается из культуры нравственных чувств, нравственных отношений и нравственного поведе­ния учителя

3.Коммуникативная функция в числе других функций занимает осо- бое место в силу того, что педагогический процесс не мыслим вне обще- ния, вне установления многообразных связей между учителем и учащими- ся, родителями, коллегами и т.д.

Педагогическая культура вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые составляют профессионально-педагогическую этику. Например, педагогический такт - сочетание высокого воспитатель­ного требования с уважением чести и достоинства ученика и т.д.

Важнейшим средством общения выступает речь учителя, его речевая культура, т.е. знание речевых форм общения, умение целесообразно ис­пользовать языковые формы, что облегчает усвоение преподаваемого предмета, воспитывает речевую грамотность, дисциплинирует мышление.

Коммуникативная функция обуславливает необходимость развития таких составляющих педагогической культуры, как:

-Культура общения (педагогическая этика).

-Речевая культура общения.

-Культура межнационального общения.