3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
Культура - исторически определяемый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Педагогическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством и предназначенных для успешного осуществления деятельности по совершенствованию воспитателя, вос-питуемых и окружающей среды в соответствии с единым законом эволюции. Педагогическая культура является частью общей культуры общества и в то же время она лежит в основе всех других видов культур, определяющих общую культуру народа. Можно смело сказать, что уровень развития педагогической культуры в обществе определяет уровень всей культуры общества.
Носителями культуры являются конкретные люди, группы людей и продукты их деятельности. Можно говорить о культуре конкретного человека на фоне общей культуры всего народа. Она может быть выше, ниже или на уровне современных достижений.
Педагогическая культура, по данным специальных исследований, представляется как сложное интегральное обобщенное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и как цель профессионального самосовершенствования.
Сопоставительный, сравнительный и функциональный анализ роли и места педагогической культуры в системе развития общей культуры народа позволяет выделить следующие функции педагогической культуры:
I. Гносеологическая функция направлена на обеспечение целостного представления о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения.
Педагогическая культура не сводится к знаниям о педагогическом процессе, формах и методах его организации, она охватывает по возможности всю область педагогической действительности, в которой учитель должен выступать как методолог педагогики, исследователь, организатор, психолог, учитывающий многообразие историко-педагогических, психолого-педагогических, этнопедагогических и других знаний. Это важно особенно в условиях активного расширения и обновления школьного обучения и воспитания в поисках новых альтернативных и вариативных систем образования.
Гносеологическая функция направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.
Данная функция обуславливает такие составные части педагогической культуры, как:
Методологическая культура.
Исследовательская культура.
Интеллектуальная культура.
2.Гуманистическая функция направлена на утверждение в учебно- воспитательном процессе ценности человека, на создание условий для раз- вития его способностей и дарований, на утверждение в совместной дея- тельности отношений сотрудничества, равенства, справедливости, гуман- ности.
Данная функция может быть реализована только в духовно-нравственной культуре учителя как составной части педагогической культуры. Нравственная культура личности учителя складывается из культуры нравственных чувств, нравственных отношений и нравственного поведения учителя
3.Коммуникативная функция в числе других функций занимает осо- бое место в силу того, что педагогический процесс не мыслим вне обще- ния, вне установления многообразных связей между учителем и учащими- ся, родителями, коллегами и т.д.
Педагогическая культура вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые составляют профессионально-педагогическую этику. Например, педагогический такт - сочетание высокого воспитательного требования с уважением чести и достоинства ученика и т.д.
Важнейшим средством общения выступает речь учителя, его речевая культура, т.е. знание речевых форм общения, умение целесообразно использовать языковые формы, что облегчает усвоение преподаваемого предмета, воспитывает речевую грамотность, дисциплинирует мышление.
Коммуникативная функция обуславливает необходимость развития таких составляющих педагогической культуры, как:
-Культура общения (педагогическая этика).
-Речевая культура общения.
-Культура межнационального общения.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?