3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
Образовательная функция заключается в формировании у учащихся системы научных знаний, познавательных умений и навыков, а также опыта творческой деятельности. Качество знаний характеризуется полнотой, системностью, осознанностью, действенностью. В систему знаний входят научные факты, понятия, правила, законы и теории. Знания должны стать основой формирования умений.
Умение - это владение способами деятельности, способность применять законы на практике. Умения делятся на специальные и общие. Специальные умения - это умения, необходимые в определенных отраслях наук, учебного предмета (например, работа с контурными картами). К общим относятся умения, имеющие общенаучное значение (например, читать, писать, работать с книгой). В процессе обучения умения должны переходить в навыки.
Развивающая функция. В процессе обучения должно осуществляться развитие обучающегося. Развитие происходит во всех сферах личности: интеллектуальной, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой, по-требностно-мотивационной. Теория развивающего обучения была разработана Л.С. Выготским. Согласно этой теории, обучение должно вести за собой развитие ребенка. В 60-ые годы Л.В. Занков разработал дидактическую систему развивающего обучения младших школьников.
Воспитывающая функция обучения. В процессе обучения необходимо формировать нравственные и эстетические идеалы, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности, мировоззрение учащихся. Воспитательная функция обучения реализуется через содержание образования, характер обучения учителя и учеников, психологический климат в классе, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учащихся.
Демократический стиль, соединяющий гуманное уважительное отношение к учащимся, создает необходимый микроклимат в классе, формирует положительное отношение к учебному труду.
Функции обучения взаимосвязаны, одна функция является следствием и причиной другой. Функции обучения реализуются во всех компонентах процесса обучения: в целях, задачах, содержании, в системе методов, форм, средств обучения.
4. Что является содержанием современного общего образования! молодежи? Какие существуют подходы к обоснованию выбора школьного образования в нашей стране и за рубежом? Каковы основные компоненты содержания современного образования?
В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Бабанский Ю.К. определяет его следующим образом: «Со-держание образования - это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду».
Здесь в содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством.
На основе анализа социального опыта ИЯ. Лернер и МЛ. Скаткин выделяют 4 типа элементов содержания образования.
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознани учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом в познавательной и практической деятельности.
2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления известных обществу способов деятельности как интеллектуального так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством.
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.
В педагогической науке существуют различные дидактические теории, влияющие на формирование содержания образования.
Дидактический энциклопедизм (дидактический материализм ).Представители этого направления (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон и др.) исходили из философии эмпиризма и выступали за то, чтобы школа давала ученикам такие знания, которые имели бы практическое значение, готовило своих выпускников к реальной жизни и труду. Эта теория и до сегодняшнего дня оказывает большое влияние на школу.
Дидактический формализм. Сторонники этой теории (А. Дистервег, Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, Я. В. Давид, А.А. Немейер и др.) стояли на позициях философии рационализма. Они считали, что роль знаний состоит только в том, чтобы развивать способности учащихся. Обучение рассматривали как средство развития познавательных интересов учеников. Роль учителя сводилась главным образом к тому, чтобы тренировать ученика с помощью специальных упражнений для развития его мыслительных способностей.
Дидактический утилитаризм (прагматизм) сконцентрирован на практической деятельности. Сторонники этой теории (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) недооценивали сами знания, отдавая предпочтение формированию практических умений и навыков. Они трактовали обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» учащегося.
Функциональный материализм представляет собой интеграцию предыдущих трех теорий. Согласно данной теории, одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной - функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей - их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?