logo
Шпаргалка по педагогике

1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведе­ния уроков по изображению родной природы и предметов быта чу­вашского народа?

Рисовать предмет с натуры - это значит изображать его таким, каким его видит рисующий. Рисование с натуры ставит перед рисующим две взаимосвязанные задачи: научиться правильно видеть и понимать окру­жающую действительность; научиться грамотно и выразительно изобра­жать её. Но, поскольку у младших школьников ещё очень неустойчивое внимание, задача учителя состоит в том, чтобы сначала научить их внима­тельно рассматривать натуру и только потом начинать её изображать.

Для рисования с натуры в начальной школе предусматриваются изо­бражения предметов несложной формы - фрукты и овощи, цветы, листья различной формы, веточки различных пород деревьев, бабочки, стрекозы, жучки, самые разнообразные игрушки и т.д.

При рисовании с натуры небольшую по размеру модель располагают у каждого ученика на столе, ниже уровня зрения. Детям сначала разреша­ют подержать этот предмет в руках, ощупать его и рассмотреть его со всех сторон, затем предлагают поставить его на определённое место и нарисо­вать. Рисунок с натуры выполняется с одной точки зрения, поэтому модель передвигать в процессе рисования нельзя. Такие задания рекомендуется выполнять в разной технике и материалах (карандаш, мелки, фломастеры, краски). Их можно каждый раз менять, но предпочтение следует отдавать работе кистью и красками.

Кроме непосредственного рисования с натуры, важно практиковать с младшими школьниками и рисование по памяти и представлению, т.е. ри­сование предметов на основе специальных наблюдений под руководством учителя, предшествующих выполнению рисунка, а также на основе уже имеющихся у них знаний о рисуемых предметах. Это могут быть цветы, деревья, животные, человек.

Примерная схема урока рисования с натуры

1)Как правило, учитель в начале урока называет тему занятия, вре- мя, в течение которого должно выполняться задание, и материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщить, что конкретно нужно выполнить на первом уроке и что на по- следующих.

2)Вводная беседа.

  1. Анализ натуры. Анализируется пространственное положение объ­екта натуры, его конструктивное строение, форма, пропорции, цвет, рас­пределение светотени. Анализ натуры должен осуществляться при макси­мальной активности учащихся.

  2. Разъяснение последователь ноет и выполнения рисунка (последо­вательность показывается учителем на классной доске мелом или на боль­шом листе бумаги).

  3. Вопросно-ответная беседа по инструкционной карте. Цель беседы выяснить насколько дети поняли последовательность выполнения рисунка, и закрепление нового материала.

  4. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной ра­боты учитель умело сочетает индивидуальную и фронтальную работу с детьми.

  5. Подведение итогов. Выставка детских работ. Учитель анализиру­ет 2-3 ученических рисунка (как правило, хороших, но если нужно, то и плохих не выразительных). Вывод по уроку.

Эта схема урока рисования с натуры является примерной для всех уроков данного вида.

Во время вводной беседы часто используются репродукции с произ­ведений искусства. Восприятие любого произведения искусства создаёт повышенный эмоциональный фон, настрой.