2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
Оборудование рабочих комнат начальных классов (кабинетов труда)
Существуют два основных направления в создании комплектов специального оборудования рабочих комнат.
Первое направление — выделение специального класса, в котором размещаются столы, шкафы, витрины, обычная или модернизированная доска, проекционная аппаратура для показа диафильмов, диапозитивов, разного иллюстративного материала.
Второе направление — оборудование специальной рабочей комнаты для начальных классов. Варианты комплектов оборудования подчинены детально разработанным педагогическим, гигиеническим и экономическим требованиям.
В любом случае задача руководителей педагогических коллективов, учителей — обеспечить элементарные условия для организации трудовой деятельности младших школьников. Необходимо предусмотреть хорошую освещенность рабочих мест, окраску стен, столов или парт в светлые тона, наличие исправных инструментов, соответствующих возрасту учащихся, удобной и простой одежды (халатов, нарукавников, рабочих передников), которую все дети надевают на уроках трудового обучения, и т. п.
Важно обеспечить классы-кабинеты плакатами или стендами с правилами техники безопасности: общими, при обращении с ножницами, ножом, шилом, иглами и др. инструментами.
Инструменты, приспособления, инвентарь. Программа и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов. Они предлагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах, оборудованных столами или партами.
В связи с улучшением материального оснащения уроков трудового обучения следует предупредить учителя от излишнего увлечения разного рода автоматизированным и электрифицированными инструментами и приспособлениями. Известно мнение В. А. Сухомлинского, который считал, что учащимся младших классов целесообразно давать прежде всего ручные инструменты и учить ими обрабатывать разнообразные материалы.
Материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой - наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений, материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах , комплектуя каждый вид на весь класс. Другие педагоги выделяют в стенных шкафах класса-кабинета или специальной рабочей комнаты начальных классов полки или отделения для оборудования к урокам трудового обучения. Некоторые педагоги предусматривают хранение постоянных инструментов и комплектов материалов непосредственно на каждом рабочем месте в классе, кабинете или рабочей комнате.
В школах с обычными классами комплекты наборов инструментов и приспособлений вкладывают в плоские ящики, коробки, папки индивидуального пользования и хранят в специально отведенном месте. Дежурные приносят их на уроки трудового обучения в соответствии с расписанием.
Вместе с тем опыт показывает, что для проведения всех уроков трудового обучения педагогически целесообразно иметь так называемый единый универсальный набор инструментов и приспособлений, который всегда должен быть под рукой. Из этого набора каждый ученик может взять для урока и правильно расположить на рабочем месте те инструменты, которые нужны, не трогая остальных.
Универсальный набор для учащихся I класса содержит следующие инструменты и приспособления.
Чертежно-измерительные:
1.Линейка пластмассовая или металлическая (300 мм с двусторонней градуировкой).
2.Угольник прямоугольный разносторонний (с углами в 30° и 60°).
3.Чертежная доска (школьная) с небольшой пластмассовой или дере- вянной рейсшиной.
Шаблоны и трафареты. Обработочные и монтажные:
Гладилка (фальцовка) для проработки линий сгиба.
Ножницы, хорошо отрегулированные и заточенные.
Шило (можно из лобзикового набора).
Буравчик (или ручная дрель из лобзикового набора).
Отвертка.
Плоскогубцы (или пассатижи).
Напильники плоский, трехгранный, круглый (разных номеров).
Молоток (150—200 г).
Игольник со швейными иглами; коробка небольшая для швейных принадлежностей (булавок, пуговиц, наперстка, ниток на плоских картонных моталках).
Кисточки для клея и красок.
Ластик.
Губка или мягкая тряпочка.
Пластмассовая небольшая чашечка для клея и воды.
Для 2 класса в этот набор добавляются:
Циркуль (или циркульная ножка, надеваемая на карандаш).
Масштабная и фальцлинейка.
Мягкий ленточный метр.
Для 3 класса добавляются:
Циркуль-измеритель.
Напильники с насечками разных номеров.
23.Круглогубцы, монтажная вилка, закрутка (из лобзикового набора), кусачки.
Перечисленные инструменты и приспособления комплектуют в плоские коробки, снабженные внутренними перегородками, вкладными планшетами разных размеров из пенопласта, пластиков с ячейками разной формы для соответствующих инструментов. Удобно комплектовать набор в рабочую папку ученика или в школьную чертежную доску в форме ящика с вложенным мягким чехлом-готовальней.
Самодельные и печатные учебно-наглядные пособия. Большое значение имеют учебно-наглядные пособия: образцы, чертежи, технические рисунки, которые учитель готовит заранее к каждому уроку. Важно постепенно накапливать иллюстрации, плакаты, обобщающие представления учащихся о технике, расширяющие их политехнический кругозор. Большое воспитывающее и развивающее значение имеют коллекции образцов материалов, деталей изделий, которые выполняют сами учащиеся начальных классов по программе трудового обучения и природоведения на уроках или во внеурочное время.
В методических пособиях к урокам трудового обучения рекомендуется изготовление силами учащихся разнообразных макетов, моделей, которые могут быть использованы в качестве учебно-наглядных пособий на уроках общеобразовательных предметов.
Во 2 и 3 классах учащиеся в соответствии с программой собирают различные иллюстративные материалы, окантовывают их или оформляют в тематические альбомы, посвященные технике и труду людей, трудовым делам пионеров и октябрят различных союзных республик.
Большое значение имеют печатные учебно-наглядные пособия, которые в наглядной и доступной форме дают учащимся сведения по отдельным темам программы.
Учебные кинофильмы. Существующие учебные кинофильмы к урокам трудового обучения в начальных классах имеют в основном обзорно-экскурсионный характер («Глина и ее использование», «На прядильной и ткацкой фабриках», «На деревообрабатывающем комбинате», «Сельскохозяйственные машины»).
Фильмы-экскурсии позволяют познакомить учащихся с современной производственной техникой, трудом людей. Применение этих фильмов особенно ценно там, где нет возможности организовать производственные экскурсии непосредственно на предприятия. Например, фильм «На прядильной и ткацкой фабриках» наглядно знакомит с волокнами растительного, животного и искусственного (химического) происхождения, с отдельными рабочими частями машин прядильной, ткацкой, отделочной фабрик, с отдельными операциями этих машин.
Для уроков трудового обучения рекомендуются наборы конструкторов в основном двух вариантов: универсальные металлические (№ 1, 2, 3) и пластмассовые, комплекты материалов и инструментов для электромоделирования.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?