Глава 5. Другие формы обучения
Учебные экскурсии. Во вспомогательной школе большое внимание уделяется проведению учебных экскурсий. Прежде всего это обусловлено тем, что своеобразие познавательной деятельности учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Кроме того, в своем
большинстве они обучаются в условиях школы-интерната или школы с продленным днем. И это не позволяет ученикам в должной мере ознакомиться с предметами и явлениями окружающей действительности. В результате представления и понятия у школьников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им недоступными. Все это обусловливает необходимость специально организованного обучения учащихся в естественной или приближенной к естественной обстановке. Такой формой учебного процесса являются экскурсии.
Проведение предусмотренных программой экскурсий должно быть обязательным. Если место экскурсии находится недалеко от школы, на нее отводится один час учебного времени. Если же предметы или объекты изучения расположены далеко или в процессе экскурсии учащиеся должны вести длительные наблюдения, на экскурсию отводится последний урок и воспитательские часы.
Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса.
Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1-5 классах в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках развития речи. Основными задачами этих уроков являются коррекция познавательной деятельности школьников, развитие их мышления и речи. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии, истории, труду. Можно сказать, что эти занятия имеют пропедевтический или подготовительный характер.
Экскурсии для систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных предусматриваются 2-3 раза в сезон в зависимости от года обучения. Они проводятся во дворе школы, в ближайшем парке, сквере. На них отводится 1 час учебного времени.
Во время этих экскурсий школьники изучают такие явления природы, которые невозможно наблюдать в классе: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, весны. Они знакомятся с местными растениями (травами, цветами, кустами, деревьями), животными (бабочками, муравьями, жуками, птицами). Важно показать, как изменяется жизнь растений (набухание почек, появление листьев, цветов, листопад и т. д.) и поведение животных (зимняя спячка, перелет и т. д.) в разное время года. Большое воспитательное значение имеют наблюдения за сезонной работой взрослых в поле, саду, огороде.
Такие экскурсии расширяют представления учащихся об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Кроме этого, при изучении конкретных предметов и объектов окружающего мира проводятся тематические экскурсии.
Ученики знакомятся со школой, со школьными мастерскими, наблюдают за работой в них старшеклассников. Они выходят во двор школы, на улицу, совершают экскурсии по родному городу, изучают правила дорожного движения. Для ознакомления с предметами живой и неживой природы ученики выходят в сад, огород, поле, лес. С некоторыми растениями лучше сначала познакомиться в природе (например, с деревьями, кустарниками), а затем уже завершить их изучение на уроке. Другие растения могут быть сначала предъявлены ученикам в классе, а затем они знакомятся с ними в естественной обстановке в лесу, поле (травы, первоцветы, злаки), на огороде, в саду (овощи, фрукты), на клумбе (цветковые растения).
Изучение животных на уроке должно завершаться наблюдениями за их поведением в природных условиях (птицы, насекомые), в приближенных к природе (зоопарки, живые уголки в парках, станциях юных натуралистов), в местах их разведения и содержания (фермы, зверофермы и др.) Экскурсии в зоопарки, фермы, лес, поле, если они расположены далеко от школы, проводятся не часто, как правило, после изучения нескольких тем. В таком случае, на эти экскурсии должно отводиться значительно больше времени, так как они являются обобщающими.
На уроках естествознания в 6-9 классах учащиеся продолжают изучать предметы окружающей действитель-
ности, неживой и живой природы. Экскурсии позволяют ознакомиться с многообразием растительного и животного мира, дать понятия о взаимосвязи всего окружающего мира, о необходимости бережного к нему отношения.
Как и в младших классах, некоторые экскурсии могут проводиться до изучения отдельных тем, но большинство должны завершать прохождение темы, быть обобщающими.
Некоторые экскурсии, связанные с уроками естествознания, могут проводиться во внеурочное время. Это обобщающие экскурсии в природу, в краеведческий музей, к местам добычи и переработки полезных ископаемых.
Время проведения экскурсий на фермы, в зоопарк и другие зависит от места их расположения.
География также изучает все явления в их причинной связи, в постоянном взаимодействии и развитии. Именно поэтому с самого начала изучения этого предмета программа рекомендует организовывать систематические наблюдения над природой своей местности. По ходу изучения тем, связанных с окружающей местностью, вносятся элементы краеведения. Например, при изучении форм поверхности земли должна быть организована экскурсия для ознакомления с формами рельефа в ближайшем окружении, к реке, местному водоему для изучения частей реки, направления ее течения, хозяйственного использования.
Экскурсии к местам добычи и переработки полезных ископаемых, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в краеведческий музей, рекомендуемые программой по естествознанию, географии, труду, СБО, являются межпредметными, обобщающими. Они, как правило, проводятся во внеурочное время.
Экскурсии в природу способствуют правильному экологическому воспитанию. Они полезны с точки зрения физического развития учеников, охраны их здоровья.
Экскурсии, связанные с трудовым обучением, организуются, как правило, в школьные трудовые мастерские (для младших классов), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Целью этих экскурсий является наблюдение за организацией трудового процесса, за трудовой деятельностью взрослых. Одна из важных задач, стоящих перед их проведением, является профориентационная, направленная на подготовку учащихся
к выбору профессии, на ознакомление их с предприятием, где они будут проходить практику, а в дальнейшем, возможно, и работать.
Особое место занимают экскурсии, связанные с уроками социально-бытовой ориентировки. Задача этих коррекционных занятий заключается в подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому все рекомендуемые программной экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения проводятся не столько для ознакомления с их работой, сколько для практики обучения школьников пользоваться этими объектами. Они должны уметь самостоятельно сделать покупки, отправить телеграмму, оплатить счета, сдать белье в прачечную, записаться на прием к врачу, узнать время отправления поезда, самолета и т. д. В процессе этих экскурсий, которые по своему характеру сходны с практическими занятиями, школьники учатся общению со взрослыми (кассирами, продавцами, приемщиками, регистраторами и др.). Ученики должны знать правила обращения к взрослым с любой просьбой, особенно для получения информации, уметь вежливо ответить на заданные вопросы.
Все экскурсии должны быть заранее спланированы. Важно определить общее их количество, приходящееся на один класс, время и место проведения межпредметных и тематических экскурсий по предмету. Нельзя допускать слишком большое количество экскурсий, особенно повторяющихся по тематике. Для межпредметных экскурсий, особенно обзорного характера, можно использовать внеурочное время, параллельные классы объединить.
Все тематические экскурсии по характеру и учебным задачам делятся на вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала, проводятся для общего наблюдения и первоначального ознакомления с предметом ила объектом изучения. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой, межпредметные экскурсии могут быть вводными или итоговыми. В текущей экскурсии, как правило, участвует
один класс или группа, на нее отводится не более 1 часа учебного времени.
К проведению экскурсий предъявляются определенные требования. Все они должны быть тщательно подготовлены. Заранее намечается цель экскурсии, определяются конкретные задачи и содержание занятий. Учитель должен предварительно посетить место экскурсии, изучить предметы и объекты наблюдений, наметить план проведения занятия.
Учащиеся также должны быть подготовлены к работе в условиях, отличных от классно-урочных. Большое внимание должно быть уделено правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах во время экскурсии, формированию умений и навыков соблюдать эти правила. В зависимости от темы, ученики должны быть обеспечены необходимыми инструментами или принадлежностями, использование которых во время экскурсии обязательно (сачки, баночки, термометры), иметь при себе блокноты и карандаши для ведения несложных зарисовок и записей по ходу экскурсии, а также емкости для сбора материала. Собирается, как правило, бросовый природный материал (ветки, шишки, желуди, семена цветковых растений, опавшие листья) и объекты неживой природы (камни, песок, глина и другие). Сбор самих растений (первоцветов, цветов, трав), должен быть минимальным и использоваться только для практических работ по их пересадке. Сбор всех растений, занесенных в Красную книгу, категорически запрещен.
Проводить занятия вне класса бывает очень сложно. Предварительно должна быть проведена вводная беседа в классе или на месте проведения экскурсии. Далее учитель должен организовать учащихся на самостоятельные наблюдения, в процессе беседы выявить знания, возможности видеть общее и отличное. Следует помнить, что такие беседы актуализируют имеющиеся у школьников знания и представления.
Должна быть продумана система вопросов и заданий, что и где искать, что и где наблюдать. Вопросы и задания должны быть краткими, конкретными. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают сходство и отличие изучаемых предметов, явлений и объектов, учатся видеть общее, что объединяет предметы, и конкретное, что делает их индивидуальными, неповто-
римыми. Одним из основных моментов при наблюдении является установление причинно-следственных связей и закономерностей. Например, при ознакомлении в природе с елью и сосной, ученики должны внимательно рассмотреть каждое дерево отдельно, назвать, сказать из каких частей состоит, как называется каждая часть (крона, ствол, корни, ветки, листья — хвоя). Далее следует сравнить то и другое дерево, уточнить, чем они отличаются, чем похожи, что их объединяет (наличие смолы, шишек, листьев — хвои), почему они называются хвойными.
Ознакомительные и итоговые экскурсии, особенно на предприятия, учреждения, музеи могут проводиться не учителем. В таком случае экскурсовод должен быть подготовлен к встрече с школьниками. Учитель обговаривает с ним количество демонстрируемых предметов, объем и характер сообщаемого материла.
Время активной работы учащихся на экскурсии должно быть ограниченным, соответствовать их возрастным возможностям, чтобы не допустить переутомления. Каждую экскурсию необходимо завершить сбором материала, а потом обеспечить его сохранность.
Следует помнить, что только тщательно продуманная, заранее подготовленная экскурсия может быть эффективной, обогатит чувственный опыт учащихся интересными наблюдениями, будет способствовать лучшему усвоению ими знаний, развитию речи и мышления.
Предметные уроки. Предметные уроки являются специфической для вспомогательной школы формой организации учебного процесса в I-IV или I-V классах на уроках развития речи при ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности. В старших классах они имеют место в рамках изучения естествознания и географии и подчинены особенностям этих учебных дисциплин.
Под предметным уроком понимается такой урок, во время которого учащиеся работают с самим изучаемым предметом. Если на экскурсиях они знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, то на предметных уроках — на основе непосредственного чувственного восприятия. Наблюдая предметы, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. У учащихся
постепенно накапливаются первоначальные представления об окружающем мире.
Объекты и предметы для изучения распределены по годам обучения. Это предметы живой и неживой природы (растения, животные, полезные ископаемые, вода, воздух), предметы школьного и домашнего обихода (учебные вещи, игрушки, посуда), личные предметы (одежда, обувь) и другие.
Предметные уроки бывают разных типов. К первому типу относятся уроки с раздаточным материалом. Предметы для изучения имеются у каждого ученика. Второй тип — уроки с демонстрацией натуральных объектов или их моделей для коллективного наблюдения. Третий тип уроков — обобщение наблюдений за явлениями природы и трудовой деятельностью людей с использованием собранных во время экскурсии материалов.
Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной к ним подготовки. Трудно, но необходимо обеспечить класс нужным количеством раздаточного материала. Важно так организовать наблюдения на уроке, чтобы выявить имеющиеся у школьников знания, активизировать их познавательную деятельность, заставить мыслить, сравнивать и обобщать, выяснять общее и особенное, делать простейшие выводы и заключения.
На таких уроках сам предмет является источникам знаний.
Поэтому недопустимо, когда изучение предмета заменяется рассматриванием его изображения на картине или словесным описанием в книге, рассказе учителя. «Картина не может создать у ребенка такого яркого, богатого и отчетливого представления о предмете, какое он может получить при непосредственном знакомстве с натуральным предметом» (СНОСКА: Исаенко Л. А. Предметные уроки. Руководство для учителя вспомогательной школы. М.: Учпедгиз, 1946. С. 22).
Изучение натурального предмета повышает интерес учащихся, привлекает их внимание, что способствует более успешному усвоению знаний.
При изучении натуральных предметов учащиеся имеют возможность манипулировать ими, рассматривать их с различных сторон.
Большое значение для познания имеет возможность изучить предмет, используя как можно больше органов
чувств, т. е. зрительно (красный, большой, круглый), на слух, тактильно (погладить, ощутив гладкость или шероховатость поверхности), определить его по запаху, вкусу (кислый, сладкий, соленый).
Рассматривая предметы с различных сторон, анализируя их, выявляя сходство и различие, ученики совершенствуют мыслительные способности.
В связи с расширением круга представлений, обогащается словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, дифференцируются и адекватно используются слова. При формулировании ответов на поставленные вопросы, у учеников закрепляется умение правильно строить предложения.
Основной путь изучения предмета на уроке заключается в выявлении его характерных признаков, в сравнении признаков разных предметов; в отыскивании общих признаков и признаков различия. Изучение каждого конкретного предмета заканчивается определенным обобщением, что способствует образованию общих понятий (дуб, береза, сосна, ель — деревья; ель и сосна — хвойные деревья; травы, цветы, кустарник, деревья — растения).
При изучении того или иного предмета необходимо так организовать наблюдение, подобрать вопросы, чтобы активизировать учащихся на самостоятельное формулирование ответов. При этом желательно придерживаться следующей последовательности:
— рассматривание предмета, установление его названия детьми (если кто знает) или учителем;
— наблюдение и восприятие целого предмета и его частей, но без особой детализации;
— рассматривание отдельных частей предмета, установление их названий, назначений;
— сравнение нового предмета с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;
— беседа об образе жизни (при изучении животных): среде обитания, питании, пользе или вреде для человека:
— обобщение знаний, полученных из личных наблюдений (беседы, рассказа учителя и т. д.);
— закрепление знаний (чтение рассказов, отрывков об изучаемых предметах, зарисовки).
Такая последовательность является примерной. Она может быть изменена в зависимости от изучаемого предмета или цели урока. На отдельному уроке могут быть соблюдены не все перечисленные этапы.
Большое значение для лучшей организации изучения натуральных предметов является ведение тетрадей или дневников наблюдений. Они могут вестись по усмотрению учителя в альбомах, блокнотах с плотной бумагой, в обычных тетрадях. Можно использовать дневники наблюдений на печатной основе, специально издаваемые для вспомогательной школы ("Мир вокруг нас").
В этих дневниках по мере изучения предметов делаются их зарисовки (обводка по трафарету, шаблону, контуру, рисование с натуры), надписи под ними. В зависимости от года обучения допускаются краткие записи о признаках предмета, его свойствах, планы ответа и т. д.
Домашняя учебная работа. Домашняя работа учащихся рассматривается как одна из организационных форм обучения. Цель этих занятий заключается в закреплении полученных учащимися знаний, умений, навыков, в формировании самостоятельности.
собенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников не всегда позволяют им усвоить полученные на уроке знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. В пользу домашних заданий говорит их воспитывающих характер. Правильно организованные занятия приучают детей к самостоятельной работе, воспитывают у них чувство ответственности.
В то же время нельзя не согласиться с теми учителями-практиками, которые говорят, что по некоторым учебным предметам домашние задания можно не задавать, если весь материал отработан на уроке. Часто возражения против проведения домашних заданий связаны с тем, что в условиях вспомогательной школы-интерната и школы с продленным днем обучения домашняя работа потеряла свою воспитательную функцию. Фактически при самоподготовке проводится дополнительный урок воспитателем без арсенала дидактических средств обучения, которыми владеет учитель.
Поэтому к организации домашней учебной работы во вспомогательной школе предъявляется ряд требований, которые учитывают особенности этой учебной работы,
психофизические особенности школьников и своеобразие условий их обучения.
Домашнее задание должно вызывать познавательный интерес учащихся к его выполнению. А для этого важно, чтобы ученики имел четкие представления что и как надо делать для правильного, решения поставленной задачи. Поэтому домашнее задание дается на уроке до звонка, записывается в дневник всеми учениками, начиная со П-Ш класса, как только дети самостоятельно научились писать.
Задание может даваться всему классу. В этом случае учитель должен предусмотреть не только его объем и доступность, но и понимание выполнения поставленных задач. С этой целью в классе отрабатывается условие, инструкция, а так же (как образец) частично или выборочно и само задание. Для полного обеспечения самостоятельности выполнения домашнего задания в отдельных случаях оно может даваться дифференцированно, в зависимости от особенностей и познавательных возможностей отдельных учеников класса. Учащимся с двигательными нарушениями, рекомендуется сокращать объем выполнения задания, а неуравновешенным, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, можно предложить другой вариант.
Умственно отсталые школьники в своем большинстве находятся в школе-интернате или школе с продленным днем. Домашнюю работу они выполняют в соответствии с режимом дня в часы самоподготовки. Важно так обеспечить этот момент, чтобы домашняя работа при фронтальной форме ее организации носила индивидуальный характер.
Каждый ученик должен уметь приготовить все для выполнения домашнего задания (дневник, учебник, тетради, ручку, карандаш и т. д.). Последовательность выполнения домашних уроков (одного и того же предмета всеми учениками класса или по личному выбору) не имеет принципиального значения и устанавливается воспитателем. Важным является необходимость сначала выполнять более сложные задания (письменные), а затем более легкие. Между выполнением заданий по предметам делается небольшой перерыв.
Воспитатель может оказать организационную помощь отдельным ученикам, нуждающимся в этом, или помочь выполнить задание (индивидуально) тем, кто затрудняя-
ется его сделать. Воспитатель не должен проверять письменную домашнюю работу, и выставлять оценку. Проверка выполнения всех домашних заданий осуществляется учителем на уроке (во время опроса, беседы, при повторении) и во внеурочное время (письменные и графические работы).
Правильная организация самостоятельного выполнения школьниками домашних заданий дает учителю возможность адекватно оценивать успешность усвоения учебного материала всеми учениками класса, видеть продвижение каждого, а также собственные педагогические недоработки. Если с заданием не смогли справиться большинство учеников, это может говорить о трудности учебного материала, необходимости дополнительного времени на его усвоение, или о недостаточно подготовленном объяснении его учителем.
Если же с заданием не справляются отдельные ученики, следует выяснить причину и принять соответствующие меры.
Для некоторых учеников полезно будет провести дополнительные занятия, другим следует оказать большую помощь на уроке с третьими дополнительно разобрать домашнее задание. Некоторым домашние задания следует варьировать.
Для обеспечения самостоятельного выполнения домашних заданий учащимся дома, кроме перечисленных выше условий, большую работу следует проводить с родителями. Их помощь может быть действенной или же иметь отрицательное влияние. Важно, чтобы родители создали необходимые условия (рабочее место, учебные пособия) и способствовали формированию у учеников навыков самостоятельной работы. С этой целью они должны получать соответствующую консультацию.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление