logo
379711

§1. Общая система и классификация методов обучения

Во вспомогательной школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имел различные определения, однако в основном он рассматривался как способ организации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

П р и е м — это часть метода. Так, метод упражнений включает в себя приемы сообщения условий задания, их записи, выполнения, анализ результатов, а также приемы контроля за правильностью работы.

Для метода беседы характерны приемы постановки вопросов в логической после-довательности, активизирующих учащихся, раскрытие приемов коррекции неточ-

ных и ошибочных ответов, подведение учащихся к правильным выводам и обобщениям. Таким образом каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Следует отметить, что один и тот же прием может входить в разные методы. Например, прием сравнения входит в метод самоконтроля и служит предупреждению ошибок в работе, а, являясь частью метода наблюдений, он активизирует познавательную деятельность школьников и помогает им, например, определить изменения в росте растений, состоянии погоды при изучении того или иного учебного предмета.

Очень важна правильная сочетаемость приемов, она в известной мере обеспечивает эффективность метода. Приемы в разных методах несут неодинаковую смысловую нагрузку. В одних случаях они будут ведущими, в других — второстепенными.

С понятием «метод», «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся. Это — слово учителя, учебники и учебные пособия, справочная литература, технические средства обучения, наглядные пособия, учебное и лабораторное оборудование и т. д.

Для успешного обучения учителю нужно не только знать свой учебный предмет, но и очень хорошо владеть методами и приемами обучения, эффективно использовать имеющиеся средства.

В педагогической науке идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения, приведения их в определенную систему. В настоящее время педагогика располагает несколькими классификациями, объединяющими различные методы. Так, предлагается объединение методов по источнику, из которого учащиеся получают знания.

В зависимости от познавательной деятельности, учащихся при усвоении знаний и характеру деятельности учителя, организующего обучение, предлагается делить методы на объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские. Существует бинарная классификация методов, суть которой состоит в том, что они распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения: информационно-обобщающему методу, которым пользуется учитель,

соответствует исполнительский метод, который применяет ученик, объяснительному — соответствует репродуктивный, инструктивному — практический, объяснительно-побуждающему — поисковый.

Ю. К. Бабанский предлагает классификацию методов на основе теории деятельности человека. Он выделяет следующие группы методов: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. Эта классификация учитывает такие основные положения как комплексность и системный подход к методам обучения, многомерность метода как дидактической категории, его обусловленность объективными и субъективными факторами.

Т. А. Ильина, признавая правильность такого подхода к классификации, предлагает внутри первой группы деление по дидактическим целям: методы, используемые для сообщения новых знании (с опорой на слово учителя), методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами; самостоятельная работа; методы программированного обучения и проблемно-поисковые; методы контроля и самоконтроля. Мы, в основном, придерживаемся классификации, разработанной Ю. К. Бабанскям и дополненной Т. А. Ильиной.

Для эффективного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет выбор методов обучения. Это определяется рядом условий. Необходимо учитывать принципы обучения, особенно принцип коррекционной направленности обучения, общие и конкретные цели и задачи обучения, содержание и задачи каждого конкретного предмета, возрастные и психофизические особенности умственно отсталых учащихся, материально-техническое оснащение вспомогательных школ-интернатов и школ, их географическое положение, сложившиеся педагогические традиции, опыт учителей.

Во вспомогательной школе используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также некоторые методы и приемы из других областей дефектологии, например, логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развитие познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитика-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения в старших классах используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения «создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение и в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного материала. Речь идет не только о дидактических играх, но и играх-драматизациях, моделировании реальных ситуации.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике приемов. Например, для запомина-

ния изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумага, согнутых из проволоки, складывание ах из отдельных элементов, палочек, раскрашивание и т. п.

Большое значение имеет сочетание разных методов. Во вспомогательной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. Например, одним учащимся успешно справиться пересказом помогает использование беседы и картинного плана, другие лучше и полнее рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание картинного плана, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.