§1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
Понятие о дидактических принципах. Принцип (от латинского слова — principium — основа) — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.
Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.
Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.
Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов.
Анализ педагогической литературы показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются.
В истории развития педагогической науки дидактические принципы претерпели существенные изменения, что связано с изменением социально-экономических условий жизни общества, общественных потребностей и целей воспитания подрастающего поколения.
В первые годы становления отечественной школы дидактические принципы (как педагогическая категория) не рассматривались, хотя в «Декларации о единой трудовой школе», опубликованной 16 октября 1918 г., были заложены основы для выделения некоторых из них. В этом документе, в частности, указывалось на творческий характер учебного процесса, развитие актив-
ности и самостоятельности учащихся, на индивидуализацию обучения. Однако не было достаточно четкого определения понятия дидактические принципы и отграничения его от других структурных элементов педагогической науки.
Позднее в работах некоторых ведущих педагогов (Ш. И. Ганелин, А. П. Пинкевич и др.) даны первые описания некоторых дидактических принципов. Так, в работе А. П. Пинкевич (1929) они формулировались так: теснейшая связь обучения с общественно полезной работой; соблюдение возрастного принципа; творческий характер учебного процесса, развитие самостоятельности и активности учащихся. Разрабатывались уже не отдельные принципы обучения, а их система (М. Н. Скаткиным, 1950 и др.)
При дальнейшей разработке данной проблемы дидактические принципы рассматривались как отражение определенных закономерностей процесса обучения и взаимосвязи с другими его компонентами. Такой подход был впервые сформулирован в работах М. А. Данилова, В. П. Есипова, а наиболее полное выражение получил в 70-е г.
Существенный вклад в дальнейшую разработку дидактических принципов внесли работы Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова, Т. А. Ильиной, И. Т, Огородникова, Г. И. Щукиной и др.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление