Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач вспомогательной школы принадлежит трудовому воспитанию. В связи с тем, что элементарная общеобразовательная подготовка умственно отсталых школьников не позволяет ставить задачу сообщения им научных основ современного производства, как это происходит в обычной общеобразовательной школе или ПТУ, трудовое воспитание во вспомогательной школе осуществляется специфическими методами и приемами и решает как общие с массовой, так и специальные задачи.
Ученик овладевает основами доступной профессии. С уважением относясь к людям, чьим трудом создается определенный уровень благосостояния общества, он сам стремится добросовестно работать. Он должен понять, что в труде сочетаются личные и общественные интересы.
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе.
Совершенно очевидно, что трудовое воспитание тесно связано с физическим, нравственным, эстетическим,
экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.
Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
Организация трудового воспитания
Результативность трудового воспитания во вспомогательной школе-интернате во многом зависит от его организации. При этом сочетаются индивидуальные, индивидуально-групповые и коллективные формы организации деятельности воспитанников. Дети включаются во все доступные им виды трудовой деятельности. Постепенно они переходят к более сложным видам труда и формам его организации.
Поясним сказанное выше. Индивидуальные поручения наиболее приемлемы в работе с учащимися младших классов вспомогательной школы. Это период, когда детский коллектив еще не сложился и самой авторитетной личностью для детей является педагог. Как правило, именно он поручает детям выполнить то или иное задание, и фактически перед ним школьники отчитываются за его выполнение.
По мере накопления опыта и возникновения групповых интересов, появляется возможность в процессе общественно полезной трудовой деятельности строить взаимоотношения между учениками внутри группы. Общественно полезный труд в этом случае выступает в Роли формирующего и коррекционного средства и при Умелом руководстве со стороны педагога на этой основе может быть создан коллектив.
Опытные педагоги, организуя учащихся, добиваются такого положения, когда деятельность будет носить признаки коллективной. При этом даже индивидуальные учения и задания рассматриваются как часть общего. Например, в классе или воспитательской группе
каждый ученик имеет определенное поручение (уход за растениями, уборка закрепленного за учеником участка, хранение игрового материала и др.). В одном случае учащиеся выполняют его по заданию учителя и перед ним же отчитываются о выполнении. Такое выполнение задания носит сугубо индивидуальных характер. Иначе обстоит дело, когда поручения распределяются между учениками класса, группы и за их выполнение дети отчитываются перед товарищами. Задача педагога во втором случае заключается в умелом регулировании взаимоотношений, в создании необходимых мотивов, условий освоения этой деятельности. Некоторые педагоги полагают,, что такая постановка дела неприемлема в условиях вспомогательной школы. Специальные исследования (1983) и опыт ряда школ Екатеринбургской в Челябинской областей показали, что при умелом руководстве и правильной организации умственно отсталый школьники научаются выполнять необходимые трудовые поручения, вступают в ходе их выполнения в коллективные отношения: обсуждают результаты, отчитываются друг перед другом, оказывают при необходимости друг другу помощь.
В последние годы в практике вспомогательных школ России находят распространение следующие формы коллективного труда воспитанников:
- коллективный труд без взаимной зависимости (в этом случае учащиеся выполняют индивидуальную работу в составе первичного коллектива и подводят коллективный итог ее выполнения);
- коллективный труд с взаимной ответственностью и зависимостью с разделением на операции (данная форма характерна для некоторых видов общественно полезного и производительного труда). При такой организации конечный результат складывается из результатов деятельности каждого члена коллектива, взаимная зависимость осуществляется через объекты труда.
Большое воспитательное значение во вспомогательной школе имеет организация детских трудовых коллективов. В настоящее время они существуют в следующих формах: учебно-трудовая группа, дежурная воспитательская группа (осуществляет дежурство по интернату), трудовые бригады с различным характером выполняемых заданий, технические кружки. Трудовые объединения могут быть с временным составом и характером выполняемой работы
и постоянные. Так, к последним можно отнести учебно-трудовую группу, бригады, осуществляющие выполнение заданий в процессе производительного труда, технически кружки. Необходимым условием правильного комплектования детских трудовых объединений должны быть показатели результативности и слаженности в работе. Они в значительной мере зависят от реального состава группы, бригады. Опыт убеждает в том, что в них должно быть примерно равное количество сильных и слабых учеников. Бригада не должна быть слишком малочисленной или, наоборот, слишком большой. Небольшой состав менее всего способствует развитию социальных форм организации коллектива и не располагает ресурсами для работы. В то же время слишком большие бригады не дают возможности раскрыть способности каждого ребенка. В трудовых объединениях должны быть решены вопросы лидерства, психологической совместимости членов, учета групповых интересов. Создание разновозрастных детских коллективов позволяет осуществлять преемственность в воспитании.
- несколько этапов:
- усвоение задачи каждым ее членом (при необходимости проводится инструктаж, включающий ориентировку и планирование, обучение приемам работы);
- определение формы организации труда;
- распределение заданий и расстановка членов бригады по рабочим местам в соответствии с полученным заданием;
- инструктирование членов коллектива на рабочих местах (педагогически целесообразно передавать часть этих функций сильным ученикам);
- обеспечение внутрибригадных связей, что обусловлено необходимостью проведения взаимного контроля, оказания помощи, внесения поправок в ход работы в целях ее ускорения или замедления;
- обеспечение внешних связей бригады (получение инструментов, инвентаря, материалов и заготовок, сдача готовой продукции и др.);
- текущий контроль выполняемой работы учителем (при выполнении разделением труда пооперационный конттроль должны осуществлять сами участники процесса);
- итоговый контроль, включающий разбор коллективного взаимодействия членов бригады в ходе выполнения работы, количественный учет результатов, качественный анализ изделий.
При правильной организации деятельности детских трудовых объединений могут быть сняты некоторые трудности, обусловленные психофизической недостаточностью школьников. В связи с этим перед педагогами стоит серьезная задача изучать и учитывать в работе имеющиеся у детей особенности трудовой деятельности. Исследования С. Л. Мирского, Е. А. Ковалевой, Н. П. Павловой (1988) показывают, что наиболее целесообразным является учет типических особенностей, позволяющий организовать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе трудового воспитания.
Создание сбалансированной по всем направлениям и педагогически эффективной системы трудового воспитания требует больших организационных усилий со стороны педагогического коллектива, управленческих органов, производственных коллективов связанных со школой предприятий, родительской общественности. Изучение опыта вспомогательных школ показывает, что возможности организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся в них очень большие. К ним необходимо отнести: учебные занятия в мастерских, производственную практику, различные виды и формы общественно полезного и производительного труда во внеклассное время, занятия технических кружков, выполнение трудовых поручений по классу, групповой, спальне, игровой комнате, столовой, проведение бесед о труде, утренников, праздников, посвященных труду, соревнования за звание «Лучший по профессии», встречи с передовиками производства, экскурсии на предприятия.
Разнообразие деятельности при правильной организации детского коллектива создает предпосылки успешного решения задач трудового воспитания.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление