§2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
Специальная общеобразовательная школа-интернат (или школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы народного образования, определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования. Вспомогательная школа как государственное учреждение начала функционировать с 1918 г. Основным направлением специального обучения становится забота о воспитании и обучении аномальных детей с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться.
Процесс развития вспомогательной школы связан с совершенствованием общего образования в стране. Она прошла те же важнейшие этапы развития; изменения, происходившие в школьной педагогике, откликавшейся на требования времени, так же касались и ее.
В 1926 г. устанавливается пятилетий срок обучения во вспомогательной школе. В 1928 г. утверждается первое «Положение о вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей». Вспомогательная школа окончательно оформляется в особый тип специального учреждения. Коррекция, компенсация дефекта выдвигается в качестве основной специальной задачи вспомогательной школы.
В 1931 г. вспомогательная школа становится фабрично-заводской семилеткой (ФЗУ). Однако в основу обучения был положен учебный план массовой школы. Такое направление в развитии вспомогательной школы подверглось критике за потерю специфики, игнорирование своеобразных особенностей вспомогательной школы (И. И. Данюшевский, Н. А. Коновалов, М. Ф. Гнездилов).
В 1936 г. вспомогательная школа преобразовалась в семилетнюю с особым учебным планом и программой. Определяются общие и специфические задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей. Предусматриваются мероприятия по улучшению трудовой подготовки учащихся и их физического воспитания. По всем учебным предметам начинают издаваться специальные учебники, разрабатываются программы профессионально-трудового обучения.
Во время войны (с 1942/43 учебного года) в учебных планах и программах вспомогательной школы нашли отражение требования военной обстановки. На 2 ч. в неделю увеличивается время, отводимое на профессионально-трудовое обучение, сверх учебного плана вводятся основы сельского хозяйства. В III и IV классе вводится военно-физкультурная подготовка, в VII классе — элементы начальной военной подготовки.
С 1969 г. вспомогательная школа становится восьмилетней. Учебный план включает общеобразовательные предметы, труд, в частности сельскохозяйственный, логопедические занятия. Предусматривается расширение пропедевтической работы в младших классах. В старших вводится производственная практика. В целях совершенствования трудового обучения умственно отсталых
школьников и их социальной адаптации с 1969 г. открываются девятые классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой,
С 1970 г. проводится более четкая ориентировка на коррекционно-развивающее обучение. В систему родного языка вводится новый раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», увеличивается количество часов на проведение логопедической работы в учащимися. Расширяется сеть школ с девятыми классами. С целью совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы введен новый предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих большое практическое значение.
С 1986/87 учебного года была изменена структура вспомогательной школы. Внесенные изменения связаны с увеличением срока обучения на 1 год при сохранившемся, в основном, объеме содержания учебного материала. Таким образом, сократилась недельная учебная нагрузка по всем классам, были введены новые виды коррекционных занятий (ритмика и ЛФК). Школа сохранила право иметь восьмилетний срок обучения. Однако большинство вспомогательных школ перешло на десятилетний срок обучения. Вызвано это было тем, что многие умственно отсталые учащиеся, оканчивая школы и 15-16 лет, ни физически, ни нравственно не были готовы вступить в самостоятельную жизнь. Возникали большие сложности с их социальной адаптацией. Ежедневная шестичасовая работа оказывалась непосильной многим выпускникам по состоянию их здоровья. Классы девятые или десятые (в зависимости от срока обучения — восьмилетнего или девятилетнего) с повышенной профессиональной подготовкой стали называться производственными.
Они существуют при вспомогательных школах, имеющих необходимую материальную базу профессионально-трудовой подготовки и производственной практики на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
Производственные классы открываются на основании решения органов народного образования, в ведении которых находятся вспомогательные школы. В эти классы зачисляются выпускники восьмых или девятых классов,
возможности которых позволяют овладеть избранными профессиями.
В настоящее время вспомогательная школа имеет младшие (I-IV) и старшие (V-VIII,IX) классы. Обучение в младших классах носит большую пропедевтическую направленность.
Таким образом, специальной задачей вспомогательной школы является коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников. Исправление недостатков развития достигается, в основном, педагогическими средствами в процессе обучения. Исправление речевых нарушений и моторики осуществляется на коррекционных занятиях — логопедических, ритмики, ЛФК.
Большое значение во вспомогательной школе имеет подготовка умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни. Она осуществляется в младших классах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во время экскурсий и предметных уроков, в старших классах — на специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке, а также в общей системе учебно-воспитательной работы.
Обучение во вспомогательной школе осуществляется по специальному учебному плану, оригинальным программам и учебникам. Разрабатываются специфические методы и приемы обучения умственно отсталых детей. В отличие от всех типов школ вспомогательная школа не дает учащимся цензового образования.
Основным типом учреждения для умственно отсталых школьников является школа-интернат, а в больших городах — школа с продленным днем или группами продленного дня.
Организационной формой обучения умственно отсталых детей является урок. Внеклассные мероприятия осуществляются в группах-классах. Специальные коррекционные занятия по ЛФК и логопедические проводятся индивидуально или по группам.
Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет профессиональную направленность. Задача трудовой подготовки решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и сообщения им системы технико-технологических знаний, умений и навыков по определенной профессии. У школьников формируется
устойчивое положительное отношение к изучаемой профессии.
Трудовое обучение осуществляется по различным видам профессий. Виды трудового обучения в каждой конкретной школе определяются местными органами народного образования с учетом учебно-трудовых возможностей учащихся, условий производственного окружения школы, возможности проведения производственной практики, а также возможности трудоустройства выпускников по месту жительства.
Для занятий по труду IV-VIII, IX и X классы делятся на 2 группы (мальчиков и девочек).
Комплектование учебных групп для профессионально-трудовой подготовки проводится на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей учащихся в 1-3 классах и по медицинским показаниям.
Уроки трудового обучения в 1-П1 классах проводятся в специально оборудованных классах, в IV-VIII, IX классах — в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии.
В производственных мастерских во внеурочное время организуется производительный труд учащихся. Объекты работ производительного труда в V-VIII, IX классах должны соответствовать профессии, изучаемой школьниками данной группы.
Для учащихся старших классов проводится производственная практика на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве, где они трудятся в обычных рабочих коллективах.
По окончании школы выпускники получают документы установленного образца. В документе об окончании восьмиили девятилетней специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательной школы) указывается вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.
По окончании IX или X производственного класса учащиеся сдают квалификационные экзамены по специальности на базовом предприятии, где проводилась производственная практика, комиссии базового предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда), а школа выдает справку об окончании IX или X производственного класса.
Вспомогательные школы имеют учебные кабинеты, библиотеку, учебные мастерские, физкультурный и актовый залы, подсобные хозяйства для трудовой подготовки учащихся, логопедический кабинет для коррекции речи, кабинет врача.
Учебно-воспитательный процесс во вспомогательной школе осуществляют учителя, ведущие общеобразовательные предметы, специалисты по трудовому обучению, физическому воспитанию, логопед, воспитатели.
Руководят вспомогательной школой директор, заместитель или заместители директора по учебной (учебно-воспитательной) работе. Руководители, учителя и воспитатели вспомогательной школы назначаются из числа лиц, имеющих специальное дефектологическое или высшее образование, но прошедшие специальную дефектологическую подготовку. Права и обязанности руководителей вспомогательной школы определяются Положением о средней общеобразовательной школе и Положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе).
Вспомогательные школы имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы (врач-психиатр или педиатр и медицинские сестры). В своей работе врачи руководствуются соответствующими документами, утверждаемыми органами здравоохранения и просвещения.
Школа несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности умственно отсталого ребенка на образование и трудовую подготовку, за создание максимально благоприятных условий для решения таких задач, как организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса, определение содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечение
трудовой подготовки школьников и коррекции их развития в целях социальной адаптации и реабилитации.
В перспективе предполагается развитие не только традиционных, но и новых форм обучения умственно отсталых детей. Прежде всего это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время они обучаются в школах-интернатах смешанного типа, для них создаются специальные школы-интернаты, организуются детские дома семейного типа. Существует система детских домов с обучением детей в обычных экстернатных школах с группой продленного дня или без нее. Это позволяет преодолеть изоляцию, характерную для жизни детей в интернатах. Контакты с детьми, имеющими родителей, знакомство и общение с благополучными семьями открывают возможности более эффективной социальной адаптации и реабилитации детей-сирот.
С целью улучшения учебно-воспитательной работы в школах-интернатах (школах) предполагается уменьшение наполняемости классов и воспитательных групп, деление класса на 2 группы на занятиях по социально-бытовой ориентировке, открытие подготовительных классов.
Вспомогательная школа-интернат (школа) нуждается в улучшении учебно-материальной базы. Ежегодно 85-95% выпускников вспомогательных школ идет в народное хозяйство, остальные в лечебно-трудовые мастерские или на инвалидность. Можно сказать, что задача обучения умственно отсталых детей во вспомогательных школах является важной как в социальном, так и в экономическом планах. Вспомогательная школа, обеспечивая умственно отсталым право на обучение, воспитание и трудовую подготовку, соответствующую их возможностям, должна подготовить трудовые кадры для разных отраслей народного хозяйства. Без необходимой материальной базы, обеспечивающей современный уровень трудовой подготовки, вспомогательная школа не может травиться с этой задачей. Вопросы учебно-материального обеспечения вспомогательной школы должны централизованно решаться органами народного образования и органами власти.
Только 15-20% из числа подростков 16-18 лет, оканчивающих вспомогательную школу, по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в системе ПТУ. Остальные, как правило, вливаются
в трудовые коллективы и начинают самостоятельную жизнь, зачастую не будучи к ней готовыми. Вчерашние школьники с большим трудом адаптируются в окружающей среде и быту. Особенно тяжело этот процесс проходит у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы решить эту важную социальную задачу, необходимо в течение 3-5 лет после выпуска обеспечивать подросткам социальную опеку: следует гарантировать законодательным путем трудоустройство, достойный уровень быта, отдельным выпускникам предоставить возможность повышения не только профессиональной (в ПТУ), но и общеобразовательной подготовки.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление