Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
Общественно полезный труд во вспомогательной школе-интернате не однороден по своему содержанию и результативности. В связи с этим его можно подразделить на следующие виды:
1. Самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд, результаты которого предназначены для удовлетворения личных потребностей учеников и внутренних нужд школы. Таким образом, его общественная значимость замыкается рамками школьного коллектива.
2. Труд в порядке шефства по своему общественному значению стоит значительно выше первого, так как его результаты удовлетворяют нужды других коллективов. Это может быть проведение субботников по очистке прилегающих территорий, уборке сельскохозяйственной продукции и др.
3. Производительный труд, обеспечивающий производство товарной продукции; его результаты предназначены для удовлетворения запросов общества.
Общественно полезная направленность труда во вспомогательной школе усиливается, когда в нее включается большая часть ученического коллектива. Однако сделать 3X0 нелегко. В отдельных случаях происходит упрощение задачи. Например, все учащиеся, занимающиеся одним профилем труда, изготавливают однотипные изделия по заказам. При этом одинаковую по сложности работу выполняют как ученики пятых, так и восьмых классов, какой подход не учитывает возрастных и трудовых возможностей школьников. В этом случае школа полу-
чает товарную продукцию, но снижается уровень обучения.
Совсем другое дело, когда школа занята выпуском довольно сложной продукции. В ряде школ выпускают бытовую мебель, одежду, узлы и детали к машинам и механизмам по заказам предприятий. Поступивший заказ распределяется между бригадами учащихся на основе межколлективной кооперации в зависимости от профессиональной подготовленности, трудовых возможностей, времени, отводимого учебным планом, интересов детей. В процессе кооперации необходимо выделить операции в зависимости от их сложности и с учетом этого распределить их между классами. На основе кооперирования и коллективного (бригадного) изготовления заказов организуется соревнование.
В некоторых школах кооперированное коллективное изготовление продукции осуществляется из материалов или комплектующих изделий заказчика. В этом случае повышается ответственность ученического коллектива (при правильном педагогическом руководстве она может стать по настоящему коллективной), а руководство школы освобождается от несвойственных ему функций снабжения. Кроме того, в такого рода кооперации создаются условия для оказания взаимопомощи между детскими коллективами и отдельными членами, учащиеся чаще вступают в межколлективные и внутриколлективные связи и отношения. Они познают эти отношения «изнутри», непосредственно участвуя в них. Возникает возможность развития у подростков более высокого уровня делового общения, которое характерно для рабочих производственных коллективов.
Более простые формы кооперации могут возникать на основе хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда учеников. Например, дети участвуют в бригаде, задача которой поддержание чистоты и порядка в помещениях школы. В ее состав входят учащиеся разных возрастов из различных классов. Осуществляя уборку помещений, они — это получается само собой проводят работу со своими сверстниками, приучая их поддерживать чистоту в школьных и интернатных помещениях. Кроме того, такая организация труда способствует более широкому деловому и личному общению между учениками, что немаловажно в воспитании детского коллектива.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление