Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
Большинство родителей болезненно реагируют на признание их ребенка умственно отсталым и рекомендацию обучать его во вспомогательной школе. Существование родителей, родных и близких такого ребенка бывает отравлено чувством ущербности, тревожного переживания за его будущность.
Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, оскорбительный интерес у посторонних, как взрослых, так и детей. Насмешки, обидные реплики, пренебрежение, нежелание сверстников допускать их в свое общество — вот что встречает он на каждом шагу. Все это усугубляет и без того незавидное самочувствие родителей.
Еще до поступления ребенка во вспомогательную школу родители испытали горечь, связанную с тем, что ребенок отличался от нормально развивающихся детей во дворе, в детском саду. На родителей сыпались замечания, укоры, требования. Воспитатели жаловались на неадекватное поведение ребенка, на недостаточное качество усвоения знаний и т. д.
Вспомогательная школа должны помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания
родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности вспомогательной школы по отношению к родителям:
1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям вспомогательной школы.
2. Придать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка во вспомогательной школе будет иметь успех.
1
Учитель вспомогательной школы еще до начала обучения стремится познакомиться с ребенком, его родителями, условиями его жизни в семье. От первой встречи часто зависит желание ребенка посещать занятия во вспомогательной школе. Если он начинал школьную жизнь в условиях массовой школы, то неудачи, которые его там преследовали, насмешки сверстников, порицания учителей, переживания родителей — все это оставило тяжелый след в памяти ребенка и настроило против обучения вообще. Задача учителя сгладить негативное отношение ребенка, его родителей к вспомогательной школе, расположить к себе, заинтересовать предстоящими занятиями.
Знакомясь с родителями, учитель проявляет сочувствие к их переживаниям, рассказывает об условиях, целях обучения детей во вспомогательной школе, о той внеклассной работе, которая проводится с учащимися.
Учитель расспрашивает об интересах и пристрастиях ребенка, о том, каким образом можно организовать его внимание, привлечь к игре, добиться выполнения распоряжений. У каждого ребенка можно всегда найти положительные проявления характера. Учитель останавливает свое внимание на этих чертах, выражает восхищение ими («Какой молодец, как он заботиться о маме, о сестренке», и т. п.). Учитель «не замечает» то отрицательное, что он узнает из бесед о ребенке, что окружает ребенка в семье: не очень чистые полы, вещи, отсутствие уюта. Установив, что у ребенка нет домашних обязанностей, что никто не занимается его воспитанием или что он в семье является маленьким деспотом, Учитель не высказывает своих замечаний, не пытается обсуждать увиденное.
Когда ребенок придет в школу на занятия, а придет он первый раз с родителями, учитель не должен жалеть времени на беседу с ними, на то, чтобы показать классное помещение, может быть, школу в целом. Маленький ребенок все первые дни в школе будет нуждаться в помощи родителей. От волнения с ним могут случаться различные неприятности. Обласкать его, привести в порядок костюм должны не чужие, а близкие люди. Если ребенок беспокойный, расторможенный, присутствующий в школе родитель может его успокоить, а при необходимости сдержать его порывы. Таким образом, с первых дней пребывания маленького ученика во вспомогательной школе учитель вместе с родителями вырабатывает у него правильное поведение на уроках и переменах, внимательное отношение к учебной деятельности, дружеское отношение к сверстникам.
Иногда, может быть не столь часто, присутствие одного из родителей бывает необходимо даже на занятиях в классе, и не только в первые дни, а в течение довольно длительного времени. Мама (чаще всего эта мама) такого ребенка сидит на уроках рядом с ним, оказывает помощь в выполнении практических заданий, не дает отвлекаться, провожает в столовую, в туалет, переодевает на физкультуру и т. д. Только тогда, когда поведение ребенка, учебная деятельность будут налажены, учитель сможет отказаться от постоянного присутствия и помощи матери. Учителю, который добросовестно выполняет свои обязанности, такой невольный наблюдатель не мешает, а помогает в работе с детьми. Мать ученика видит, как нелегко учителю в обучении детей, сколько он затрачивает сил, другие родители от нее узнают об отношении учителя к учащимся, о его самоотверженном труде, и авторитет учителя не только не страдает, но повышается.
В дальнейшем учитель должен взять за правило при встрече с родителями сообщать им о ребенке только хорошее. Если же нет возможности умолчать о проступках ребенка, следует сделать это очень осторожно, без гнева, подсказать, как можно поправить случившееся. Жалобы учителя на школьника могут привести к нежелательным результатам. Не все родители достаточно критичны, многие склонны в этих случаях считать, что учитель .«придирается» к ребенку, и свое мнение по этому поводу выскажут при нем. Авторитет учителя в глазах ребенка пострадает, родители же будут избегать
встреч с учителем (кому хочется выслушивать неприятные новости!) Реакция может быть и иной, но столько нежелательной. Родители из желания помочь учителю примутся наказывать ребенка, чем вызовут у него только озлобление против учителя и школы.
Некоторые родители умственно отсталых учащихся ведут неправильный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, нарушают принятые в обществе нормы поведения и пр. Они не занимаются детьми, в доме отсутствует элементарный порядок, не налажено питание, ночью нет тишины и покоя1. Несмотря на все это, учитель при встречах с такими родителями остается предельно доброжелательным, сочувствует всем бедам, которые «преследуют» незадачливых пап и мам и обращается с единственной просьбой — изменить режим жизни ребенка, порадовать его покупкой необходимых вещей и т. д.
Родители умственно отсталых детей не выносят по отношению к себе высокомерия, назидательного тона. Любой работник вспомогательной школы должен считаться с особой ранимостью родителей умственно отсталых школьников, их обидчивостью, возникающей по пустякам, невольной защитной реакцией. Если родители смогут без боязни осуждения делиться своими заботами с учителем, он скорее сумеет помочь им, повлиять на них, оказать поддержку своим ученикам.
В дальнейшем учитель сможет предъявить им более строгие требования, напомнить о необходимости выполнять родительский долг, но это в будущем, и только в том случае, если он завоюет сердца родителей и они поверят, что учитель тот человек, чьи побуждения всегда направлены к добру.
2
О вспомогательной школе обыватели, как правило, отзываются неодобрительно. Родителям, чьи дети направляются во вспомогательную школу, кажется, что их Дети лишаются будущего, что у них в жизни не будет ничего «как у людей». Не рисуя радужных перспектив, надо тем не менее говорить родителям о возможностях
школы, о системе подготовки детей к труду, о том, что дети могут быть подготовлены к самостоятельной жизни. Родителей следует познакомить со школьным зданием (классные комнаты, мастерские, спальни, помещения для отдыха), с учениками. Необходимо показать родителям эстетически оформленные, уютные комнаты, чистоту и опрятность всех помещений, аккуратность, подтянутость учащихся, доброжелательность, дисциплинированность детей, элегантность педагогов. Все эти признаки серьезно поставленного процесса обучения неизменно вызывают чувство уважения и к учреждению, и к персоналу, чьим трудом держится вся эта налаженная жизнь.
В школе необходимо иметь стенды с фотографиями, краткими текстами, рассказывающими о школьных делах, о судьбе выпускников. Старшие ученики школы должны уметь показать результаты своего учебного, общественно полезного труда: тетради с письменными работами, изделия, изготовленные своими руками, рассказать о том, что они изучают по предметам, как проводят досуг. Таким образом, школа, подготовившись к встрече с родителями, может сразу же изменить неблагоприятное о ней мнение («А говорили, что здесь совсем плохие ребята!»).
Перевод ребенка во вспомогательную школу окажется для родителей менее болезненным, если о школе на территории, которую она обслуживает, будет идти добрая слава. Ученики вспомогательной школы должны принимать участие наравне с детьми из массовых школ в различных доступных детям конкурсах: художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, трудовых делах. Учителя массовых школ должны знать, как учат детей во вспомогательной школе, как преодолеваются трудности, каковы результаты. Тогда и они будут более тепло отзываться о вспомогательной школе. Наладив отношения с соседними массовыми школами, проводя с ними совместные мероприятия, открывая двери для детей окружающих школу домов (они могут быть зрителями на школьных праздниках, участниками кружков, могут просто приходить в мастерские, чтобы сделать для себя поделку), вспомогательная школа вызовет уважение взрослых и школьников, имевших случай познакомиться с ее жизнью.
При сравнении вспомогательной школы с массовой она отнюдь не всегда проигрывает. В ней не бывает казенщины, учащиеся всегда под присмотром учителей,
дети умеют себя вести. Но если вспомогательная школа отгораживается от окружающего мира, то это не только снижает успешность подготовки воспитанников к жизни, но и ведет к возникновению всевозможных нежелательных толков и безосновательных домыслов.
При посещении школы родители могут познакомиться с занятиями в мастерских, встретиться с выпускниками школы, работающими на производстве, имеющими семью. В дальнейшем родители, узнав лучше учреждение, в котором учится их ребенок, уже не сомневаются, что он за годы обучения получит неплохую специальность, станет на ноги, сможет самостоятельно трудиться.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление