logo
379711

§1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся

Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и овладением умениями является составной частью обучения.

Учащиеся вспомогательной школы испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым учебным материалом, еще более сложным для них является период формирования, сохранения и применения знаний и умений. Затруднения проистекают как из особенностей, присущих их развитию вообще, так и индивидуальных. Учитель не может руководить процессом усвоения учащимися знаний и умений, не зная этих трудностей. Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Только располагая сведениями об овладении учениками знаниями и умениями, учитель сможет правильно организовать

их познавательную деятельность, оказать им своевременную помощь.

Совершенствуя свое мастерство, учитель ищет пути выработки у учащихся прочных знаний и умений. Без контроля за качеством усвоения учебного материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения, не может решать образовательные задачи, стоящие, перед вспомогательной школой.

Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько успешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оценивают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне понимания, сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может дать детям критерии оценок качества знаний и умений, показать каждому ученику уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижение детей на занятиях, сообщая им результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возможностях в усвоении знаний.

Формируя правильное отношение учащихся к достигнутым ими результатам в учении, учитель стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладеть знаниями, совершенствовать успехи, ликвидировать отставание. Проверка и оценка знаний и умений, приобретаемых школьниками, помогает решать воспитательные задачи, стоящие перед вспомогательной школой.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные ученики. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем вспомогательной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно

того, что некоторые учащиеся получат начальные навыки чтения, письма, счета, узнают минимум знаний об окружающей действительности, жизни общества, привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать самостоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет решена главная задача вспомогательной школы — сделать из ученика полезного члена общества. После окончания школы выпускники, как правило, не продолжают обучения.

Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к порученному дел — главная задача вспомогательной школы. Осуществляя индивидуальный подход, поощряя всех учеников, в том числе и «слабых», учитель помогает им получить удовлетворение от проделанной работы, благодаря чему они не чувствуют своей ущербности.

Но во вспомогательной школе встречаются и такие учащиеся, которых учение не очень затрудняет, они относительно легко овладевают новым материалом, быстро справляются с заданиями. Отсутствие напряжения в учебной работе порождает легковесное отношение к учению, поверхность в суждениях, пренебрежение к «слабым» ученикам. Мастерство учителя проявляется в подборе этим детям таких заданий, которые бы заставляли их трудиться, прилагать усилия к получению хороших отметок, иначе внутренняя пассивность, равнодушие могут привести к тому, что ученик отвыкает с напряжением выполнять умственные действия. Снижение познавательной активности приводит к отставанию по всем учебным предметам, к нежеланию посещать занятия (чаще всего общеобразовательные). Иногда это приводит к нежелательным последствиям.

На уроке, во внеурочное время (при подготовке домашних заданий), учитель и воспитатель наблюдают за деятельностью школьников. Они обращают внимание на быстроту включения каждого ученика в работу, умение сосредотачиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении заданий, доводить работу 8 до конца.

Наблюдая за учащимися, учитель устанавливает, насколько каждый школьник стремится участвовать в общей работе, беседе, нравится ли ему отвечать учителю, когда он чувствует себя более уверенно, отвечая «с

места» или у доски. Многие дети на уроке не поднимают руки, хотя знают материал, другие тянут руки (особенно в младших классах), но не готовы дать ответ.

Учитель обращает внимание на отношение каждого учащегося к ответам одноклассников: вслушивается ли в ответы других детей, реагирует ли на правильность, неправильность чужих ответов, завидует ли хорошим отметкам, похвале, полученной другим ребенком, радуются неудаче других учеников и т. д.

Учитель выясняет, как ученик относится к собственным успехам, неудачам. Насколько долго на него оказывает положительное воздействие хорошая отметка, как долго угнетают замечания учителя, что сильнее оказывает на него стимулирующее воздействие — похвала или порицание.

Учитель не только наблюдает, но и организует такую деятельность детей, которая позволяет проверить качество усвоения знаний и умений. Проверка и оценка (не обязательно сопровождаемая отметкой, хотя дети очень любят получать отметки) должны удовлетворять раду педагогических требований.

С помощью проверки знаний и умений должны выявляться особенности познавательной деятельности школьников, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции.

Проверка и оценка знаний учащихся носят индивидуальный характер. Объективность результатов проверки и оценки знаний и умений должны быть следствием знания учителем возможностей детей. Регулярной проверке и оценке должны подвергаться все этапы в усвоении изучаемых учебных тем, все стороны учебной деятельности детей.

Учителя школы придерживаются единых требований в оценке знаний и умений детей (выполнения работ в тетрадях, на доске, устных ответах, поведения детей, манеры общения). Единство требований должно придавать более ровный, спокойный характер всей учебной деятельности школьников.

Во вспомогательной школе для получения в обучении более высоких результатов большое значение имеет доверие учителю. Поэтому оценка, заключенная в словах такого учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда ученика являются сильнейшим стимулом в учебном труде ребенка. Опытные дефектологи никогда

не таят своего отношения к работам школьников, они демонстративно радуются хорошим работам, огорчаются и:(-за плохих. Правильное отношение учащихся к отметкам формирует учитель на первых годах обучения. Иногда отметка может быть чуть-чуть завышена, но ребенок должен вкусить радость успеха, чтобы потом стремиться к нему снова и снова, поэтому даже самый «слабый» ученик должен когда-нибудь получить хорошую отметку.

Особо следует остановиться на роли плохих отметок в воспитании прилежания учащихся. Двойка, а тем более единица, не просто неприятны ученику, они его обычно раздражают, выводят из себя. Ребенок сердится, весь гнев его направлен против учебного материала, против учителя.

Во всех случаях учитель должен объяснить, за что ученик получил ту или иную отметку. Бывает так, что учитель комментирует отметку таким образом, что ученику остается неясным, что же он сделал хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы результаты стали лучше. Комментарий должен быть кратким, но содержать прямое указание на те положения, которые послужили основанием для отметки.

В работе с учеником учитель всегда замечает малейшие его успехи; не умел — научился, не знал — запомнил и т. д. Вот за это, пусть маленькое, достижение учитель может завысить отметку. Если же ученик старается, прикладывает силы, а продвижения нет, учитель ни в коем случае не ставит ему двойку, тем более единицу. Возможно, учитель не смог найти подход к этому школьнику, чтобы он сумел овладеть материалом, тогда это вина его; ученику вообще этот материал недоступен — тогда учитель вдвойне виноват. Он незаслуженно обижал ребенка, предъявлял ему непосильные требования.

По всем указанным (и другим, не названным здесь) направлениям в работе учитель ведет наблюдения, организует проверочные самостоятельные работы учащихся (с тетрадью, учебником, контурной картой и др.), проводит опрос, а полученные результаты фиксирует.

Наблюдение за учениками учитель ведет постоянно: опрашивает, проводит проверочные самостоятельные работы. Выделяются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. К текущему контролю можно

отнести как наблюдения, так и опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение самостоятельных работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в изучаемую тему. Периодический контроль проводится обычно после изучения программной темы, раздела. Итоговый контроль — в конце учебной четверти, года. Количество письменных контрольных работ по основным предметам (русский язык, математика) регулируется соответствующими документами.

Применяя все названные виды контроля, учитель должен помнить, что контролируя ученика, он одновременно продолжает его обучать. Учитель во вспомогательной школе всегда помогает учащимся подготовиться к проверке, спокойно ее встретить.