§2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
Методы, используемые для сообщения новых знаний Сообщение новых знании осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя.
Объяснение — это истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приемов работы инструментами, содержания наглядных пособий п правил их применения, а также слов и терминов. Этот метод широко применяется во вспомогательной школе как в младших, так и старших классах на различных уроках. Так на уроках чтения, географии, истории, естествознания, труда необходимо объяснение новых слов для понимания читаемого или сообщаемого материала. Эта необходимость связана с тем, что у умственно отсталых школьников, особенно младших, ограниченный словарный запас, содержание многих распространенных слов и особенно специальных терминов они не понимают.
Овладение географическими и историческими понятиями — объективно сложный процесс для учащихся вспомогательной школы, так как для формирования понятий необходима специальная активность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, привлекать имеющийся опыт. В силу недостатков познавательной деятельности школьники плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположные, не могут оперировать усвоенными понятиями при изучении нового материала. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приемов. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации, на которых в изучаемых объектах показаны их главные, существенные черты и второстепенные. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Активно включается прием сравнения,
Особенности развития умственно отсталых детей диктуют рад условий, которые необходимо соблюдать при использовании этого метода; для объяснения подбирается небольшой по объему и доступный материал; изложение его должно быть непродолжительным. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядности или показом способов выполнения приемов работы инструментами, написания букв и цифр и т. д. В случае необходимости объяснение может сочетаться с практическими действиями учащихся с дидактическим материалом; во время объяснения возможны вопросы к школьникам, чтобы активизировать их, проверить, понимают ли они объясняемое.
Объяснение применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал.
Рассказ — это метод, предполагающий повествовательное изложение содержание учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ -изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель его обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.
В первом случае учитель своим рассказом стремится создать положительное отношение к изучаемому, заинтересовать детей, в доступной форме сообщить им задачи предстоящей деятельности.
Рассказ-наложение применяется тогда, когда сообщаемый материал незнаком учащимся, или они имеют о нем отдельные несистематизированные и неточные сведения. Помимо рассказов, глазная дидактическая цель которых заключается в изложении фактического материала, на уроках географии, естествознания, истории применяются рассказы-описания. Их главная цель — создание у учащихся представлений, определенных образов о географических объектах, исторических событиях.. Метод рассказа широко используется при изучении разных предметов школьного курса как в младших, так и старших классах.
Как мы уже отмечали, умственно отсталые школьники не могут усвоить большой по объему материал, особенно, если в нем содержатся трудные для пониманий понятия, явления. Поэтому рассказы должны быть небольшими по объему, содержать ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты. Содержание должно раскрываться учителем конкретно, по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включать новые слова и термины (которые в случае необходимости разбираются предварительно) . Обязательным условием является эмоциональное и заинтересованное отношение учителя к сообщаемому. Целесообразно начинать рассказ с какого-либо занимательно вопроса, факта. Излагаемые сведения следует подтверждать примерами, сопровождать наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов.
При рассказе-описании большой эффект дают картинные штаны, помогающие школьникам не только понять и запомнить различные сведения, но и более четко и образно представить объекты, события, явления. Кроме того, план рассказа учителя может быть записан на доске. По ходу изложения материала учитель обращается к плану, подчеркивая завершение одной части и переход к другой. Такого рода планы помогают учащимся не только в период приобретения знаний, но и служат опорой при их ответах на этапе закрепления.
Рассказ может проводиться в начале урока и занимать небольшую часть его, после чего идет усвоение полученных знаний с помощью упражнений, познавательных игр (при этом используются у тины I: пособия». Возможен и другой вариант сообщения сведений с помощью этого метода. Излагаемый материал разбивается на короткие логические части. каждая из которых завершается выполнением упражнений, лабораторных работ, наблюдениями, направленными на закрепление знаний. В итоге урока в беседе проводится обобщение полученных сведений.
Метод демонстрации. Он как правило применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Последние можно подразделить на несколько видов: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых: знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.
Во вспомогательной школе обучение строится на широком использовании наглядности. В младших классах отдается предпочтение естественным натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным и графическим планам и т. д.
Предметно-операционный план представляет собой ряд полуфабрикатов изделия, доведенных до разной степени готовности и расположенных в логической последовательности. Этот вид пособия и графические планы применяются в первую очередь для обучения младших школьников умению планировать код выполнения изделия на уроках труда, а также служат наглядной опорой на этапе исполнительской деятельности, помогают осуществлять текущий самоконтроль. Используются и простейшие средства символической и схематической наглядности (подвижные таблицы, зарисовки, стрелки-указатели и контуры), элементы цвета ал я обозначения существенных признаков изучаемых объектов и явлений, условно-графическая запись.
В старших классах арсенал средств расширяется, активнее привлекается символическая и схематическая наглядность. Применение ее имеет определенное коррекционное значение, поскольку в сочетании со словесными методами она активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства и отношения изучаемых объектов; служит систематизации приобретаемых знании.
Однако наглядные средства смогут служить чувственной опорой для мыслительной деятельности детей-олигофренов только в том случае, если ими будут поняты уловные обозначения, которые должны соотноситься с конкретными предметами и явлениями. Школьников нужно учить пользоваться готовыми схемами и таблицами, а также динамическими графическими пособиями, символической наглядностью типа географических и исторических карт.
В старших классах особенно полезно использование динамических графических пособий, которые могут строиться, например, на уроке приобретения новых знаний а) самим учителем, б) учащимися пол непосредственным руководством учителя, в) старшеклассниками самостоятельно. Выбор того или иного варианта зависит от темы и задач урока, информированности учащихся об изучаемом материале, их умении пользоваться такого рода пособиями. В результате последовательного поэтапного обучения умственно отсталые школьники достаточно успешно овладевают умением составлять и пользоваться подвижными схемами разной сложности. Для этого готовится набор табличек со словами и словосочетаниями, обозначающими общие и частные понятия. По ходу беседы учителем или учащимся таблички расставляются на магнитной доске в определенной последовательности и соединяются стрелками-указателями, показывающими связь между ними.
Однако применение символической наглядности во вспомогательной школе ограничено, поскольку многие ее виды трудны для понимания умственно отсталыми детьми (сложные учащихся об изучаемом материале, их умении пользоваться такого рода пособиями. В результате последовательного поэтапного обучения умственно отсталые школьники достаточно успешно овладевают умением составлять и пользоваться подвижными схемами разной сложности. Для этого готовится набор табличек со словами и словосочетаниями, обозначающими общие и частные понятия. По ходу беседы учителем или учащимся таблички расставляются на магнитной доске в определенной последовательности и соединяются стрелками-указателями, показывающими связь между ними.
Однако применение символической наглядности во вспомогательной школе ограничено, поскольку многие ее виды трудны для понимания умственно отсталыми детьми (слодств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать.
4. Не следует выставлять всю подобранную к уроку наглядность сразу, нужно демонстрировать ее последовательно.
5. Необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учашихся к умению пользоваться более сложными ее видами,
6. Средства наглядности, выпускаемые для общеобразовательной школы, необходимо адаптировать с учетом возможностей умственно отсталых школьников и программных требовании.
7. Самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения и т. д.).
8. Демонстрируемые средства наглядности должны быть хорошо видны учащимся. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление