§1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
Производительным трудом называют такой труд школьников, в результате которого создаются товарные ценности.
Производительный труд во вспомогательной школе является частью профессионально-трудового обучения и играет большую роль в воспитании умственно отсталых школьников. Производительный труд способствует знакомству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.
Производительному труду во вспомогательной школе всегда придавалось большое значение, хотя были периоды его недооценки.
Умственно отсталые школьники поздно осознают значение производительного труда и свое место в производстве материальных ценностей, однако это обстоятельство не является препятствием к включению учащихся в такой труд, начиная с младших классов.
Большое педагогическое значение имеет систематичность в выполнении трудовых заданий. Систематическое участие в производительном труде воспитывает привычку к труду точно так же, как ежедневное выполнена водных и других санитарно-гигиенических процедур формируют потребность в чистоте.
На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качество, как потребность труде, трудолюбие.
Для производительного труда характерны требования к качеству продукции и срокам выполнения работы.
Это обстоятельство дисциплинирует школьников, принимающих участие в производительном труде, приближает условия работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного труда.
Воспитательная значимость производительного труда возрастает при высоком уровне мотивации трудовой деятельности. Мотив, т. е. побуждение к той или иной активной деятельности, обычно возникает как необходимость удовлетворения определенной потребности. Мотивы деятельности могут быть сильные и слабые. Наивысшую активность вызывают сильные мотивы.
Производительный труд способствует психической и физической выносливости умственно отсталых школьников, воспитывает привычку выполнять повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно продолжительного времени. Опыт трудового обучения и экспериментальные исследования показали, что выносливость и привычка к труду у умственно отсталых школьников непосредственно не связаны с интеллектуальным дефектом. Поэтому у педагога есть возможность сформировать эти качества у учеников на высоком уровне.
Психическая и физическая выносливость учащихся воспитывается в течение всего периода трудового обучения. Но на занятиях производительного труда создаются особые условия для дальнейшего совершенствования этих качеств, благодаря однообразию выполняемой работы, повторяемости трудовых операций. Сформированная в школе выносливость и привычка к труду у умственно отсталых школьников может явиться одним из немногих преимуществ выпускников вспомогательных школ перед другими сверстниками в период адаптации на производстве.
Производительный труд во вспомогательной школе осуществляется на занятиях профессионально-трудового обучения во время производственной практики и во внеурочное время. Каждая из этих организационных форм имеет свои особенности, но в их содержании есть общие черты, заключающиеся в том, что учащиеся в течение определенного промежутка времени выполняют один и тот же повторяющийся комплекс работ.
При организации производительного труда вспомогательная школа должна учитывать свои реальные возможности и производственные условия. Однако при всех Условиях производительный труд учащихся старших
классов должен соответствовать профилю их трудовой подготовки.
В разных школах возможности для организации производительного труда весьма различны. Если в школе хорошо оснащены учебные мастерские и есть возможность регулярного получения производственных заказов по профилям трудового обучения, производительный труд организуется в школьных мастерских. Если на предприятии есть все условия для выполнения учащимися производственных заданий, то его организуют на предприятии. Возможен и такой вариант, что производительный труд организуется как в школе, так и на базе производственных предприятий.
Существуют различия в содержании производительного труда в младших и старших классах. Для младших классов объекты производительного труда подбираются самые простые, доступные для выполнения без особой подготовки.
В старших классах подбор объектов по профилям трудового обучения дает возможность использовать приобретенные учащимися профессиональные знания, умения и навыки, совершенствовать их.
Учебно-воспитательные задачи, которые можно решать в процессе осуществления производительного труда во вспомогательной школе, сводятся к следующим:
1) воспитание привычки к систематическом труду, а на этой основе — потребности в труде;
2) воспитание трудовой и производственной дисциплины и ответственности за качество работы;
3) формирование коллективизма и правильных взаимоотношений в совместной трудовой деятельности; ^
4) закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионально-трудового обучения;
5) приобретение знаний о производственном плане и производительности труда, о себестоимости продукция, нормах и расценках, а также некоторых производственных приемах труда.
Педагогический эффект использования производительного труда во вспомогательной школе может бы достигнут при соблюдении определенных условий.
Прежде всего, в процессе производительного должна быть создана высокая степень мотивации деятельности учащихся. Для этого перед выполнением
производственного заказа или работы по договору, учащимся объясняют, а в отдельных случаях показывают, для чего они будут выполнять этот заказ, какое значение для производства или для местного населения будет иметь та продукция, которую они будут производить. Очень важно, чтобы учащиеся поняли общественную значимость выполняемой работы и роль данных изделий или деталей в технологическом процессе предприятия-заказчика. Например, поблизости от школы находится авторемонтное предприятие и оно предложило изготовлять в школьной слесарной мастерской нужные для них несложные детали. Школа приняла заказ, так как в школьной слесарной мастерской есть все условия для изготовления этой продукции.
Чтобы у учащихся возникли достаточно устойчивые мотивы для выполнения такого заказа, надо не только объяснить им, для чего нужна эта деталь, но и пойти с ними на предприятие, показать, куда она устанавливается, насколько она важна в работе машины.
Если создаваемая школьниками продукция идет в торговую сеть (легкая одежда, головные уборы, кухонные принадлежности, сувениры, рассада цветочных и овощных культур и др.), целесообразно показать ученикам, как идет продажа этой продукции, какие отзывы покупателей о ее качестве. У учеников возникают устойчивые мотивы к данной деятельности, если они знают, что их продукция находит у покупателей спрос.
Для повышения мотивации деятельности учащихся можно использовать и такое обстоятельство, как сдача продукции заказчику. Нужно организовать дело так, чтобы готовую продукцию сдавали учащиеся — изготовители этой продукции. Оценка продукции контролерами и приемщиками предприятия, выражение одобрения и Удовлетворения качеством изделий, так же как публичное поощрение школьников представителями предприятия-заказчика, будет способствовать поддержанию Устойчивой мотивации у учащихся к данному виду Деятельности.
Для школьников старших классов одним из сильных мотивов деятельности является возможность заработка, последнее особенно актуально для детей-сирот. Этот мотив может возникать у учеников без особых усилий стороны педагога, но он нуждается в определенной педагогической регуляции.
Одним из условий эффективной организации производительного труда во вспомогательной школе является его связь с профессионально-трудовым обучением. При осуществлении такой связи решается задача формирования и совершенствования профессиональных навыков у учеников, что способствует повышению качества работы. Чтобы обеспечить данную связь, нужно подбирать такие объекты производительного труда, которые включали бы технологические операции, предусмотренные для освоения на уроках профессионально-трудового обучения.
Организовывать производительный труд можно по производственному типу (т. е. с пооперационным разделением труда), а также в форме индивидуального выполнения заданий.
Выполнение производственных заказов обычно растягивается во времени, однообразная работа в течение длительного времени по-разному действует на поведение учеников. Бывают проявления недисциплинированности, опоздания, неадекватные реакции на справедливые замечания товарищей, неизбежные при тесных деловых контактах, недобросовестная работа при наличии способностей к высококачественному выполнению данного задания. Наряду с этим наблюдается и другое поведение учеников: бескорыстная помощь товарищу, тактичное высказывание замечаний по качеству работы, соблюдение установленного распорядка работы.
Для того чтобы полнее решать воспитательные задачи в процессе производительного труда, нужно следить за поведением учеников и обсуждать все случаи достойного и недостойного их поведения. Важно, чтобы проходило именно обсуждение, т. е. чтобы школьники, а не только учитель высказывали порицание или похвалу ученику. Для таких бесед нужно умело выбирать время, учитывать настроение учеников, но не откладывать обсуждение надолго.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление