§3. Учебные предметы вспомогательной школы
Во вспомогательной школе изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. В них включены некоторые основы наук, отобранные в соответствии с целями обучения, умственными и возрастными возможностями учащихся, содержащие отдельные факты, понятия.
Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения и усвоения, специальной методикой обучения, коммуникативной деятельностью учителя и учеников в процессе обучения, спецификой учебного материала для обеспечения воспитательных целей. Таким образом, учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании. Имеется в виду научное и педагогическое изложение науки, которое еще К. Д. Ушинский рассматривал дифференцирование. В условиях специального обучения это особенно важно учитывать в связи с большими затруднениями умственно отсталых школьников усваивать и фактические данные и, тем более, делать элементарные выводы и обобщения, видеть и устанавливать даже несложные причинно-следственные связи и закономерности.
Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся. Итак, умственно отсталые школьники проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а
также временем, затраченным на усвоение. В основном познания учащихся вспомогательных школ ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.
В современной дидактике «учебный предмет» рассматривается как теоретическое понятие. Он отличается от учебного материала, который является воплощением конкретного содержания образования, подлежащего усвоению за урок, занятие и т. д. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды деятельности.
Специфической особенностью обучения во вспомогательной школе является включение в содержание каждого учебного предмета, пропедевтического периода, направленного на подготовку учащихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в I классе, во время которого осуществляется развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.
Такой раздел обучения русскому языку, как «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» (1-У классы), решая свои специфические задачи, в то же время является пропедевтическим, подготавливающим учащихся к усвоению более сложного материала на уроках объяснительного чтения, истории, географии и естествознания. Изучение различных категорий слов при изучении родного языка в младших классах (И-1У) подготавливает школьников к усвоению грамматических понятий в старших классах.
Ручной труд в младших классах (Ы1) также можно рассматривать как пропедевтический с точки зрения подготовки учащихся к овладению навыками профессионального труда. В то же время для овладения трудовыми умениями и навыками также требуется специальная подготовка.
Пропедевтический период занимает в школе различное количество времени. Однако многие задачи, решаемые в этот период, продолжают оставаться ведущими и при дальнейшем изучении предмета. Так, например,
развитие фонематического слуха, произносительной стороны речи, моторики и другие задачи осуществляются в букварный и послебукварный периоды, а также при изучении конкретных грамматических тем,
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса, В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умственно отсталые первоклассники должны выучить наизусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.
«Грамматика и правописание» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. На основе усвоения элементарных знаний по грамматике и правописанию у учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для социальной адаптации. По русскому языку во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом по правилу (простейшие случаи). При изучении раздела «Слово» в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения простого предложения в младших классах на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме,
при написании деловых бумаг (автобиография, заявление и др.)
Такой раздел программы по родному языку, как «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», направлен на расширение и уточнение у учащихся круга представлений о предметах и явлениях действительности; обогащение их словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи. Школьники знакомятся с предметами их ближайшего окружения, с явлениями природы и их сезонными изменениями.
В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.
На уроках чтения у детей формируются навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на максимальное развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств, необходимых для самостоятельной трудовой жизни. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.
В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.
Математика. В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объема и нара-
станием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счет», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики дается геометрический материал на распознавание простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертежными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера. Весь учебный материал расположен по четвертям, где равномерно нашли свое отражение все названные разделы программы. Самое серьезное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей. В младших классах не все вычисления осуществляются в пределах 100. Арифметические действия с переходом через разряд тщательно отрабатываются и усваиваются в пределах 10, 20, 100. Такая система обучения позволяет школьникам осознанно выполнять все действия с более сложными числами в старших классах.
Естествознание. Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.
География. В начальном курсе физической географии учащиеся учатся ориентироваться на местности, им даются понятия «план», «масштаб», «глобус», «карта»; изучают пояса освещенности солнцем поверхности земли, узнают о их расположении, получают представления о климате. Знакомясь с природой, школьники узнают о ее географическом положении, границах, пограничных государствах, морях, озерах. Они изучают разнообразие природных условий на территории нашей страны, получают
краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.
Курс географии материков и океанов включает краткие элементарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др. Изучается географическое положение каждого материка.
Изучая географию, школьники получают элементарные знания по экономической географии нашей страны. Особое внимание уделяется формированию у учащихся представлений о разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды.
Содержание географического и естествоведческого материала во вспомогательной школе предусматривает элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умения правильно объяснять некоторые явления природы.
История. В основу содержания курса истории как учебного предмета во вспомогательной школе положены эпизодические рассказы по истории нашей Родины. Исторический материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества, труде народа, борьбе за свободу и независимость. В рассказах по истории раскрываются традиции, трудовые и героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры служения своему Отечеству. В содержание обучения в выпускном классе включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны. Изучение основных этапов истории, прав и обязанностей граждан способствует формированию у умственно отсталых школьников нравственных и правовых норм жизни в обществе.
Трудовое обучение во вспомогательных школах осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов: трудовое обучение в 1-1П классах; ручной труд в IV классе на базе школьных учебных мастерских; трудовое и профессиональное обучение в школьных учебных мастерских в У-1Х (X) классах.
Производственное обучение в X классе организуется в тех школах, где имеются хорошо оборудованные
мастерские, квалифицированный состав преподавателей труда и возможность проведения производственной практики на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях. В такие классы принимаются выпускники вспомогательных школ, способные по окончании школы самостоятельно трудиться на предприятиях. ,, На занятиях по трудовому обучению в 1-111 классах предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.
Содержание трудового и профессионального обучения в 4 классе, являясь переходной ступенью от ручного труда к профессиональному, разработано применительно к каждому профилю трудового обучения. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.
Профессионально-трудовое обучение в 5-9 (5-8) классах осуществляется по нескольким видам труда. Каждая вспомогательная школа выбирает профили трудового обучения с учетом местного производственного окружения, его потребностями в рабочих кадрах и возможностями, трудоустройства учащихся по месту жительства. В связи с этим вспомогательные школы кроме использования типовых программ по трудовому обучению (10 видов труда) организует обучение по трикотажно-вязальному, кулинарному, гончарному делу и др. По таким видам труда единых программ нет, школы определяют содержание обучения и разрабатывают программы по образцу типовых, которые утверждаются местными органами народного образования.
В содержание каждого вида труда включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Кроме того учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда. Обучение каждому виду труда рассчитано на сравнительно широкую профессиональную подготовку в пределах одного профиля.
Специальности, выбираемые для профессионально-трудового обучения в 9-10 классах, соответствуют
профилю трудового обучения, по которому учащиеся обучались в 5-8 (5-9) классах, однако такое соответствие рассматривается в широких пределах и распространяется на родственные в разной степени специальности. Содержание профессионально-трудового обучения в 9-10 классах составляет узкая специализация с ориентировкой на конкретные рабочие места базового производственного предприятия, поэтому оно очень вариативно, в противоположность стабильному содержанию этого обучения в 5-8, 5-9 классах. В связи с этим важное значение приобретает правильный выбор базовых предприятий для вспомогательных школ. Ими являются местные заводы, фабрики, животноводческие фермы, тепличные комбинаты, ремонтные мастерские.
По окончании IX или X производственного класса учащиеся сдают квалификационный экзамен по тем же правилам, как это принято на данном производстве. Документ о полученной квалификации выдается выпускникам базовым предприятием.
Изобразительное искусство. Изобразительному искусству в вспомогательной школе придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства. Изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которого направлено на развитие у учащихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию.
Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, они способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Черчение. Курс черчения во вспомогательной школе развивает у учащихся графическую культуру, формирует у них умение читать и выполнять несложные чертежи. Содержание черчения тесно связано с трудовым обучением. Это выражается в использовании общих приемов работы, таких, как чтение чертежей, изготовление и чтение по ним изделий, использование инструментов в процессе выполнения эскизов и чертежей. Кроме того, в IX классе учащимся даются сборочные чертежи изделий по специальностям, изучаемым в школе.
Пение и музыка. Основой музыкального воспитания является хоровое пение как наиболее активный способ развития музыкальных способностей учащихся. В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.
У школьников развивается интерес к слушанию музыки вокальной, инструментальной, оркестровой. Они знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами, учатся различать мелодии. Ученики получают элементы музыкальной грамоты и нотной записи, узнают о творческой биографии видных композиторов, их произведениях. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.
Физическая культура во вспомогательной школе имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащимся даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой они овладевают ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С I по VII класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с IV — спортивные.
Социально-бытовая ориентировка. Содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятии службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, правильно вести бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально-бытовой ориентировки как
учебных занятий способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении. Дети усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.
Ритмика. Содержанием специальных коррекционных занятий по ритмике является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление