§1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
Понятие метод можно определить как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Среди приемов, используемых в процессе трудового обучения, есть универсальные, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов (наводящих, проблемных, побуждающих и др.) может применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Такое же универсальное значение имеют приемы повторения, сравнения, выделения главного, существенного в изучаемом материале. Вместе с тем в профессионально-трудовом обучении в целом, также в обучении тому или иному виду труда могут применяться специфические методические приемы.
Различие трудового обучения во вспомогательной и массовой школах состоит не столько в самих методах, сколько в особенностях применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционно направлений работы.
Например, умение планировать предстоящую работу на уроках труда формируется у умственно отсталых Детей очень медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с технологическими
картами, когда планирование будущих трудовых действий и операций превращается во внешний зрительно контролируемый процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.
Известно, что по способам передачи и соответственно — восприятия учебного материала методы обучения разделяют на следующие группы:
1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).
2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия. учебной информации (наглядные методы).
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестезического восприятия ее (практические методы).
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы учащихся.
Объяснение. Объяснение — это краткое доказательное изложение учебного материала.
Для того чтобы умственно отсталые школьники восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования, например, показ нежелательных последствий, к которым может привести несоблюдение правил, нарушение необходимого порядка действий. Учителю приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.
Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся. Учитель обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведенные им доказательства.
Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.
Рассказ. Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Для него характерны образность, эмоциональность, стройность.
Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказа интригующим, указывает на значимость и пользу сообщаемых сведений, т. е. прибегает к приемам, активизирующим внимание учащихся.
Учитель выбирает наиболее выигрышный для данного материала способ изложения. Можно начать с того, что привести конкретные данные, факты, наблюдения, а затем на их основе делать выводы и обобщения, а можно использовать обратный, дедуктивный прием. Побуждая к активной мыслительной деятельности, учитель сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходство между ними. Таким образом рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и беседой, а также наглядными и практическими методами.
Беседа. Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимся. Во время беседы учащимся приходится обдумывать вопросы учителя, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы — такая активизация мыслительной деятельности учащихся на занятиях является главным достоинством беседы. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе, поэтому как метод обучения она наиболее применяема на уроках труда во вспомогательной школе. В зависимости от содержания и целей беседы она может быть вступительной, объяснительной, обобщающей, эвристической. К любой беседе учитель заранее готовит вопросы, продумывает ее ход и завершение.
От постановки вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам, очень многое зависит. Если вопросы ставятся так, что можно ограничиться ответами «да»' или «нет», беседы не получится. Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, Достаточно аргументированному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам.
Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.
Во вспомогательной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На Уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины их изображения, различные инструкционные карты,
модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, а также учебные фильмы.
Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления умственно отсталых школьников.
Укажем прежде всего на такую особенность применения наглядных пособий, как строгая приуроченность демонстрации к определенному этапу занятий.
Для одного занятия по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость умственно отсталых учащихся, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах занятий, убираются с демонстрационных щитов.
Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия учащихся нужно организовать не только с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить (разборные модели, подвижные технологические карты, различный раздаточный материал), но и с плакатами, таблицами и др. Возможности активной работы с последними ограничены, но все же они есть.
При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Опыт ставится таким образом, чтобы изменения, происходящие с материалами при различных воздействиях на них, были хорошо заметны. Ход опыта и результаты, полученные учениками, обсуждают все вместе.
Наблюдения. Наблюдение — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.
На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время производственных экскурсий. Наблюдения во вспомогательной школе дол-
жны быть особым образом организованы, продуман подбор объекта для наблюдений, четко поставлены задачи, даны объяснения, как наблюдать и регистрировать результаты. Учитель постоянно поддерживает внимание учащихся, направленное на объект с целью выявления его отличительных и существенных признаков.
Важным моментом в организации наблюдении является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением.
Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся — как правило, после многократных показов и объяснений — усвоили последовательность работы и правильно выполнили пробные упражнения.
Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс работы Учащимся хорошо знаком и все трудовые операции ими усвоены.
Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.
Упражнения — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Различают установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения. Упражнения на уроках труда даются ученикам в виде определенных заданий.
Как показывает опыт, процесс усвоения идет успешнее, если первичное ознакомление с новыми приемами выполнения тех или иных операций осуществлять изолированно от конкретных практических работ путем проведения специальных упражнений, которые называют установочными.
В упражнениях на усвоение новых трудовых приемов предусматривается вначале формирование знаний и представлений о содержании приема, а затем практическое использование трудовых действий.
Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций, отличающихся трудоемкостью или повышенными требованиями к качеству работы.
Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделий, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. К тренировочным относятся также упражнения, выполняемые фронтально на специальных приспособлениях и тренажерах. Возможны и индивидуальные упражнения, в то время как основная группа учеников выполняет другое задание.
Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т. д.).
При выполнении этих упражнений особое значение приобретает умение учащихся ориентироваться в задании, планировать работу, рационально ее организовывать и контролировать. Перед началом выполнения таких упражнений основные усилия учителя направляются на усвоение учениками цели деятельности, на формирова-
ние у них образов конечного и промежуточного результатов труда и усвоение плана предстоящей работы. В процессе выполнения упражнений особое внимание обращается на изучение нового материала, а также на формирование умений самоконтроля.
Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности учащихся в работе. В процессе таких упражнений учащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденный учебный материал. Однако в нужной мере развитие самостоятельности в формирование трудовых навыков происходит при выполнении таких упражнений, которые можно назвать рабочими. Эти упражнения отличаются тем, что в их содержании нет новых элементов, весь процесс работы учащимся хорошо знаком, т. е. происходит полное и систематическое повторение комплексов операций в процессе изготовления полезных изделий.
На первое место в этих упражнениях выдвигается задача улучшения качества работы и развития скоростных показателей труда. Для этого важно иметь в достаточном количестве и необходимого качества оборудование, инструменты и материалы.
Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний.
Во вспомогательной школе лучше всего их проводить фронтально. Это требует наличия необходимого оборудования в достаточном количестве. Для лабораторных работ нужно подбирать такие образцы материалов, на которых можно хорошо различать происходящие с ними изменения.
В процессе работы учитель следит за правильностью выполняемых действий, иначе могут получиться неверные результаты. Наиболее ответственный момент занятия — анализ полученных результатов. При подведении итогов каждый ученик сообщает свои данные, которые тщательно обсуждаются, после чего в коллективной беседе делаются выводы.
- Воспитание и обучение детей
- Введение
- Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики
- Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики
- §1. Олигофренопедагогика как наука
- §2. Становление вспомогательной школы и ее задачи
- §3. Современные исследования в олигофренопедагогике
- Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости
- Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников
- Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе
- Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы
- Раздел II Обучение
- Глава 1. Дидактические принципы обучения
- §1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике
- Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике
- §2. Дидактические принципы вспомогательной школы
- Воспитывающая и развивающая направленность обучения
- Научность и доступность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Связь обучения с жизнью
- Принцип коррекции в обучении
- Принцип наглядности
- Сознательность и активность учащихся в обучении
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков
- Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе
- §1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе
- §2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы
- §3. Учебные предметы вспомогательной школы
- Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе
- §1. Общая система и классификация методов обучения
- §2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков
- Методы работы с техническими средствами обучения
- Программированное обучение
- Глава 4. Урок в вспомогательной школе
- §1. Общая структура урока
- §2. Типы уроков во вспомогательной школе
- Сообщение новых знаний
- Закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Подготовка учителя к уроку
- Глава 5. Другие формы обучения
- Специальные коррекционные занятия
- Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
- §1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся
- §2. Устный опрос в системе проверки знаний
- §3. Письменные работы в системе проверки знаний
- Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе
- Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения
- Глава 2. Дидактические основы трудового обучения
- §1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции
- Психологический аспект проблемы
- Решение общекоррекционных задач в процессе обучения
- Формирование учебной активности школьников
- Развитие осознанного регулирования деятельности
- Глава 3. Методы и формы трудового обучения
- §1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе
- §2. Формы организации трудового обучения
- Типы занятий
- Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- §1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- §2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Производственная практика учащихся
- Раздел IV. Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- §2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы
- Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- §1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- §2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка
- §3. Основные движения
- §4. Понятие об осанке
- §5. Урок физической культуры
- §6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
- Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
- Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- §1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
- Эстетическое воспитание в процессе обучения
- Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи Отношение родителей к школе
- Пропаганда педагогических знаний
- Организационные формы совместной деятельности семьи и школы
- О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье
- Раздел V. Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе
- §1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- §2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой) Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
- §3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оглавление