logo
МПП метод реком

4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний

Многие преподаватели считают проверку знаний и оценку знаний одной из наиболее сложных педагогических задач в процессе обучения.

Карандашев В.Н.(2007) выделяет следующие основные принципы проверки и оценки, на которые ориентируются преподаватели психологии при реализации образовательных программ.

1. Объективность. Заключается в необходимости оценивать знания обучающихся независимо от субъективного мнения оценивающего. Различные проверочные процедуры обеспечивают объективность в разной степени: 1) с четко сформулированными заданиями лучше, чем с заданиями общего и неопределенного характера; 2) письменные работы лучше, чем устные; 3) с четкими критериями правильности ответа лучше, чем с туманно выраженными критериями; 4) проводимые независимыми экспертами лучше, чем одним экзаменатором. Педагогические установки преподавателя в отношении студента, сформировавшиеся под влиянием определенных предшествующих факторов, влияют на оценку знаний и отметку. Следовательно, важной задачей преподавателя является осознавать это и минимизировать влияние собственных субъективных установок.

2. Валидность. Заключается в необходимости гарантировать получение достоверной информации о знаниях, умениях и навыках обучаемых. Для этого преподавателю важно быть уверенным в том, что контрольное задание выполнено студентом самостоятельно (без посторонней помощи), что оно характеризует знания именно этого обучаемого. Предотвращение списывания, подсказок и плагиата – серьезная педагогическая проблема.

3. Надежность. Заключается в необходимости гарантировать, что знания учащегося, получившие определенную оценку, сохраняются на длительный срок. Реализация этого принципа наиболее сложна, поскольку процедуры оценки знаний проводятся, как правило, однократно.

4. Дифференцированность. Заключается в необходимости оценивать знания таким образом, чтобы получаемые обучающимися оценки и отметки дифференцировали их уровень и качество. Степень дифференцированности зависит от ее необходимости и целесообразности. В ряде случаев отметок «зачет-незачет» бывает достаточно, когда оценивается выполнение или невыполнение определенных заданий. В других случаях необходима более дифференцированная система, включающая отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Иногда возникает необходимость в большей дифференцированности выставляемых отметок. Для этого применяются другие шкалы, например, 10-балльная шкала. В этом случае важным условием ее использования является наличие надежных критериев (и знание их студентами) для различения отметок в практике их применения.

5. Системность. Заключается в оценке знаний студентов содержания всех разделов и тем курса, а также всех компонентов учебного материала (психологических теорий, понятий, примеров использования понятий, классификаций, закономерностей, применения этих закономерностей на практике, переноса знаний на новые объекты и понятия). Несоблюдение этого принципа приводит к тому, что экзамен превращается в «лотерею». Успешная его сдача приобретает вероятностный характер, тем самым отметка лишается объективности. Для достижения системности необходимо использовать комплексы оценивающих процедур, разные типы формулировки вопросов и постановки проверочных заданий. В результате они могут выявить все основные составляющие знаний, охарактеризовать знание как отдельных тем и понятий, так и понимание связи содержания отдельных тем друг с другом.

6. Систематичность (или регулярность). Заключается в необходимости проводить оценочные процедуры регулярно и периодически в ходе изучения курса. Это обеспечивает стимулирование регулярной самостоятельной учебной деятельности студентов и систематическое накопление знаний по учебной дисциплине. Целесообразно проводить проверочные работы после изучения каждой очередной темы, завершения раздела программы, а также в конце всего курса. Так можно преодолеть старый недостаток российской вузовской системы обучения «от сессии до сессии…».

7. Конфиденциальность. Заключается в том, что преподаватель должен принимать необходимые меры для того, чтобы результаты оценки были известны только ему самому, студенту и руководителю образовательной программы. Особое внимание этому аспекту оценивания уделяется в американских университетах. Публичное оглашение отметок считается нарушением права личности на конфиденциальность. Однако в российской образовательной системе этому вопросу не уделяется должного внимания. Напротив, порой информирование товарищей по учебе и коллег об успехах или недочетах конкретного студента рассматривается как способ положительного или негативного стимулирования.

Данные критерии применимы к учебным занятиям по психологии предметно-ориентированного типа, которые предполагают четко очерченный круг знаний, подлежащих усвоению. На занятиях по психологии личностно-ориентированного типа невозможно придерживаться многих из перечисленных принципов, поскольку часто не существует достаточно объективных, валидных, дифференцирующих критериев развития психологических умений или личностного роста. На таких занятиях, как и на многих психологических тренингах, соблюдается принцип безоценочного отношения. Отметки не выставляются.

При оценке знаний по психологии, как и по другим дисциплинам, может использоваться два типа оценивания:

1) нормативное оценивание или

2) оценивание на основе распределения результатов.

Нормативное оценивание подразумевает оценку степени соответствия знаний студентов определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами. При этом оценивается, насколько полные, точные, глубокие знания продемонстрировал обучающийся. При такой стратегии оценивания существуют определенные эталоны знаний, к которым стремятся обучаемые, и они могут их достичь. Таким образом, большинство студентов учебной группы, в принципе, может получить отличные отметки. Однако практика ежегодного оценивания в целом приводит к кривой нормального распределения отметок. Систематическое преобладание отличных отметок порой рассматривается как признак заниженного уровня требований, а преобладание удовлетворительных и неудовлетворительных отметок – завышенного уровня требований экзаменатора.

Оценивание на основе распределения результатов. Такую стратегию оценивания в американском образовании называют «оценкой на кривой». Под «кривой» подразумевается кривая распределения оценок, которые получили все студенты данного учебного курса. В соответствии с такой кривой небольшая доля студентов получают оценки ниже среднего уровня (например, «удовлетворительно»), другая небольшая доля – оценки выше среднего (например, «отлично»), большая же часть студентов попадает в центральную часть кривой и получает средние оценки (например, «хорошо»). Таким образом, оценка и отметка одного студента зависит от отметок других. При такой стратегии оценивания нет строго фиксированных эталонных знаний, они меняются в процессе реального оценивания. Реальные проблемы, с которыми сталкивается экзаменатор при поиске объективных эталонов для нормативного оценивания, приводят к необходимости ориентироваться на среднестатистическое распределение результатов. Часто преподаватели оценивают знания студента выше или ниже в зависимости от того, какую отметку поставили предыдущим студентам. Это объективные трудности процесса оценивания. Формулировка четких критериев помогает их преодолеть, но определить эти критерии непросто.

Планирование мероприятий по проверке и оценке знаний студентов может помочь решить проблему объективного оценивания. Преподаватель должен заранее предусмотреть:

1) какие критерии и показатели он будет использовать в оценке успеваемости студентов по учебной дисциплине;

2) будет ли учитываться посещаемость занятий и активность студентов;

3) как часто будет проводиться проверка знаний;

4) какие виды и формы оценивания будут использоваться;

5) когда будут проводиться проверочные процедуры: даты и время;

6) какова будет длительность каждой проверочной процедуры и какие учебные часы будут для этого использоваться;

7) каким будет вклад каждой текущей оценки в итоговую оценку по всему курсу.

С перечисленной информацией следует познакомить студентов на первом занятии. Это позволит им заранее спланировать основные виды своей учебной активности, своевременно сориентироваться в требованиях преподавателя к усвоению знаний по учебной дисциплине.

Приложение 1